Войти в почту

Русский рыцарь морской

28 января 1820 года Русская исследовательская экспедиция под командованием Фаддея Беллинсгаузена первой в истории достигла берегов Антарктиды. Прикоснуться к разгадкам ледяного материка мечтали на протяжении веков многие путешественники. Примерно за полвека до описываемых событий англичанин Джеймс Кук предпринимал отчаянную попытку исследовать антарктические широты, но сумел обозначить на картах лишь территории отдельных островов. Дальнейшее продвижение к материковой Антарктиде оказалось невозможным: кораблю Кука помешали многовековые дрейфующие льды. В ходе экспедиции Беллинсгаузена небеса были более благосклонны к русским путешественникам, которые смогли продвинуться к югу. Встреченные географические объекты были тщательно описаны исследователями. Русские моряки нарекали новые земли именами славных участников экспедиции или видных исторических личностей. Здесь есть земля Александра I, остров Барклая-де-Толли, скала Быстрова. А ещё море Лазарева – ледяная акватория, расположенная за границей Полярного круга, названная в честь Михаила Петровича Лазарева. Так звали великого русского флотоводца, исследователя, героя Отечественной войны 1812 года. Человека, возглавлявшего один из кораблей экспедиции Беллинсгаузена. Михаил Лазарев родился в семье сенатора Петра Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Своих владений Пётр Гаврилович не имел, поэтому его три сына могли рассчитывать на небольшую ренту и протекцию при поступлении на службу. Военное дело считалось самым многообещающим поприщем в России. Но, к примеру, служба в лейб-гвардии, считалась чрезмерно затратной. Дорогостоящей считались артиллерия и гренадёрский корпус. А вот поступление во флот было «бюджетным»: за содержание, и обмундирование курсантов Морского кадетского корпуса платила государева казна. Ситуация осложнялась тем, что мать будущих флотоводцев предательски рано ушла из жизни. А сам Пётр Гаврилович Лазарев был смертельно болен. О своей скорой кончине он знал и спешил устроить судьбу своих сыновей. Поэтому упросил губернатора направить прошение Государю, устроить его мальчишек в Морской кадетский корпус. Будущее выпускников этого военно-морского учебного заведения было прекрасным и многообещающим, если только те могли каждым шагом, каждым днём своего пребывания в стенах корпуса доказать наставникам и товарищам, что они являются лучшими из лучших. Сыновьям Петра Гавриловича Лазарева, ставшим круглыми сиротами в возрасте 12, 11 и 7 лет, это удастся в полной мере. Братья Михаила Петровича станут контр- и вице-адмиралами, а сам он за свои выдающиеся достижения (создание Черноморского флота и открытие Антарктиды) будет удостоен высшего морского звания адмирала, на которое мог претендовать человек, не принадлежащий к царской фамилии. Но для начала предстояло пережить годы обучения в Морском корпусе, где царили беспрецедентно строгие порядки. Задержаться здесь мог лишь тот, кто сумел продемонстрировать наивысший уровень знаний и безукоризненной дисциплины. Андрей, Михаил и Алексей Лазаревы, привыкшие к атмосфере домашнего обучения, поначалу страшились холодных стен Морского корпуса, где строгость наставников граничила с жестокостью. Проходя через обучение и муштру, они глотали слёзы и видели во снах доброго отца и покойную мать. Но первые навигации, в которые были отправлены Лазаревы, привели их в чувство, заглушая тоску по дому и безвозвратно ушедшим близким. Михаил был отправлен в непродолжительное путешествие по Финскому заливу. Для неподготовленных однокашников Лазарева (да и для него самого) испытание казалось весьма непростым. Но именно здесь юный Михаил Петрович Лазарев будет чувствовать себя по-настоящему счастливым. Он до беспамятства влюбится в море и поклянётся добиться успеха на поприще, которое избрал для них умирающий отец. Помимо плаваний под руководством наставников первогодки Морского корпуса изучали россыпь общеобразовательных дисциплин. Было