Как волгоградцы могут продвинуть науку вперед
На Западе уже много лет существует такое явление, как наука неспециалистов. Энтузиасты объединяются в лаборатории и проводят исследования в различных областях – от простых наблюдений за живыми организмами до генной инженерии. В России обывательская наука была популярна в советское время, сейчас же процесс экспериментального познания окружающего мира в домашних условиях – большая редкость. В США и Европе уже больше десяти лет активно развивается наука обычных людей, которые объединяются в спонтанно возникающие community labs. Участники этих сообществ занимаются исследованиями и пропагандируют идеи научного познания мира. – Вот пример практической значимости в экологии: волонтеры помогают собирать данные о численности отдельных видов животных, птиц и рыб, дают советы по их сохранению, разрабатывают рекомендации по улучшению среды обитания, исследуют качество воздуха и воды. Это очень большой вклад в науку, – отметил доцент кафедры биоинженерии и биоинформатики волгоградского вуза Валерий Зайцев. По его словам, в России таких лабораторий практически нет. Наша страна отстает от мира в этом плане лет на 15. – У нас гражданские и лаборатории биохакинга встречаются только с поддержкой государства или каких‑нибудь организаций, чаще всего государственных вузов. Обычно они используют того же типа оборудование, что и профессиональные лаборатории. То есть развитие идет опять сверху, а не снизу, – рассказывает специалист. Из-за этого скорость и эффективность распространения самого явления существенно ниже, чем на Западе, где существует и «обратное» движение. Так, многие зарубежные научные журналы все чаще публикуют работы, где исследования проводятся с помощью методов, основанных на принципах «самодеятельной науки». Например, вместо дорогих приборов используют обычные смартфоны. Чтобы пробудить интерес молодежи к науке, в одном из волгоградских вузов Валерий Зайцев разработал курс «Клеточная биология и биоинформатика: DIY- и DIT-технологии» для обучения магистров-биологов. На занятиях студентов в том числе учат превращать в лабораторное оборудование предметы обихода, пишет «Вечерний Волгоград.ру». – Взаимодействие специалистов и неспециалистов очень важно, оно может существенно облегчить получение новых биологических данных и продвинуть науку вперед, – считает Зайцев.