Московская глубина: зачем столице водолазы
5 мая в России отмечают День водолаза. Праздник учредили в 2002 году, к 130-летию открытия в Кронштадте первой в мире водолазной школы, хотя история водолазного дела в России насчитывает несколько веков. Здесь мало романтики Поиск сокровищ, исследование дна и подводных обитателей — образ водолазов романтичен только в фильмах. Сегодня представители этой профессии задействованы на военных объектах, в составе городских служб и спасательных подразделений. В отличие от дайверов водолазам приходится работать в условиях практически нулевой видимости, каждое погружение для них — это риск. Именно поэтому в России для женщин профессия водолаза официально под запретом. На страже жизни без скидок на погоду Поисково-спасательный водолазный отряд создан 30 января 1998 года в структуре Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС). С тех пор его представители работают круглосуточно, невзирая на погоду и время года. Обычно водолазы работают в тандеме со спасателями на воде. Около основных зон купания и пляжных территорий за безопасностью жителей круглосуточно следят сотрудники поисково-спасательных станций. Таких станций в разных частях города 24. Например, ППС «Левобережная» охватывает акваторию канала имени Москвы возле северной части МКАД, Химкинское водохранилище и часть Бутаковского залива. ПСС «Строгино» занимается акваторией Строгинской поймы и Чистого залива, также свои поисково-спасательные станции есть в Зеленограде и ТиНАО. На больших территориях за акваторией следят на автомобилях и катерах, а для передвижения по мелководью и льду спасатели используют судна на воздушной подушке. В среднем ежедневно проходит почти 149 патрулирований на плавсредствах и 58 — по берегу. Водолазный отряд привлекают для патрулирования зон у воды, где нет спасательных станций. Дежурные следят за безопасностью жителей, летом проводят профилактические беседы о запрете купания в непредназначенных для этого местах, а зимой предупреждают рыбаков и отдыхающих об опасности выхода на лед. «Как правило, везде на водоемах есть информационные знаки о запрете купания и выхода на лед. При происшествиях обычно вызывают службу 112, и там уже оперативный дежурный в зависимости от места вызывает ближайшее спасательное подразделение или наш водолазный отряд. В зонах с купанием есть телефоны спасательных станций, также можно обратиться непосредственно к дежурному ГКУ “МГПСС” по телефону: +7 (916) 930-64-47», — уточнил Денис Гусев. В прошлом году в зонах ответственности поисково-спасательных станций было зарегистрировано 118 происшествий. Удалось спасти 117 человек и восемь животных, 196 пострадавшим оказали первую помощь. Поисково-спасательный водолазный отряд выполнил порядка ста выездов для проведения подводно-технических и поисково-спасательных работ и обеспечения безопасности водных мероприятий. Денис Гусев отметил, что в зимний период работа водолазов осложняется низкой температурой воды и наличием льда: «Работаем круглый год, погружаемся под лед, если есть необходимость. Как правило, зимой поступают вызовы о провалившихся под лед рыбаках, а из-за гололеда увеличивается число автомобилей, которые вылетают с набережных в реку. Извлекаем автомобили и пострадавших, если они есть. Людям редко удается выбраться самостоятельно». Даже в условиях распространения коронавируса спасатели продолжают следить за безопасностью горожан. Попавшим в трудную ситуацию оказывают всю необходимую помощь, а для предупреждения жителей о запрете купания и соблюдении режима повышенной готовности используются мегафоны. В штатном режиме идет подготовка к летнему сезону. Спасатели закончили первичное обследование пляжей и зон отдыха у воды, а после 6 мая начнутся проверки безопасности акваторий для купания. Дело техники: почему роботы важны, а человек незаменим За последние годы техникой нового поколения укомплектовано уже 19 поисково-спасательных станций. На дежурства заступили судна на воздушной подушке, катера оснастили современными спасательными средствами. Отряд получил новый водолазный автомобиль и снегоход с отапливаемой кабиной, позволяющие специалистам работать в комфортных условиях. В распоряжении спасателей также приборы для измерения толщины льда и эхолоты. «В прошлом году закупили телеуправляемый необитаемый аппарат — это робот с камерой, который погружается под воду и передает изображение на поверхность. Как правило, он используется, если нет возможности спустить водолаза или существует большой риск для жизни спасателя. Сначала осматриваем роботом, а потом принимается решение, погружать водолаза или нет», — отметил руководитель отряда. Но никакие современные средства не заменят человека. Команда спасателей состоит из специалистов с большим опытом, устойчивой психикой, точно знающих и выполняющих свои обязанности. «Чтобы попасть в отряд, водолаз должен быть как минимум шестого разряда, с большим опытом. У нас нет текучки, коллектив давно сложился, и люди работают не один десяток лет, некоторые — еще с основания отряда», — уточнил Денис Гусев. Каждый спуск — это риск Путь водолаза Сергея Бабушкина в поисково-спасательном отряде начался в 2005 году. За свою карьеру Сергей Бабушкин неоднократно участвовал в спасении и поиске людей, извлечении автомобилей из воды, а также помогал правоохранительным органам в поиске улик. Поиск в городах осложняется плохой видимостью. В среднем это 20–40 сантиметров, в редких случаях предметы различаются на расстоянии метра. «Если ориентир — какой-то автомобиль, понятное дело, что он большой, его не пройдешь. В основном знаешь, что должен найти. Из улик это часто ножи, пистолеты, телефоны и ноутбуки», — отметил Сергей Бабушкин. По словам водолаза, при погружении можно найти