И дольше века длится Первомай
На самом деле маевки в России и за рубежом знаменовали начало весны и отдыха на природе — и появились они давным-давно. Однако в начале прошлого века к майским пикникам добавилось новое, революционное звучание. — Маевки в городе устраивались по-разному, — вспоминал, как свидетельствуют краевые архивы, екатеринодарец Михаил Зорин. — Например, гимназисты с раннего утра собирались в своем дворе, строились в шеренги и вы- ходили на улицу Красную. Под духовой оркестр стройным маршем шли они за город в небольшой лесок в Круглик на северо-востоке, недалеко от Екатеринодара. За ними ехала линейка со всякой снедью: французскими булками, вкусными сайками, колбасой, сыром и фруктовой водой. Войдя в лес, юноши тут же разбредались: кто-то ловил мотыльков и кузнечиков, другие устраивали борьбу… — Под вечер, набродившись, набегавшись, надышавшись чистым лесным воздухом, в том же порядке возвращались к гимназии, откуда уже расходились по домам. Что и говорить — было весело и здорово! Иначе справляли свои маевки рабочие, это были скорее сходки. 1902 год — вот когда в нашем городе впервые по-настоящему отметили Первомай. Рабочие завода барона Штейгеля, макаронной фабрики, винного склада собрались в Панском Куте (районе Старой Кубани). Говорили о свержении самодержавия. Скрываясь от жандармов, революционеры проводили маевки в разных местах: на левом берегу Кубани, среди густых кустов зелени, на пруде Подкова, на окраине городского сада, в Чистяковской роще, на Старой Кубани. — Собирались, правда, не без закуски и выпивки и не без лес для ловли рыбы — но все это было для отвода глаз, в основном обсуждали политические вопросы, — вспоминал все тот же Зорин. Один и без оружия А вот как сообщил о событиях 1 мая 1906 года полицмейстер Екатеринодара Черник: «…Около 9 часов вечера в городском саду, на Пушкинской площади, вблизи буфета собралась группа из учащейся молодежи и начала петь революционные песни, — писал он в донесении, — причем на неоднократные требования полиции разойтись ответили насмешками, после чего дано было знать в казармы 4-й сотни 2-го Урупского полка…» Дальше судить о происшествии мы можем, полагаясь только на честность служивого. По его словам, для усмирения прибыла полусотня казаков под командованием есаула Головко, который стал убеждать толпу («они же дети!») разойтись, но никто не расходился и даже слышались крики стрелять в офицера. После этого есаул разогнал толпу, «не прибегая при этом к оружию, — порядок восстановил- ся, и все приняло обычный вид». Год спустя 1 мая 1907 года, судя по информации «Кубанских областных новостей», прошло тихо и спокойно. — Не было даже и попыток к устройству какой-либо демонстрации… торговля в городе производилась нормальнейшим образом, и жизнь шла своим чередом,- писала газета. На самом деле все было не так, вспоминала пламенная революционерка Прасковья Вишнякова. Кстати, именно в ее честь названа улица, а потом — вот уж насмешка судьбы! — стал называться и прилежащий к ней Вишняковский рынок. Маевка, или как ее назвала Вишнякова — «большая массовка» собралась затемно в Круглике. Ее участников быстро выследили, арестовали и повели в город. Однако темной ночью большинство революционеров по дороге разбежались, под охраной осталось лишь несколько человек. — Когда начали входить в город, казаки стали арестовывать всех встречных, мотивируя это тем, что как же, мы захватили так много людей, а теперь совсем никого не осталось, — напишет она в своих воспоминаниях. — Арестованные стали поднимать вой, а нас берет смех, и когда нас довели до полицейского участка, то из митинговавших осталось только три человека. Поднялась суматоха… нам было только смешно, что нас взяли с такой публикой. Воспользовавшись ситуацией, я и два последних товарища шмыгнули в калитку мимо часового… Добавим, что девушке Прасковье на тот момент едва минуло 20 — но она уже опытный, с четырехлетним стажем член РСДРП. В 1907 году ее арестовали за организацию подпольной типографии, засадив в тюрьму до 1912 года. В результате жестких мер революционные настроения на какое-то время утихли. Но спустя некоторое время рабочие все активней начинают бороться за свои права, в основном экономические, а потом, как известно из учебников истории, эти требования перерастали в политические. И вот 1 мая 1914 года на шестнадцатисаженной кирпичной трубе маслобойного завода Аведовых был вывешен красный флаг с буквами из белой материи «Д.