О летчике Павле Головине, Арктике и мечте
26 апреля 1909 г. родился Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации Главсевморпути, первый из советских лётчиков, пролетевший над Северным полюсом, нарофоминец, Павел Георгиевич Головин. Его именем названа одна из улиц города. Его имя неразрывно связано с освоением Арктики, организацией первой советской экспедиции на Северный полюс и высадкой на полюсе отважной четверки «папанинцев». Ну а первый свой “полет” Павел и его друзья совершили с сарая с зонтиками, как с парашютом. “Полет” не удался, зонтики были сломаны. После окончания семилетки родители хотели определить Павла на работу счетоводом, но он неожиданно поступил в плотничью артель и параллельно учился в авиамодельном кружке. Первый собранный планер Головина под названием «Нарофоминец» продержался в воздухе всего несколько секунд. В 1925 году местное ОДВФ (Общество друзей воздушного флота) премировало Головина поездкой на планерные соревнования в Крым. Там он увидел летающий планер и уже ни о чем после не думал, кроме планеризма – мечтал поступить в летную школу. Осенью 1929 года Головин попал в школу пилотов, организованную Московским Осавиахимом. В 1930 году он успешно ее окончил и оставлен в ней инструктором. Вскоре в Крыму, в Коктебеле состоялись планерные состязания, в которых принял участие и Головин. Первенство мира держали тогда немецкие планеристы. Здесь в Крыму он на планере «Темп» побил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, принадлежавший до этого планеристу немцу Фердинанду Шульцу. А через два дня установил первый мировой рекорд продолжительности полета на планере в воздухе 14 часов 50 минут. Вернувшись в Московскую школу летчиков он познакомился с радистом и штурманом корабля Анатолием Алексеевым, рассказы которого об Арктике увлекли Головина: его потянуло на север. Алексеев рекомендовал летчику Матвею Ильичу Козлову взять к себе Головина вторым пилотом. Так Павел Головин стал полярным летчиком – вторым пилотом на гидросамолете «СССР-Н-9». Именно на нем он совершил первый полет на север: через Архангельск на остров Диксон. В 1935 году Головин стал командиром воздушного корабля «Сталь-2». А в 1936 г. совершил очередной зимний рейс из Игарки на Диксон. 5 мая 1937 года Павел Головин в ходе разведывательного полета достиг самой северной точки земного шара. Доставленные им данные позволили успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1». За этот полет Павлу Головину присвоили звание Героя Советского Союза. И сразу же, без перерыва, летчик вернулся к будничной работе: испытанию одной из мощных американских машин («Дуглас-206»), работа на епистской авиалинии, подготовки к спасению «папанинцев» и каравана судов ледоколов «Садко», «Седов» и «Малыгин», которые вели 23 корабля, а затем и их спасение. С началом советско-финляндской войны Павел Головин подал заявление о направлении его на фронт. А когда родные попытались его отговорить, он сказал: «Что же, по-вашему, Герою Советского Союза во время войны дома сидеть? Полковник Головин должен идти на фронт!». Погиб Павел Головин 27 апреля 1940 года. В этот день он испытывал на аэродроме новую машину. Сорок с лишним минут продолжался облет машины и ее испытание. Вдруг на земле увидели, что самолет вывалился из облаков. Пилот пытался перевести его из плоского штопора в крутой. Но машина не слушалась, продолжала волчком стремительно идти вниз. Неимоверно быстро приближалась земля. Можно было еще выброситься с парашютом, но заклинило фонарь. Головин пытался высадить его широкими плечами, но было уже поздно. На летном поле взорвались бензиновые баки. Самолет объяло пламя. Подбежали люди. Головин лежал на земле близ своей машины. Стропы его полураскрытого парашюта тянулись до пилотской кабины. На этих стропах авиаторы и оттянули от огня бездыханное тело героя.