необходимо безукоризненно знать арифметику, геральдику, астрономию, иностранные языки. Проявив высокий уровень активности в процессе усвоения этих предметов на протяжении полутора лет, нужно было пройти аттестацию. Это обеспечивало возможность перехода на следующий курс. На втором курсе дисциплины были, преимущественно, профильными. Сферическая тригонометрия и артиллерия, фортификация и тактическое маневрирование, такелажное дело и другие «премудрости» доводили до панического исступления многих кадетов, но Михаилу Лазареву науки давались легко. В мае 1803 года он блестяще сдал экзамены на звание гардемарина, войдя в тройку лучших воспитанников Морского корпуса. Наградой стало направление на стажировку в Британский флот. Такая уникальная возможность для лучших русских гардемаринов была предусмотрена благодаря договорённостям, достигнутым с Британской короной в эпоху Екатерины Великой. Едва не утонув по дороге в Британию в водах Норвежского моря во время сильнейшего шторма, 15-летний гардемарин примерил на себя форму английского мичмана. Во время службы в морском флоте короля Георга III, юноша успел побывать во всех британских колониях – Индии, Австралии, Новом Свете и даже успел принять участие в одном из величайших морских сражений XIX века, которое произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании. На момент сражения Лазареву было всего 17 лет. Михаил Лазарев был одним из 7-ми русских волонтёров, которые под командованием выдающегося британского флотоводца Горацио Нельсона принимали участие в битве с Наполеоновской эскадрой. Было захвачено 17 французских кораблей. Один оказался потоплен. Но для получившего смертельное ранение Нельсона этот бой стал последним. Британская стажировка закончилась в 1808 году. Михаил Лазрев вернулся в Россию, где отличился в ходе Русско-шведской войны, а также Отечественной войны 1812 года. В 23 года Лазарев получил звание лейтенанта, прослыв смелым и решительным офицером. Время после Отечественной войны 1812 года было идеальным для торговли, ведь Россия находилась в дружественных отношениях практически со всеми странами мира, за исключением, пожалуй, униженной Франции. Одно из крупнейших акционерных обществ XIX века – торговая Российско-американская компания, имевшая полугосударственный статус (одним из пайщиков был российский самодержец) – не преминула воспользоваться ситуацией. Доставка пушнины в русские колонии фактически была путешествием вокруг света, осуществить которое было под силу только опытным военно-морским офицерам. Для этого царским правительством был создан специальный декрет, позволявший рекрутировать на такого рода службу лучших моряков русского флота. Чем была самая первая морская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Фёдоровича Крузентштерна? В первую очередь — доставкой грузов, инициированной торговой Российско-американской компанией. В 1813 году подбить Крузенштерна на участие во второй такой авантюре было уже невозможно. Он почивал на лаврах, занимаясь неспешным написанием научных трудов, руководил Морским кадетским корпусом. Предложили капитану-лейтенанту Макарову, человеку, досконально знающему географию нового света. Но Макаров заартачился, потребовав сверх предложенных ему 1200 рублей годового жалования ещё 800. Решив сэкономить, оргкомитет Российско-американской компании рискнул доверить опасное кругосветное путешествие куда более молодому и менее опытному морскому офицеру, имевшему, однако, высокие моральные качества. Речь о Михаиле Петровиче Лазареве, прошедшем стажировку во флоте короля Георга III. Получить в 25 лет место руководителя кругосветного путешествия? Это просто бесценный дар судьбы. Под руководством Лазарева шлюп «Суворовъ» плыл по малоизученным акваториям Индийского и Тихого океанов. Всеми силами пытаясь не отклониться от намеченной цели, 25-летний молодой человек проводил сложнейшие математические расчёты, опираясь на показания компаса, секстанта и хронометра. Невероятно