З.С.Д.Р.П.», что означало «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия». Не без трудностей — никто из рабочих не захотел лезть на трубу — флаг был снят и доставлен в жандармское управление, виновников не нашли. Рыцари-феодалы сражались с крестьянами В 1918 году новая, революционная власть объявляет праздник 1 Мая нерабочим днем: остановили заводы, закрыли магазины. Демонстрация шла под лозунгами «Отныне владыкой мира будет труд!» и «Да здравствует Красная Армия!». Отдельные, особо решительно настроенные элементы даже стали откручивать бронзовые части памятника Екатерине — но тут комиссар внутренних дел Кубанской ССР быстро призвал их к порядку, издав приказ о сохранности памятников — «живых свидетелей прошлой истории народа». Два года спустя, в 1920-м, пролетарский праздник отмечали митингами. Выступали ораторы, чьи имена нам хорошо известны по названиям улиц: Прасковья Вишнякова, Петр Гудима, Ян Полуян. В это же время Областной отдел труда установил перечень праздничных нерабочих дней. Туда вошли Новый год, два дня Рождества и Крещенье, День народной коммуны, Благовещенье, Пасха, Троица, «день пролетарского Октябрьского переворота», День ниспровержения самодержавия, а также суббота страстной недели, Преображенье, Успение и другие — всего выходило 12 не- рабочих дней. Первомай стал называться «Днем Интернационала», через десять лет таких дней стало два — добавили 2 мая. Но если первый день был обычно помпезным и идеологизированным, во второй все дружно отправлялись на природу. Год спустя, уже с новым именем, город отмечал пролетарский праздник с большим размахом. Чего только не придумали для Первомая в 1921-м! Был и военный парад на Крепостной площади, и многотысячная демонстрация, и митинги, и народные гулянья. Во время парада над площадью выписывали виражи аэропланы, а вечером здесь же прошли театрализованные представления в четырех частях «Бой рыцарей-феодалов с крестьянами», «Взятие Бастилии», «Стенька Разин» и «Забастовка». Автопробегом по бездорожью В тридцатые годы одной из форм агитации стали автопробеги с наглядной агитацией на бортах. Мы не отставали. 1 мая 1930 года кубано-адыгейским отделением 15 машин «Автодора» промчались по маршруту Краснодар-Тихорецк-Краснодар. Во время остановок жителей призывали на лекции на доклады, пропагандируя в том числе необходимость подготовки проселочных дорог под автомобили. Десятилетиями гвоздем торжеств становился проход демонстрантов мимо праздничных трибун. В 1939 году их установили в Центральном сквере, на бывшей Соборной площади. Репортаж корреспондента газеты «Большевик» был написан в бравурном стиле марша энтузиастов. «Мимо трибуны, чеканя шаг, с винтовками наперевес проходят курсанты Краснодарского пехотного училища,- писал очевидец. — Идут планеристы, парашютисты. У многих в руках модели самолетов… «Да здравствует великий Сталин!» приветствуют с трибуны. Громкое «ура» несется в ответ… Мимо трибуны аллюром, сдерживая горячих коней, про- носится сотня ворошиловских кавалеристов. Блестят обнаженные для салюта шашки… Красные флаги. Море цветов! На машинах макеты, показывающие как пограничники и бойцы Красной Армии разбили японских самураев. Идут в противогазах работники речного транспорта… Улица заполняется шумом моторов… Это приближаются мотоциклисты, на каждом мотоцикле пулемет…» Вслед за любимой песней «Широка страна моя родная» в тот первомайский день играли «Если завтра война…», «…Если завтра в поход, будь сегодня к походу готов», — пели в колоннах. А потом постепенно нашим главным весенним праздником становился День Победы. С 1972 года праздник стал называться Днем международной солидарности трудящихся. А в 1990 году разразился скандал — в рядах первомайских демонстрантов шли оппозиционеры, и после оскорбительных выкриков в адрес генсека Горбачева тот ушел с трибуны, трансляцию по ТВ прекратили, военный парад не состоялся. С 1992 года День международной солидарности трудящихся стал называться Праздником Весны и Труда. И пусть Первомай-2020 мы отметим необычно: без демонстраций и пикников — и таким он все равно войдет в нашу историю.