Выходя за рамки - Кто будет платить за «зеленую сделку»?
Значительная часть этого триллиона евро на предложенную комиссией «зеленую сделку» будет получена за счет использования финансового рычага. В 2020 году Европейский союз официально выделит на эти цели только около 40 млрд евро, большая часть которых уже включена в бюджет; фактически выделено будет в лучшем случае лишь 7,5 млрд евро. Как и в предыдущем плане предшественника Урсулы Жан-Клода Юнкера от 2015-го года, хитрость заключается в том, чтобы собрать львиную долю указанной суммы через «теневой» бюджет, администрируемый Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). В конце концов комиссии не разрешено брать на себя обязательства; но межгосударственные спасательные и инвестиционные фонды ЕС у нее есть. По сути ЕС совершает то, что крупные банки делали до финансового кризиса 2008 года, когда они в обход регулирующих органов переместили часть своего бизнеса в забалансовые каналы. В случае гарантий ЕС предлагаемых комиссией и отдельными государствами-членами ЕС, достаточно для высокого кредитного рейтинга и, следовательно, для выпуска европейских долговых облигаций. Полученные средства будут использованы государственными и частными структурами, а иногда даже государственно-частными партнерствами. Но если гарантии будут востребовать в одночасье, платить по счетам придется налогоплательщикам еврозоны. Эти теневые бюджеты являются потенциальной проблемой не только потому, что позволят Еврокомиссии обойти запрет на привлечение займов, но также потому, что они затрагивают Европейский центральный банк. Безусловно, президент ЕЦБ Кристина Лагард уже объявила о желании играть более активную роль в спасении планеты и еврозоны. И ЕЦБ сейчас рассматривает вопрос о целесообразности покупок облигаций, выпущенных учреждениями, получившими одобрение комиссии по климатическим условиям. На практике, конечно, это скорее всего означает, что ЕЦБ скупит «зеленые» облигации, которые сейчас разрабатываются ЕИБ. Это повлечет снижение процентных ставок, по которым ЕИБ может привлекать средства, что в конечном итоге приведет к запуску печатного станка, чтобы обеспечить средства для расходов на климатическую политику. Желание бороться с изменением климата, безусловно, похвально. Но согласно нынешнему плану, ЕЦБ придется действовать в «серой зоне». Институт не контролируется демократическим путем, а управляется технократами в Ииполнительном совете. Каждое государство-член, большое или малое, назначает своего собственного представителя, который затем имеет равные права, личную неприкосновенность и автономию действовать без необходимости отвечать перед парламентом. Более того, в соответствии с Маастрихтским договором совет ЕЦБ в первую очередь обязан поддерживать стабильность цен и может применять отдельные меры экономической политики только в том случае, если это не ставит под угрозу его способность выполнять мандат. В случае с «зеленым соглашением» опасности очевидны. Если дополнительный спрос, создаваемый расширением зеленых проектов, будет финансироваться за счет печатания денег вместо налоговых сборов, это не приведет к снижению спроса из других секторов европейской экономики и, следовательно, потенциально будет создавать инфляционное давление. Подобные ситуации служат напоминанием о том, почему ст. 123 договора о функционировании ЕС строго запрещает ЕЦБ принимать участие в финансировании «учреждений, органов, ведомств или агентств союза, центральных правительств, региональных, местных или другие государственные органы, другие органы, регулируемые публичным правом, или публичные обязательства государств-членов». Но, конечно, ЕЦБ уже обошел это правило, купив на рынке около 2 трлн евро государственного долга, тем самым «выйдя за рамки». Последние планы обойти Маастрихтский договор не улучшат ситуацию. До финансового кризиса ЕЦБ занимался только монетарной политикой. Во время кризиса он превратился в государственный орган, бросающий спасательный круг почти обанкротившимся банкам и правительствам. Теперь он становится экономическим правительством, которое может определять свой бюджет по своему усмотрению. Грядущее нарушение духа Маастрихтского договора будет иметь двоякие последствия: ЕС начнет привлекать средства, печатая деньги. Таким образом планы комиссии еще больше подорвут доверие к самому институту, от которого Европа зависит в своей финансовой и макроэкономической стабильности и в долгосрочных перспективах роста. И это в то время, когда мир становится еще более неопределенным, конкурентоспособным и агрессивным.