К июню рост дебиторской задолженности регоператоров может вырасти до 55 млрд рублей
Как пояснил "РГ" представитель самарского регионального оператора "ЭкоСтройРесурс", средняя собираемость платежей за мусор в регионе в марте за февраль была примерно 82%. С момента введения режима самоизоляции собираемость понизилась: в апреле за март она составила чуть более 60%. Не исключено, что в мае собираемость за апрель, когда самарцы уже безвылазно сидели по домам, снизится еще более существенно. Вместе с тем за последний месяц количество ТКО увеличилось в среднем на 25%. В Самарской области регоператор вынужден был организовать дополнительные рейсы на адреса, где контейнеры наполняются быстрее обычного. Но проблем с несвоевременным вывозом ТКО в Самаре и в целом по области пока нет. Задействованы 700 единиц спецтехники (затраты на топливо и санобработку) и сотни людей (зарплата). Также необходимо регулярно рассчитываться с сортировочными станциями и полигонами. Сэкономить на чем-то не получится, ведь это единый механизм обращения с ТКО. Сбой в одном месте "цепочки" приведет к переполненным контейнерам. Пока регоператор справляется, рассчитывая на помощь отрасли с федерального уровня. В дни "самоизоляции" работы для ульяновских региональных операторов по вывозу мусора стало больше чуть ли не втрое. "Мы промониторили объем отходов, который в сегодняшних условиях образуется на территории Ульяновской области. Он увеличился почти в 2,8 раза. По поручению министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области региональные операторы скорректировали планы-графики вывоза ТКО и также сейчас привлекается специализированная техника для недопущения образования навалов и несанкционированных свалок. Повышения тарифов это не повлечет", - сообщила и.о. министра природы и цикличной экономики региона Гульнара Рахматулина. В апреле в области объем отходов вырос на 30%. Как рассказал исполняющий обязанности директора оператора по вывозу ТКО "Горкомхоз" Дмитрий Фатьянов, в связи с этим были изменены графики вывоза отходов: количество рейсов было увеличено и выставлены дополнительные контейнеры. "Для профилактики коронавирусной инфекции вся спецтехника, емкости и сортировочная линия обрабатываются специальными дезинфицирующими средствами. Мусоровозы дезинфицируются снаружи - это окна, кузов, колеса, а также салон - это те элементы, с которыми чаще всего соприкасается водитель. Сортировочная линия обрабатывается также специальным раствором, все сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты - масками, перчатками, антисептиками. Служебные помещения и рабочие места также проходят необходимую дезинфекцию", - сообщил он. Другой региональный оператор "УК Экостандарт" обращает внимание на то, что люди, выбрасывая мусор, перестали закрывать контейнеры. Это объясняется нежеланием граждан прикасаться к контейнерам. Если он закрыт, мусор просто складируют рядом, либо заполняют с "шапкой" один открытый контейнер. Ветер, животные и птицы очень быстро разносят отходы на десятки метров вокруг, а уборка такой территории становится обязанностью уже не регионального оператора, а сотрудников управляющей компании, ТСЖ или муниципальных предприятий по благоустройству. "Мы прекрасно понимаем заботу людей о своем здоровье и предпринимаемые ими меры предосторожности, - отмечает директор регоператора Ольга Марьева. - Сейчас многие жители начали использовать одноразовые перчатки, ими также можно воспользоваться, прикасаясь к крышке контейнера. Либо использовать обычную салфетку. Важно исключить возможность распространения отходов по территории, чтобы не ухудшать эпидемиологическую ситуацию, и закрытые крышки контейнеров здесь играют свою положительную роль". В компании ОАО "Экотехнологии", которая является региональным оператором по обращению с ТКО в Воронежском межмуниципальном кластере (в него входит Воронеж и соседние районы), сообщили, что на конец апреля собираемость платежей за мусор в Воронежском кластере составила 90%. "С момента введения режима самоизоляции изменились объемы ТКО - увеличились. Жители Воронежа принялись за уборку и ремонт, соответственно, объем мусора на контейнерных площадках вырос, - пояснили в компании. - Никаких особенных проблем с вывозом ТКО в этот период не возникло. Трудности