скрупулёзный подход к делу позволил свести погрешность до 10 миль, что является абсолютным минимумом даже по нынешним меркам. Именно эта беспрецедентная тщательность, проявленная Лазаревым, позволила ему войти в историю Русского морского флота, как единственному морскому офицеру, совершившему три кругосветных морских путешествия на правах командира судна. Экспедиция фрегата «Суворовъ» к берегам Нового Света заняла около двух лет и завершилась лишь к началу июня 1815 года. Лазареву удалось не только благополучно доставить грузы Российско-американской компании, но и наладить дипломатические отношения России с одной из богатейших испанских колоний – Перу. Был открыт остров Суворова, составлена подробнейшая картография северо-западных островов Америки, а также Австралии, Бразилии и Калифорнии. Такой блестящий результат сделал Михаила Петровича Лазарева кандидатурой № 1 при рассмотрении вопроса о том, кто должен отправиться в экспедицию к берегам Антарктиды. Все технические предложения Лазарева по «апгрейду» судов, идущих к южному полюсу Земли, были приняты и реализованы с максимальной тщательностью. 4 июля 1819 года из Кронштадта отплывали шлюпы «Восток» и «Мирный». На бортах кораблей миссии, возглавляемой Фаддеем Беллинсгаузеном, в совокупности находился 181 человек. Самым возрастным участником миссии был сам Беллинсгаузен, которому на момент отплытия исполнилось 40 лет. Никакого торгового сегмента экспедиция, продлившаяся 751 день, не имела и не могла иметь. Но велись бесценные исследования и наблюдения в научных целях. Отчёты, вылившиеся в несколько увесистых томов, были переданы в распоряжение Российской академии наук. Русские корабли прошли 86 475 вёрст, что в 2,25 раза превышало окружность земного шара. В ходе этого морского плаванья Россия приросла 29-ю островами. 28 января 1820 года «Восток» и «Мирный» первыми в истории мореплавания подошли к шельфовым ледникам Антарктиды, опередив всего на два дня ирландца Эдварда Брансфилда, добравшегося до расположенного несколько южнее полуострову Тринити. Это даёт британцам некоторые основания утверждать, что Антарктида открыта подданными Королевы Виктории. И всё-таки экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева была у берегов Антарктиды первой. Находившийся на борту одного из двух шлюпов художник Павел Михайлов запечатлел на своих картинах антарктические пейзажи, представшие взору русских мореплавателей. 24 июля 1821 года пушки Кронштадтской крепости звонкими залпами встречали славных путешественников, подаривших России новые территории и привезших с собой палитру уникальных артефактов. Всех моряков, которые ходили с Михаилом Лазаревым в антарктических широтах, отличало великолепное здоровье. На шлюпах «Мирный» и «Восток» именно Лазаревым были установлены беспрецедентно жёсткие санитарные нормы. В результате длительного путешествия, проходившего, порой, в очень необычных условиях, при запредельно низких или, напротив, высоких температурах, погиб только один человек. Причиной его гибели был несчастный случай. В 1821 Лазарева произвели в капитаны II ранга. Статус офицера, достойного иметь самые важные поручения, отныне был закреплён за ним пожизненно. И это высокое доверие великий русский путешественник, исследователь и новатор оправдывал многократно на протяжении всей своей жизни. Именно он с нуля создал Черноморский флот, воспитав таких русских морских офицеров, как Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Григорий Бутаков и Владимир Истомин. За беззаветную службу Отечеству адмирал Михаил Лазарев был удостоен восьми Орденов Российской Империи, высших наград Франции, Греции и Великобритании, дававших Михаилу Николаевичу право на рыцарство. Но настоящим русским рыцарем и человеком чести его сделали отнюдь не награды. Михаил Лазарев прожил 62 года и ушёл из жизни 23 апреля 1851 года. Русский флотоводец погребён в склепе Владимирского собора в Севастополе. Такая история.

Русский рыцарь морской
© Русская Планета