День в истории. 23 апреля: в Донбассе родился главный авангардист классической музыки

В Донбассе, но на свежем воздухе

Село с 1927 года именовалось Красное, три года назад украинские власти в рамках так называемой декоммунизации вернули ему прежнее имя. Здесь же в год столетия (1991) открыли музей композитора — филиал Донецкого областного (ныне республиканского) краеведческого музея.

Видео дня

До оттуда всего полтора часа езды на поезде, но никто из Прокофьевых никогда не был в столице Донбасса — в годы их жизни в тех краях Юзовка (родовое имя Донецка) была грязным, дымным заштатным местечком без признаков культуры, единственной достопримечательностью которого были многочисленные шахты и заводы.

Сергей Прокофьев рос на свежем сельском воздухе, на приволье, впитывая всей душой звуки природы и звуки музыки, на которой его мать была буквально помешана. Даже будучи беременной, она играла своему ребенку по шести часов на фортепиано, надеясь, что это сделает дитя более музыкальным. Как в воду глядела.

Жили Прокофьевы в отданном им на попечение имении практически как в своём собственном. Композитор Глиэр, бывавший там, вспоминал позже «небольшой помещичий дом, окружённый весёлой зеленью сада, дворовые постройки, амбары, клумбы с цветами, аккуратно расчищенные дорожки», постоянную занятость сурового и замкнутого Сергея Алексеевича, поездки к соседям в имения всегда «за двадцать, тридцать километров от Сонцовки», отличных ездовых лошадей, «дальние прогулки верхом», которыми маленький Серёжа «очень увлекался».

Как и многих музыкальных гениев, способности к занятиям музыкой пробудились у Сергея Прокофьева-младшего поразительно рано. Его мать писал в своих воспоминаниях:

«Проиграв учительнице то, что я выучила, я знакомилась с новыми пьесами под её руководством и с этим запасом уезжала в деревню, где продолжала свои любимые занятия.

Бывало, утром играю свои урочные часы. А крошка Сергуша из своей детской, за пять комнат от гостиной, бежит ко мне одетый в детское платьице, картавя, трёхлетний, говорит: "Эта песенка мне нлавится. Пусть она будет моей". И снова бежит в свою детскую продолжать свои забавы. Иногда, окончив пьесу, я, к удивлению, своему, вижу Серёжу сидящим спокойно в кресле и слушающим мою музыку».

Прокофьев начал создавать музыку, едва научившись писать. Короткие музыкальные пьесы сопровождают всего его ранее детство, а в отрочестве он уже был музыкальной диковинкой , и ездил учится в , Питер у знаменитых композиторов того времени.

Корни и крона

Жизнь и творчество великого композитора многократно описаны в сотнях книг и журнально-газетных публикаций, подробно разобраны его ранние годы и творчество, отъезд за границу в 1918 году, который в отличие от многих других побегов от голода и культурной пустоты кровавых лет революции, не стал эмиграцией.

Не менее тщательно биографы разбирают советский период Прокофьева и даже его матримониальные дела, одновременно формальное и фактическое двоежёнство, которое родило в советской юридической практике термин «казус Прокофьева».

К сожалению, не часто говорят о корнях авангардного начала музыки Прокофьева. Лишь у одного современного биографа попались такие строки:

«Соединение огромной человеческой и творческой дерзости с крепким стоянием на родной почве — качеств, в иных терминах, именуемых «авангардностью» и «патриотизмом», шло у Прокофьева именно от ранних лет, проведённых на самом краю Дикого поля».

Это настолько точно, что впору говорить о «Синдроме Прокофьева» в психологии донбасских жителей, для которых Прокофьев давно стал иконой. В самом хорошем смысле слова.

Вот, знаете, например, о чем грустит более всего в числе других потерь, так или иначе связанных с карантинными мерами последних недель, среднестатистический культурный обыватель Донецка? Помимо, разумеется социальных и экономических утрат.

Да о том, что Донецкая республиканская филармония отменила концерт «Прокофьев и его время», который должен был состоятся 22 апреля. Концерт традиционный, но пандемия внесла свои коррективы, вот и приходится вздыхать.

Край обожания Прокофьева

Сама филармония, кстати, носит имя Сергея Прокофьева. Причем, уже лет шестьдесят. Храм музыкального искусства знаменит тем, что в нем установлен был в 60-е еще годы уникальный старинный орган, на котором, говорят, в свои студенческие годы играл Чайковский. Не исключено, что и сам Прокофьев касался этих клавиш.

