В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Дом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»

18 апреля отмечают Международный день охраны памятников и достопримечательных мест. В бережно сохраняют и восстанавливают старинные усадьбы, постройки эпохи конструктивизма, скульптуры. За последние годы в столице отреставрировали 1424 объекта культурного наследия. Mos.ru вспоминает 15 самых ярких, сложных и масштабных проектов — победителей конкурса «Московская реставрация» с 2011 по 2019 год.

Дом-коммуна, скоропечатня Левенсона и еще 13 шедевров «Московской реставрации»
Фото: Mos.ruMos.ru

Павильон «Космос»

Видео дня

Где: ВДНХ

Когда построили: 1939, 1954 годы

«Космос» — один из самых красивых и величественных павильонов ВДНХ. Его история началась в 1939 году, только тогда он назывался «Механизация» и представлял собой куда более скромное сооружение. Это был огромный ангар из арочных конструкций. В нем выставляли сельскохозяйственную технику, самолеты и различные станки.

В 1951–1954 годах архитекторы , и (они же делали первый павильон в 1939-м) реконструировали павильон, пристроив к эллингу двухэтажный зал со стеклянным куполом. Главный фасад здания украсили восьмиметровые скульптуры «Механизатор» и «Трактористка», облицованные золотой и разноцветной смальтой, а также барельефы и лепной фриз. Под крышей купола главного зала установили звезду с Троицкой башни Московского Кремля.

В 1956 году павильон переименовали в «Машиностроение», а с 1967-го, когда экспозиция пополнилась ракетной техникой и искусственными спутниками, павильон получил новое название — «Космос».

После реставрационных работ 12 апреля 2018 года здесь открылся крупнейший космический музейный комплекс — центр «Космонавтика и авиация». За 14 месяцев ему вернули исторический вид — отреставрировали элементы декора, созданного в 1950-е, а также герб СССР, 15 гербов союзных республик и смальтовое панно, на котором изображены символы индустриальных достижений страны. Здесь восстановили гипсовую лепнину, под куполом засияла люстра-звезда, а на скульптурах обновили смальтовую отделку.

Ново-Екатерининская больница у Петровских ворот, или дом Гагарина

Где: Страстной бульвар, дом 15/29, строение 1 / Успенский переулок, дом 14

Когда построили: XVIII–XIX век

В 1786–1790 годах для князей Гагариных по проекту выстроили роскошный дворец. Это трехэтажное здание на основе палат XVIII века в стиле классицизм с крыльями, парадной анфиладой и центральным Овальным залом.

В 1812 году дворец сильно пострадал от пожара. Его восстановлением занимался другой знаменитый архитектор — . Он же создал проект приспособления усадьбы под Ново-Екатерининскую больницу. В 1830–1835 годах к зданию примкнули ротонды, появились главная и две служебные лестницы, в Овальном зале разместилась домовая церковь. Фасады усадьбы приобрели черты позднего классицизма.

В 2015 году завершилась реставрация комплекса зданий, она продолжалась более двух лет. Мастера обновили фасады главного здания, белокаменные подоконники, карнизы, цоколь, восстановили первоначальный декор. Кроме того, отреставрирован лепной портик фасада и воссоздан герб Российской империи на месте, где до этого находился герб СССР. Параллельно с реставрацией на территории шли археологические раскопки. Благодаря им музейные коллекции столицы пополнили сотни артефактов XVI–XIX веков.

Чугунный павильон трамвайной остановки

Где: Красностуденческий проезд, дом 17

Когда построили: ориентировочно первая половина XX века

Павильон остановки «Красностуденческий проезд» — уникальный образец промышленной архитектуры первой половины XX века. В те годы в Москве ходил первый паровой трамвай, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское. Позднее павильон реконструировали с использованием чугунных деталей, составивших впоследствии главную ценность постройки.

В 2017–2018 годах демонтировали поздние конструкции, полностью исказившие исторический облик павильона. Чугунные колонны с базами и постаментами очистили от загрязнений и наслоений. По архивным фотографиям и уцелевшим подлинным образцам воссоздали утраченные архитектурные и декоративные элементы из чугуна и дерева, вернув павильону первоначальный вид. Сегодня здесь останавливается трамвай 27.

