Helsingin Sanomat (Финляндия): финский исследователь российской культуры восхищается смелостью русских

В семье культуролога Элины Кахла (Elina Kahla) с уважением относились к языкам и литературе, печатному слову. Ее отец Мартти — литератор и лингвист, мать Сейя 30 лет проработала редактором в газете «Хельсингин саномат» (Helsingin Sanomat). Элина была единственным ребенком и впитала атмосферу своей семьи — и уже в четыре года сама научилась читать. «Отец любил разговаривать со мной о том, что его интересовало, и в шутку обращался ко мне на „вы" — но во время работы его нельзя было отвлекать», — вспоминает Элина Кахла. «Мама была моим главным героем, и в семье она решала все практические вопросы. Я понимала, что для родителей я была очень важна». Теоретические дисциплины стали любимыми спутниками девочки. Она также увлекалась искусством, состояла в киноклубах, пробовала заниматься писательством. Важнейшим общественным опытом Кахла считает свое участие в мероприятии экологического движения «Койярви» (Koijärvi) весной 1979 года. «Я провела на мероприятии один или два дня. Присоединилась к вегетарианству, начала выступать против ядерной энергетики». Загадочной русской культуре Элина Кахла посвятила себя в ранней молодости. Со временем это проявилось в любви к русскому языку и культуре, православной вере и отношении к народам, родственным финскому. В 20 лет она приняла православную веру. Изучая русский в университете, Кахла познакомилась с увлеченными своим делом людьми. Например, в 1980-е годы появились новые исследования профессоров Пекки Песонена (Pekka Pesonen) и Наталии Башмакофф (Natalia Baschmakoff). Своим главным вдохновителем она называет профессора Тартуского университета семиотика Юрия Лотмана. «Мы все появились из рукава Лотмана», — подытоживает она. У Кахла было много направлений работы, но все они так или иначе были связаны с Россией. Пожалуй, ее уже можно назвать опытным «ветераном» в исследованиях России. Страна и культурные явления были изучены вдоль и поперек. Чем же русские отличаются от нас, финнов? «Русских отличает сильная самодостаточность, им прививают мысль, что они всегда были и будут великими. Поэтому они всегда очень недовольны, если им пытаются привить что-то извне», — говорит исследователь. «Это неоспоримая национальная гордость. Что великий Пушкин — наше все, как и Толстой, Лермонтов, Достоевский…» В России столетиями господствовали сильные социальные различия и классовые границы, что и сейчас отражается на поведении русских. «Грубо говоря, если будешь высовываться, то тебя так или иначе остановят. Это усвоили четко», — говорит Кахла. «В ином мнении признаются только в личных разговорах, за столом или на скамейке в парке». Исследователя очень привлекает тот факт, что в России у всего есть две стороны, есть официальная и неофициальная культура. «В русских много смелости — люди выходят на протест и не боятся смертельной опасности». К главному направлению развития российского общества Кахла относится скептически. «Боюсь, выбран довольно неудачный курс. Кажется, Путин закоснел, он считает цифры, меняет кадры. Беспокоит и то, что помощники Путина могут бояться рассказать ему правду». Настоящим спасением на протяжении истории России были разные независимые сообщества. В современной России это, к примеру, организации для лечения наркозависимых, которые чаще всего создаются их же собственными силами. Небольшое сообщество, которому Кахла уделяет в последнее время особое внимание — самый северный православный монастырь в мире, который находится в Печенге. В своем новом исследовании она рассказывает о долгой истории монастыря, а также о его уничтожении в советское время после войн. «На написание книги, конечно, ушло много сил, — признает Кахла. — К счастью, она уже готова». Элина Кахла Родилась в 1960 году в финском городе Эспоо. Окончила школу смешанного обучения в Хельсинки в 1979 году, стала кандидатом философских наук в 1985 году (Хельсинкский университет), получила степень доктора философии в 2007 году (Университет Восточной Финляндии). Заведующая редакцией Александровского института при Хельсинкском университете и исследователь с 1996 по 2012 год, с 2016 года числится исследователем. Руководитель проектов Бизнес-школы Алвара Аалто с 1991 по 1996 год, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге с 2012 по 2016 год. Автор многих исследовательских работ и статей. На Пасху было опубликована работа Элины Кахла о самом северном в мире православном монастыре и печенгских мучениках. Перевела на финский язык книги Людмилы Улицкой, Марины Цветаевой и Евгения Водолазкина. Главный редактор журнала «Иконописец» (Ikonimaalari) с 2017 по 2019 год. Член руководства общества «Авторы научной литературы» (Tietokirjailijat). Живет в Хельсинки, замужем, два взрослых сына. 24 апреля Элине Кахла исполняется 60 лет.

Helsingin Sanomat (Финляндия): финский исследователь российской культуры восхищается смелостью русских
© ИноСМИ