Хотя, нет — клавиши могли за несколько больших ремонтов, которые инструмент перенес за полторы сотни лет существования, и сменить.

Принадлежность композитора к Донбассу, к краю, на окраине которого он рос, не сознавая, конечно, слишком уж очевидной близости к пролетариату и промышленным делам, всячески подчеркивается вот уже несколько десятилетий. С тех самых пор, как в Донецке и Луганске волею центральных властей был организована первая волна культурного преобразования региона.

С 1981 года в Донецке проводят музыкальный фестиваль «Прокофьевская весна».

О его уровне говорит то обстоятельство, что в разное время в фестивале участвовали такие знаменитые коллективы, как оркестр «Виртуозы Москвы» , оркестр народных инструментов , оркестр московской филармонии «Московия», хор под управлением , академическая капелла им. Александра Юрлова, Санкт-Петербургская хоровая капелла , хор имени Григория Верёвки, ансамбль песни и пляски Павла Вирского.

На донецкой сцене в рамках фестиваля пели всемирно известные певцы , , , и многие другие.

Память подсовывает недавнее воспоминание: 2015 год, в городе слышна артиллерийская перестрелка, а на бигбордах весит реклама «Прокофьевской весны».

Украинские военные первым делом убили «Прокофьева»

Имя Сергея Прокофьева было присвоено в 2012 году новенькому, только выстроенному к чемпионату Европы по футболу международному аэропорту. Классический потрет композитора встречал всех, кто входил в центральный холл аэровокзала.

Суперсовременный аэропорт был разрушен в ходе боев с украинской армией, которая и свое вторжение в Донецк 26 мая 2014 года начала с варварского обстрела «Прокофьева» с вертолетов и самолетов. Ныне это чудо архитектуры лежит в руинах, в которых держат оборону военнослужащие республики.

Сам Сергей Сергеевич был человеком в целом аполитичным, в жизни его интересовала только музыка.

С другой стороны, он мог бы, как Шаляпин, как Рахманинов остаться на Западе, но не захотел. Он принадлежал к той породе русских людей, которым лучше живется в окружении русской речи, русской жизни, какого бы качества она не была. Истинный сын донецкой земли, он был склонен мифологизировать творчество в том же духе, в котором донецкие шахтеры придумывали байки о подземных духах или разыгрывали, выписанных из-за рубежа «немцев».

Во многих крупных произведениях Прокофьева можно услышать эти возвышенные, суровые ноты, перебиваемые временами сардоническими нотками. И, чего там, не так уж трудно представить «Марш рыцарей» из «Ромео и Джульеты» в подземных выработках донецкой земли.

Мощь и гармония природы вперемешку с сильными страстями людей делали и делают музыку уроженца донецкой деревни Сонцовки привлекательной и соблазнительной для огромного количества любителей музыки. Их очень много во всем мире, но, клянусь, нигде их нет в таком количестве, как в Донецке.

А его музыка на хор «Вставайте люди русские!» из знаменитой кинокартины «» могла бы стать настоящим гимном восставшего в 2014 г. Донбасса.

Прокофьев навсегда

Сергея Прокофьева всю его жизнь преследовали оригинальные обстоятельства личной жизни. Не пожелала быть иной и его кончина.

Он умер в один день с Иосифом Сталиным, который, кстати говоря, благоволил композитору и защищал его от чрезмерно рьяных советских культуртрегеров. В тени всенародной скорби по ушедшему вождю, уход из жизни композитора остался мало заметен. Говорят, даже похоронить было его проблемой в той обстановке потерянности в Москве.

Сегодня история отыграла обратный ход — такого уважительного отношения к земляку-композитору, которое показывает на протяжении полувека Донбасс, хватило бы на двух Прокофьевых.

В канун дня рождения композитора в Донецке устанавливали памятник другому уроженцу Екатеринославской губернии (в нее входила и Юзовка — будущий Донецк) — . Журналисты и культурная общественность, собравшаяся на это мероприятие, живо обсуждала проект еще одного памятника, который недурно было бы поставить у входа в республиканскую филармонию. Кому? Правильно — Сергею Сергеевичу Прокофьеву.