Особняк Коробковой

Где: Пятницкая улица, дом 33/35, строения 1, 3

Когда построили: 1866 год

В 1866 году особняк представлял собой каменный двухэтажный жилой дом в семь оконных осей с двумя парадными входами со стороны улицы, украшенными чугунными навесами с колоннами. В 1894 году по заказу известного купца Трифона Коробкова Лев Кекушев спроектировал две пристройки с севера и востока здания. Планировка и отделка изменились. Лев Кекушев использовал характерные для своего раннего творчества приемы, такие как смешение архитектурных стилей, асимметричная планировка, разновеликие окна.

В 1899 году архитектор Сергей Шуцман, работавший помощником Кекушева, добавил с юга двухэтажную пристройку в стиле эклектика с элементами классицизма. Сейчас объемно-планировочное решение здания отличается от представленного на исторических чертежах. Например, угловой эркер главного дома в проекте 1894 года отсутствует и появляется только на плане 1912 года. В 1911–1912 годах с восточной стороны к особняку пристроили четырехэтажный доходный дом.

Реставраторы восстановили фасады, кровлю и ограды, внутреннее убранство, витражи, лепной декор и светильники. Фасадам возвращен подлинный лиловый цвет, задуманный Кекушевым.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе

Где: 2-й Донской проезд, дом 9

Когда построили: 1929–1930 годы

Профессионалы от архитектуры называют это здание самой радикальной коммуной, созданной в Советском Союзе. Студенческую коммуну на две тысячи человек, организованную по принципам нового быта, спроектировал архитектор .

Общежитие предназначалось для студентов Текстильного института и состояло из трех корпусов: спального (А), санитарного (Б) и учебного (В). Параболический пандус, который связывает все этажи корпуса Б, стал одним из символов архитектуры русского авангарда.

Масштабная реконструкция закончилась в 2016 году. На фасаде спального корпуса восстановили ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами. В общежитии появились желтый, коралловый, зеленый, фисташковый, пурпурный и синий этажи: одну из стен каждого этажа корпуса покрасили в яркий цвет. Здание, как и прежде, используется в качестве студенческого общежития.

Усадьба Старо-Никольское

Где: поселок Первомайское, улица Парковая, дом 18

Дата постройки: конец XVIII — начало XIX века

Ансамбль Старо-Никольского формировался в XVIII веке. Это была большая усадьба с главным домом, церковью, хозяйственными постройками, парком и садом. Ее владельцами в разное время были представители известных дворянских родов, в том числе Мусины-Пушкины и Бибиковы. Между 1885 и 1891 годами, а также в 1893–1911 годах главный дом перестраивали и достраивали.

После Октябрьской революции в разные годы здесь размещались школа, детский сад, пансионат, общежитие. После пожара в 2011-м главный дом был в полуразрушенном состоянии, требовались масштабные реставрационно-восстановительные работы.

Восстановление завершили в 2016 году. Специалисты демонтировали двухэтажную надстройку 1940-х годов с торцевых террас западного и восточного фасадов, укрепили стены, отреставрировали цоколь, кирпичные своды подвала, стены из кирпича и белого камня и покрытия полов. Они также воссоздали арочные и прямые проемы по архивным данным, кирпичный тамбур, крышу и бельведер со смотровой площадкой. Прежний облик получили торцевые одноэтажные террасы, мраморная лестница. В особняке располагается Музей VI съезда коммунистической партии Китая. И это неслучайно: он прошел именно здесь летом 1928-го.

Станция метро «Киевская»

Где: станция «Киевская» Филевской линии метро

Когда построили: 1937 год

В 1937 году станция метро «Киевская», ставшая конечной Арбатского радиуса, связала центр Москвы с Киевским вокзалом. Перронный зал станции оформили в стиле сталинский ампир.

Одним из главных украшений «Киевской» стал выложенный мрамором пол. Впервые в оформлении метро использовали необычные материалы, например фарфор для капителей и оникс для облицовки колонн. Правда, со временем мраморную мозаику и оникс заменили гранитом, а фарфор — фаянсом, сняли роскошные люстры с плафонами из стекла с алмазной гранью.