прежние: припаркованные автомобили, мешающие проезду, и недобросовестные образователи мусора, которые не осиливают задачу донести свои отходы до контейнера, а вместо этого организуют свалку на земле. Все это наблюдалось и год назад, и два, и три. Бороться с такими проблемами помогают совместные усилия управляющих компаний, ТСЖ и мэрии". В Калининградской области наблюдается лишь незначительное снижение собираемости платежей, которое не повлияло на работу регионального оператора по обращению с ТКО. Об этом сообщили в региональном минприроды. Что любопытно, эксперты в связи со всеобщей самоизоляцией прогнозировали рост объемов вывозимых отходов. Но для Калининградской области этот прогноз не оправдался. И в марте, и в апреле регион произвел порядка 30 тысяч тонн ТКО, что сопоставимо с "докарантинными" месяцами. Зато произошло перераспределение "мусорных" путей. Больше отходов ожидаемо накапливается возле многоквартирных домов, меньше - возле офисных зданий и на площадках юридических лиц. По словам Клавдии Гурьевой, директора "Экостройдон" (Красносулинский МЭОК), регоператора Ростовской области, компании пришлось скорректировать графики и маршруты вывоза мусора. Дело в том, что юрлица закрыли офисы, и многие предприятия и магазины приостановили деятельность, а значит и собираемость мусора здесь предельно низкая. В жилом секторе, напротив, обьем мусора увеличился, ведь все сидят дома. По подсчетам, у населения образование отходов превышает аналогичный показатель прошлого года на 20%. Также регоператоры констатируют факт увеличения объемов крупногабаритных отходов. Главные проблемы, с которыми сегодня столкнулись регоператоры - это отсутствие запчастей для спецтехники из-за остановки их производства и нехватка оборотных средств. В администрации Петрозаводского городского округа считают, что до 11 мая, в период длительных выходных, в городе могут увеличиться объемы мусора. Поэтому региональный оператор предусмотрел дополнительные рейсы по вывозу твердых коммунальных отходов. Мусор вывозится своевременно. Что касается оплаты коммунальных счетов, то с мартовскими не возникло особых проблем. Апрельские придут на несколько дней раньше. Но сроки оплаты при этом не изменятся, точная дата будет указана в квитанции. Коммунальщики объясняют: на протяжении последних двух месяцев на предприятиях усилили меры безопасности как для работников, так и для потребителей. Сотрудников обеспечили всеми необходимыми средствами защиты, проводится дезинфекция объектов и транспортных средств, а на водоочистных сооружениях усилили контроль за качеством воды. Поэтому коммунальщики просят горожан оплатить услуги вовремя. Подобная работа продолжается и в Сыктывкаре. Региональный оператор по обращению с ТКО участвует в сезонной уборке. Как отметил первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара, в этом году работы по уборке города приобрели особую актуальность в связи с проведением мероприятий по профилактике распространения коронавируса. "Уверен, что для коммунальных служб будет существенным подспорьем договоренность между мэрией и региональным оператором о поддержке в виде организации сбора и вывоза мусора на полигон совместными силами", - подчеркнул заместитель руководителя администрации Александр Можегов. Муниципалитет предоставил региональному оператору машины, которые вывозят на полигон собранный мусор. Сейчас эта техника беспрепятственно заезжает на полигон, но при этом ведется повышенный контроль завозимых отходов. Еще в начале апреля глава Прикамья Дмитрий Махонин поручил региональному оператору освободить от уплаты услуг на вывоз мусора добросовестных предпринимателей. Это связано с резким снижением доходов из-за закрытия ряда учреждений и введения режима самоизоляции. Льгота распространяется на более чем 14 тысяч предприятий и индивидуальных предпринимателей Пермского края. Кроме того, жителям Прикамья сейчас предоставлена отсрочка на оплату услуг по вывозу бытовых отходов сроком на один год. Краевые власти особо подчеркнули, что пеня за этот период начисляться не будет. После принятия таких мер собираемость платежей стала меньше, но точные цифры пока неизвестны потому что счета за апрель выставляются в конце апреля - начале мая. Что касается регулярности вывоза мусора, то самоизоляция и