Анатоль Франс как сторонник советской России
Как положено выдающемуся деятелю искусства, во время учебы Франсуа Анатоль Тибо большими познаниями не блистал, экзамены сдавал неохотно, и, происходя из небогатой семьи, вынужден был зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Труд этот оказался литературным. Журналистика, редактура, критика были той сферой, к которой у Анатоля лежала душа, и в которой он постепенно добился больших успехов. А также в возрасте чуть за тридцать Анатоль был назначен заместителем директора библиотеки французского Сената и занимал этот пост в течение четырнадцати лет. В этот период он мог без мыслей о заработке заниматься литературой. Анатоль Франс воздавал должное сатирической прозе в различных ее проявлениях. Роман, сделавший его известным, назывался "Преступление Сильвестра Боннара" – в нем речь шла о преимуществах легкомыслия и доброты перед суровой добродетелью. Франс из тех писателей, что "словечка в простоте не скажут". Во всех его текстах скрыт двойной смысл, этот неизменный спутник сатиры. Двусмысленность, над которой можно посмеяться, Анатоль Франс находил в разных эпохах: в XVIII веке, когда происходит действие романов "Харчевня королевы Гусиные лапки" и "Суждения господина Жерома Куаньяра" с распутным аббатом в качестве центрального героя, который грешит, чтобы усилить дух смирения; в раннем христианстве, которое освещается в романах "Святой сатир" и "Таис", где святыми становятся вовсе не те персонажи, как это видится Церкви; и во всей истории Франции, спародированной в романе "Остров пингвинов". Писатель подразумевал свою родину и ее кровавое прошлое, приобретающее с течением времени восторженную и ложную оценку. Но вообще-то эту книгу можно экстраполировать на все человечество. Без особого юмора и сарказма написан разве что исторический двухтомник "Жизнь Жанны д’Арк", но тем хуже: Франс предпринял попытку демистифицировать национальную героиню Франции, за что и "получил" и от публики, не воспринявшей труд, и от специалистов, объявивших книгу антинаучной, не соответствующей первоисточникам. Фото: litres.ru Самым масштабным историческим произведением Анатоля Франса был, вероятно, роман "Боги жаждут" о Великой французской революции. А самой отъявленной антиклерикальной сатирой – книга "Восстание ангелов", социальная сатира, помещенная в религиозный контекст. Достаточно сказать, что в ней писатель подменяет Бога злым и неумным Демиургом, который так нелепо правит, что просто-таки вынуждает своего антипода поднять против себя восстание. Стоит ли удивляться, что в 1922 году, за два года до смерти, все сочинения Анатоля Франса были включены в католический "Индекс запрещённых книг"? Но, может быть, благодаря этому, Франса любили и охотно переводили в СССР. А может, в мире диалектического материализма прочитывали книги Франса как воспевание революционного движения. Что в принципе соответствует действительности. В любом случае для советских читателей сделали огромное благодеяние: книги Анатоля Франса читать не только нужно, но и просто интересно, это доставляет огромное эстетическое наслаждение. В 1921 году Анатоль Франс получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: "з блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом". Деньги с премии, а это в 1920-х годах было примерно 40 тысяч долларов, Анатоль Франс пожертвовал в пользу голодающих Советской России.