После реставрации 2014–2016 годов облик станции максимально приблизился к тому, что был заявлен в первоначальном проекте архитектора . Центральную часть пола платформы воссоздали по чертежам 1930-х годов. Оттенки гранита подбирали так, чтобы он подходил к цвету камней на колоннах и плитки путевых стен. Самым сложным для реставраторов было восстановить светильники из двухслойного стекла с алмазной гранью, так как эта технология, широко распространенная в 1930-е годы, почти утрачена.

Скоропечатня Левенсона

Где: Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1

Когда построили: 1900 год

Типографский комплекс, выстроенный по заказу владельца Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона в 1900 году, — одна из самых значимых построек короля московского модерна . Производственный корпус комплекса являет собой образец рациональной архитектуры. Фасады административного здания характерны для раннего модерна, при этом здание стилизовано под средневековый замок.

Интерьеры — парадный вестибюль с мраморной лестницей, универсальный зал с конторской кассой, кабинет и комната отдыха — в советский и постсоветский периоды были практически уничтожены, фасад и кровля понесли значительные утраты.

В результате реставрации 2013–2016 годов зданию вернули исторический облик, соответствующий замыслу Шехтеля. Фасадам возвратили первоначальное цветовое решение, а исторические интерьеры, в том числе парадную лестницу, арки и барельеф первопечатника Гутенберга, восстанавливали по фотографиям.

Малый собор Донского монастыря

Где: Донская площадь, дом 1, строение 19

Когда построили: 1591–1593 годы

Собор Донской Иконы Божией Матери — старейший храм ансамбля Донского монастыря. Предположительно, его автором в конце XVI века был зодчий Федор Конь. Это уникальный пример бесстолпного храма. В декоре фасадов присутствуют элементы так называемых итальянизмов.

Здание не раз перестраивали, и каждая эпоха оставляла на нем свои следы. Во время реставрации под штукатуркой открылись подлинные детали и поздние закладки. В пространстве чердака трапезной части на западной стене обнаружили окна XVI века с профилированными кирпичными наличниками. Специалисты решили заложить внутренние проемы XVIII–XIX веков, вернув интерьеру первоначальные формы.

Киевский вокзал

Где: площадь Киевского Вокзала, дом 1

Когда построили: 1914–1918 годы

История Киевского вокзала началась на рубеже XIX–ХХ веков, а более 100 лет спустя здесь провели масштабные работы по восстановлению. Первоначальный проект современного вокзала в неоклассическом стиле был разработан инженером Иваном Рербергом в 1912 году при участии архитектора Вячеслава Олтаржевского. Позже в него были внесены изменения. Здание заложили перед началом Первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Пространство над перронами перекрыто застекленными стальными арками. Этот дебаркадер конструировал сам .

Архитектурная концепция Киевского вокзала выстроена на ретроспективе классического стиля с элементами ампира, популярного в первой трети XIX века. В верхней части часовой башни — арочные окна с ордерным декором, купольный бельведер и скульптуры орлов, напоминающие об обелисках на Бородинском поле. На потолке вестибюля можно увидеть живописное мозаичное панно Бориса Ланге с аббревиатурой МКВ и датами 1914 и 1916 (Московско-Киево-Воронежская железная дорога, год начала строительства вокзала и предполагавшийся год его завершения).

Масштабная реставрация Киевского вокзала длилась с 2013 по 2016 год. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь, колонны, пилястры, скульптуры. Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные. Новую жизнь получила и майолика на фронтоне — яркое рельефное изображение Георгия Победоносца.

Жилой дом

Где: улица Николоямская, дом 52, строение 1

Дата постройки: конец XVIII века

В 2017 году завершилась реставрация памятника архитектуры регионального значения — жилого дома Н.П. Баулина. В конце XVIII века на Николоямской появились сводчатые палаты с подвалом. После пожара 1812-го они вошли в объем нового двухэтажного каменного дома. Достройки и реконструкции происходили в 1855 и 1876 годах. Окончательно композиция здания сложилась к 1885 году при очередном владельце усадьбы купце Николае Баулине. Прежде лаконичный фасад оформили в стиле эклектика: появились аттик с картушем, пышная лепнина.