прочие трудности никак на этом сказались. Мусоровозы так же регулярно работают, никаких свалок в Перми и крае не образовалось. В Петербурге собираемость платежей за мусор ожидаемо сократилась, но конкретные цифры будут не раньше середины мая, когда все 49 городских мусорных операторов подведут итоги месяца. За вывоз мусора петербуржцы платят по общей, так называемой розовой квитанции. В хорошие месяцы собираемость платежей превышала 95%. Как платили петербуржцы за ЖКХ в месяц самоизоляции, еще предстоит подсчитать, но по предварительным оценкам, собираемость платежей упала на 40% минимум. В ГУП ВЦКП, который и печатает розовые квитанции, в месяц самоизоляции сделали ставку на разъяснение дистанционных методов оплаты. Также в ведомстве делают расчет на то, что после окончания самоизоляции пожилые горожане, которые не особо дружат с интернетом и не могут оплатить по карте, смогут оплатить коммунальные услуги вживую. Тогда возможно цифры будут скоррективаны. С 1 мая в Петербурге заработали несколько пунктов офлайн-приема коммунальных платежей. При этом вывоз мусора производится в обычном режиме. У каждого оператора есть свой график. Комитет по благоустройству требует, чтобы операторы ему неукоснительно следовали. Отдельные жалобы на качество вывоза мусора от граждан поступают, но в целом ситуаций никак не отличается от той, что была до периода самоизоляции. Как сообщили в мэрии Костромы, с началом весны и с введением режима самоизоляции количество мусора значительно увеличилось. Чтобы город не погряз в отходах, как это произошло во время новогодних каникул, специалисты Управления муниципальных инспекций увеличили количество рейдов. С наступлением тепла соблюдение правил благоустройства на территории города проверяют в ежедневном режиме. По итогам первых осмотров чиновники составили 15 протоколов об административных правонарушениях. "Еще девять ответственных лиц за неудовлетворительное состояние контейнерных площадок вызваны в Управление муниципальных инспекций для принятия процессуальных решений", - рассказали в мэрии. Однако в окрестностях областного центра ситуация противоположная. Несмотря на обязательную самоизоляцию, жители активно выезжают на природу, оставляя за собой горы мусора. Особенно много жалоб поступает от жителей ближайших к Костроме поселков и деревень. "Территория площадок у деревни Казанка и в селе Яковлеское не убрана, мусор разлетелся по всей округе. Примите меры! За что граждане платят деньги? Раньше приезжала машина, контейнеры загружала, а рабочий все, что мимо - убирал лопатой", - возмущаются жители Шунгенского сельского поселения. По словам жителей, обочины дороги вдоль улицы Почтовой в Шунге превратились в сплошную свалку. В районах поселка Сухоногово, деревень Аферово и Руны красивый лес превратился в стихийную свалку. Аналогичная ситуация сложилась на берегах рек Костромы и Покши, облюбованных для отдыха рыбаками и "культурно отдыхающими" на природе горожанами. В ответ на жалобы в соцсетях власти Костромы и Костромского раойна попросили жителей указать точные адреса свалок, чтобы специальные службы могли их убрать. Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения ситуации с оказанием коммунальной услуги по вывозу ТКО, "РЭО" совместно с Минприроды разработали меры поддержки региональных операторов, две из которых уже утверждены правительством. На согласовании также находится ряд дополнительных мер поддержки. "РЭО" постоянно проводит оперативный мониторинг деятельности регоператоров в рамках работы оперативного штаба и через специально созданный онлайн-ресурс "ППК Регоператоры", в котором в настоящее время зарегистрировано 256 участников-представителей субъектов и региональных операторов. Уже получено более 2,5 тысячи сообщений от региональных операторов. Среди наиболее острых тем, которые обсуждают участники рынка, собираемость платежей, поддержка регоператоров, тарифное регулирование. Кроме того, как ранее сообщало минприроды, раз в неделю проводятся очные заседания оперштаба в формате видеоконференцсвязи, где обсуждаются уже принятые меры поддержки, вырабатываются методики, разъясняющие, как поступать в той или иной ситуации, и на этом основании готовятся разъяснения Минприроды России не только для регоператоров, но и для глав субъектов РФ.