Антивирусный Чайковский

В октябре 1893 года Петр Чайковский готовился к премьере своей последней Шестой симфонии в разгар эпидемии холеры. В апреле 2020 года Александр Сладковский и музыканты оркестра Татарстана, как и их многочисленные коллеги, приучались жить в новых реалиях эпидемии коронавируса. И как раз в самый разгар изоляций и карантинов лейбл Sony Classical выпуcтил записи музыки Чайковского, сделанные Государственным симфоническим оркестром Татарстана под управлением Сладковского в июле 2019 года. Тогда за две недели музыканты записали почти 70 часов музыки. В бокс из десяти дисков вошли все симфонические произведения композитора: шесть симфоний и программная симфония "Манфред", три концерта и Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Скрипичный концерт и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Стильное, монохромное, черно-белое оформление, в котором важна каждая деталь, включая изменяющиеся на каждой обложке портреты Чайковского, подобранные так, что композитор изображён именно в том возрасте, когда создавал записанные на диске произведения. Качественный звук, над которым работала команда во главе с известным звукорежиссёром, двукратным номинантом Grammy Павлом Лаврененковым. И впечатляющие интерпретации ГСО Татарстана со Сладковским, которые подчёркивают, насколько актуальна музыка великого классика в нынешнее время. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана Например, начало работы над Пятой симфонией Чайковский сопровождает откровением, которое как нельзя лучше подходит сегодняшнему дню: "Полнейшее преклонение перед судьбой, или (что тоже) перед неисповедимым предначертанием провидения", — пишет Петр Ильич в своей "Записной книжке" (антологии кратких тезисов, которые композитор записывал на протяжении многих лет, и этот дневник афоризмов практически всегда был у него под рукой). А кому не близки сегодня "чувство уходящей жизни и страх смерти"? Такими словами Чайковский описывал идею Шестой симфонии. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана Перед созданием этой, последней, симфонии Чайковского захватывает глобальный замысел сочинения монументального симфонического опуса под названием "Жизнь". Однако эта идея словно распределяется на появляющиеся в последующие годы сочинения. Третий фортепианный концерт и самая неординарная, необычная, итоговая симфоническая эпопея композитора – Шестая симфония. По признанию автора, она произвела изрядное недоумение на публику, однако, сам Петр Ильич гордился ею больше других своих творений. Пожалуй, сочинения, пронизанного столь сильной искренней, исповедальной интонацией ранее не появлялось в русской симфонической музыке. Наверняка, этот высокий эмоциональный градус воспринимался слушателями конца XIX века как нечто столь же радикальное, как спустя столетие – музыкальный авангард века двадцатого. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана Эта импульсивность, неутихающий накал страстей пронизывает всю музыку Чайковского, делая её такой актуальной для современности. Жизнь ставит перед нами всё более сложные задачи, и неослабевающий драматизм музыки Чайковского абсолютно гармонирует с нашим "безумным, безумным миром". Порой кажется таким несправедливым, что масса прекрасной симфонической музыки, созданной уже после оркестровых шедевров композитора, звучит совсем редко. Как, например, опусы Танеева, Калинникова, Глазунова, Мясковского, даже симфонические сочинения Рахманинова и Скрябина исполняются намного реже, чем концерты и симфонии Чайковского. Возможно, потому, что в его музыке есть всё: все страхи, грехи, сомнения, триумфы и падения, — всё, что составляет нашу сущность и окружает человеческое бытие, всё вмещает огромный мир симфонического наследия Чайковского. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана Обращение к столь значимому и монументальному наследию – ответственный шаг, сам по себе свидетельствующий о зрелости и мастерстве дирижёра и оркестра. И возглавляемый Александром Сладковским Симфонический оркестр Татарстана демонстрирует неизменно высокий исполнительский уровень. Оркестр со своим худруком за многолетнее сотрудничество стали единым целым, их концепции предельно выверены и продуманы. Но в случае с Чайковским даже признанные корифеи всегда опасались штампов. Ведь в бьющей через край эмоциональности существует опасность удариться в излишнюю экзальтированность, а современному слушателю такие эмоции ни к чему. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана К сомнениям о неуместности драматичных замыслов Чайковского скептики еще и добавят, что не стоит снова записывать великого классика, ведь существуют многочисленные эталонные диски выдающихся оркестров и дирижёров. Но, прослушав антологию "Чайковский-2020" Казанского симфонического оркестра, ловишь себя на неожиданно благожелательной, даже восторженной реакции, будто открываешь эту музыку заново. Сладковский заостряет драматический накал Чайковского, и эта бьющая через край эмоциональность будто уравновешивает музыку классика с напряжённым динамизмом современности. Симфонии и концерты Чайковского в интерпретациях Сладковского и казанского оркестра становятся актуальными картинами нашей жизни. Эта музыка, как опытный психотерапевт, незаметно излечивает комплексы, словно затягивая в пучину своих страстей наши депрессии. Это именно те записи, которые стоит слушать в такие переломные времена, что переживаем сейчас мы. На фоне глубоких музыкальных драм, страстно воплощённых Симфоническим оркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского, реальные жизненные перипетии начинают выглядеть не столь неумолимо. Фото: Государственный симфонический оркестр Татарстана Концертные опусы антологии "Чайковский-2020" стали демонстрацией блестящих достижений отечественной исполнительской школы. Вместе с Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Татарстана все концерты композитора записали солисты нескольких поколений: юный вундеркинд Александр Малофеев (Первый фортепианный концерт), яркие музыканты нового поколения Борис Андрианов (Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром), Мирослав Култышев (Концертная фантазия для фортепиано с оркестром) и Павел Милюков (Скрипичный концерт). К плеяде новых имен присоединились такие признанные мастера, как Максим Могилевский (Третий фортепианный концерт) и Борис Березовский (Второй фортепианный концерт). "В этом многообразии и контрасте творческих индивидуальностей и есть сегодняшний Чайковский XXI века", — эта цитата из аннотации к дискам, написанная авторитетным исследователем наследия композитора Адой Айнбиндер, исчерпывающе характеризует впечатляющее сочетание смелой актуальности и незыблемой традиционности, отличающее антологию записей "Чайковский 2020" Симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского.

Антивирусный Чайковский
© Ревизор.ru