Реставраторы вернули зданию исторический облик, восстановили сохранившиеся элементы интерьеров второй половины XIX века. При реставрации цокольной части и фундамента были раскрыты палаты XVIII века. Памятник отреставрировали по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Особняк Кекушевой

Где: улица Остоженка, дом 21

Когда построили: 1900–1903 годы

Двухэтажный особняк с полуподвалом и мансардой архитектор Лев Кекушев построил для своей семьи и оформил на супругу Анну Кекушеву — такое название и закрепилось за зданием. Оно по праву считается одним из лучших произведений московского модерна.

Парадный вход с белокаменными колоннами расположен со стороны Остоженки, также были два входа в подвал со двора. В 1907 году, когда дом принадлежал коллежскому секретарю Александру Смецкому, пристроили металлический зимний сад со стороны главного фасада.

В доме на Остоженке, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, могла жить Маргарита (на это указывает описание готического особняка с башней). История в духе романа «Мастер и Маргарита» произошла с особняком и в реальности: после революции с крыши дома исчезла скульптура льва. Обстоятельства пропажи выяснить так и не удалось, но век спустя статую (правда, не оригинальную) вернули на место. Скульптуру восстанавливали по единственной фотографии, которую удалось отыскать в архивах. Реставраторы также вернули исторический облик фасадам, провели много работ в интерьерах каждого этажа и подвала, вернули особняку первоначальную планировку.

Фонтан «Золотой колос»

Где: ВДНХ

Когда построили: 1954 год

Фонтан «Золотой колос» задумывался авторами как символ плодородия колхозных полей СССР. На постаменте установлена архитектурно-скульптурная композиция (колос, рога изобилия, орнаментированное основание) из железобетона, облицованная мозаичной смальтой. Из фонтана бьет 66 струй воды, 30 из которых — 25 метров в высоту. В конце 1980-х обветшавший фонтан выключили.

В 2016–2018 годах провели комплекс ремонтно-реставрационных работ, в процессе которого фонтан был разобран на 308 фрагментов. Специалисты смогли сохранить уцелевшие декоративные элементы. По технологиям 1950-х годов изготовили идентичные фрагменты взамен утраченных. Удалось не только полностью восстановить исторический облик — специалисты также заменили водопроводную и насосную системы фонтана. Его снова открыли в 2018 году.

Церковь Святого Климента, Папы Римского

Где: улица Пятницкая, дом 26

Когда построили: XVIII век

Климентовский храм, построенный в 1774 году, принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Он увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной. Узорные решетки есть как в церковной ограде, так и над карнизами храма. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм закрыли, но, к счастью, сносить его не стали. Здание превратили в книгохранилище Государственной библиотеки имени В.И. Ленина.

Реставраторы воссоздали утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы и иконостасы. Также был укреплен фундамент, восстановлены кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты. Помимо того, вернули паперть и утраченную часть церковной ограды.

Первая служба в отреставрированном храме состоялась 19 августа 2013 года, в день Преображения Господня.

Памятник Пушкину

Где: Пушкинская площадь

Когда поставили: 1880 год

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину открыли в годовщину со дня рождения рождения поэта — 6 июня 1880 года. Автором монумента стал скульптор — его проект победил в творческом конкурсе. Бронзовую скульптуру отливали в Санкт-Петербурге, а деньги на сооружение собрали по всенародной подписке.

Кстати, первоначально монумент классику установили в начале Тверского бульвара, на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году монумент переместили на противоположную сторону площади, где разбили сквер.

А 6 сентября 2017 года в Москве открылся отреставрированный памятник русскому классику. Специалисты больше года восстанавливали его исторический облик и укрепляли основание монумента. Бронзовую скульптуру поэта очистили от загрязнений и копоти, а на завершающем этапе реставраторы выполнили локальное химическое патинирование. Эксперты детально изучили образцы существующей патины и приняли решение сохранить ее и зеленый цвет памятника. Теперь памятник Пушкину выглядит так же, как и в 1880 году.