что угодно. Например, спасатели натыкаются в московских водоемах на самокаты, велосипеды и мопеды, находили якоря. Однако нахождение под водой — это не развлечение, а постоянный риск. Поэтому водолазы строго соблюдают технику безопасности и работают командами. Один человек спускается под воду, его с суши страхует еще один водолаз, а обеспечивающий помогает подносить снаряжение. «Каждый спуск — это риск, ты не знаешь, что там тебя ждет. Можно запутаться в старой рыболовной сети, зацепиться за корягу или еще что-то, но для нас, профессионалов, это не представляет большую опасность», — подчеркивает Сергей Бабушкин. От дюкеров до коллекторов: водолазы в городе Еще несколько лет назад городу для проведения работ под водой приходилось нанимать профессионалов из частных компаний. Сегодня ремонтом подводных промышленных коммуникаций и очисткой водоемов занимается несколько служб. Первая водолазная служба для нужд города появилась в 2014 году на базе ГУП «Мосводосток». Специалисты отвечают за обследование и очистку открытых русел рек и подземных коллекторов от ила, подводный ремонт коммуникаций, благоустройство территории и подготовку к купальному сезону, а также утилизацию утонувшей техники. Желающие попасть на работу должны три месяца отучиться в водолазной школе и получить четвертый разряд. Начинающим придется сначала поработать на поверхности, и только через год они смогут пойти на повышение разряда. «Водолаз пятого разряда уже допускается до обследования технических сооружений и поиска затонувших предметов. После того, как набирается больше тысячи часов работы под водой, водолаз может пройти обучение и получить шестой разряд. Такие специалисты занимаются резкой металла и сваркой, могут руководить спуском», — уточнил Владимир Кузнецов. Сам он пришел в Мосводосток три года назад в качестве главного специалиста, имея за плечами колоссальный опыт работы. Вся его жизнь связана с водой. Он начал работать водолазом в 1989 году, после окончания школы поступил в Кронштадтскую водолазную школу. Затем были три года на флоте, переход в экспедицию подводных работ особого назначения и служебные командировки. Из многочисленных заданий водолазу особо запомнился подъем самолета времен Великой Отечественной войны на озере Глубоком в Псковской области. «Информация об истребителе сохранилась в архивах. Раненый летчик посадил машину на лед в 1942 году. Когда немцы наступали, самолет так и был на льду, а весной ушел на дно. Найти его попросили местные жители. Мы нашли и достали. Самолет сохранился, только крылья отпали. А летчик тогда выжил», — рассказал Владимир Кузнецов. В Москве тоже случались интересные находки. Так, со дна Кольского пруда водолазы достали три машины советских времен: запорожец, жигули и москвич. В прошлом году водолазы проводили работы по подъему в Кожуховском затоне парохода «Казань» 1957 года постройки и земснаряда на противоположном берегу. Есть и забавные истории. Одна из них произошла на Северной Двине при осмотре трубопровода под Архангельском. «Запустили робота для внутреннего осмотра дефектов трубы, а он застрял в ней, — вспоминает водолаз. — Чтобы достать, пришлось спуститься на глубину около 12 метров. Из-за особенностей воды там практически нулевая видимость. И вдруг сначала из рук словно вырвали электроды, потом пассатижи и молоток. Пошел смотреть ближе, оказалось, что все прилипло к трубе, так как от робота (он идет с датчиками и магнитами) труба сильно намагнитилась». Помощь городскому хозяйству По словам Владимира Кузнецова, основные обязанности водолазов Мосводостока — очистка и ремонт коллекторов и водоемов: «Есть коллекторы и три тысячи диаметром. Водолаз туда заходит и начинает убирать иловые отложения, проводить очистку на длину коллектора 100–150 метров». Роботов не применяют: при такой работе почти не бывает мест с затрудненным доступом. Оборудование для резки и варки металла используется такое же, как на земле. При этом иногда водолаз может попросить перенести время спуска или отказаться от работы. «Причиной может служить как обычный насморк, так и просто плохое предчувствие. В этом случае работник докладывает старшине, у нас к этому нормально относятся, ведь водолазы тоже суеверные. Можно отказаться от погружения раз-два, но, конечно, не постоянно», — уточняет водолаз. Подводных специалистов активно привлекают к благоустройству столицы. Последним серьезным проектом стала работа водолазов Мосводостока совместно с ГБУ «Гормост» на Северном речном вокзале. «Мы провели детальное обследование от шестого до первого причала, укрепляли причальную стенку, делали срезку свай», — отметил Владимир Кузнецов. В этом году запланированы большие работы на Яузе, предстоит очистить от ила и мусора семь километров реки от Глебовского моста до гидроузла на бульваре Академика Туполева. В мае должны начаться обследование и подготовка к купальному сезону водоемов от Троицка до Зеленограда. Среди них Белое и Черное озера, Школьный и Большой Садовый пруды и многие другие. Водолазам предстоит убрать весь мусор и крупногабаритные предметы, которые могут представлять опасность в местах купания. Но сейчас все графики скорректированы, большинство водолазов, как и остальные москвичи, остаются дома. Работают только пять человек из дежурной бригады. На базе комплекса городского хозяйства Москвы также функционируют водолазные службы Мосводоканала и Мосгаза. Они помогают в строительстве и обсаживании подводных дюкеров и водопроводов. Так, в этом году началась прокладка 300-метрового подводного тоннеля для газопровода-дюкера «Новодевичий». Также планируется реконструировать четыре столичных подводных газопровода-дюкера — «Даниловский» (ведутся заключительные работы), «Новодевичий», «Химкинский» и «Тушинский».