Ещё

В ожидании генеральных 

В ожидании генеральных
Фото: Индикатор
Синхротрон СКИФ, который, согласно нацпроекту «Наука», должен заработать в 2024 году, наконец-то получил первые федеральные деньги и генерального проектировщика. Когда на площадке под  начнется строительство, кто и как управляет проектом, и как на сроки влияет пандемия COVID-19 — в материале Indicator.Ru.
Источник синхротронного излучения поколения СКИФ (Сибирский кольцевой источник фотонов) станет первым в  синхротроном четвертого поколения. В таких мегасайенс-установках, как СКИФ, излучение генерирует поток заряженных частиц, которые движутся с околосветовыми скоростями по искривленным магнитным полем траекториям. Из всего широкого спектра синхротронного излучения наиболее востребован рентгеновский диапазон: он позволяет глубоко заглянуть в структуру вещества от биологических объектов до горных пород. Поколения синхротронов определяются как особенностями конструкции, так и эмиттансом — объемом пространства, которое занимает пучок заряженных частиц из источника. От него напрямую зависит яркость излучения, а значит, и возможности научных станций на синхротроне. Как рассказал на пресс-конференции директор Института катализа Сибирского отделения , академик РАН Валерий Бухтияров, по предварительным расчетам СКИФ может выйти на эмиттанс 75 пикометров (одна триллионная метра) на радиан. По его словам, это показатель в четыре раза лучше, чем показатель единственного на данный момент в мире работающего синхротрона четвертого поколения MAX IV в  (второй аналогичный синхротрон, бразильский Sirius, достроен недавно и еще не вышел на полную мощность).
Об уникальности проекта и его потенциальном большом будущем говорилось уже много и не раз, и главной темой конференции стало решение организационных и финансовых проблем вокруг СКИФ. О бюрократических проволочках вскользь упомянул Бухтияров. Создание центра на площадке в Кольцово было согласовано советом по реализации программы развития синхротронных и нейтронных исследований в октябре. Постановление правительства о выделении средств на проектирование и строительство вышло под Новый год. После этого понадобился еще месяц, чтобы в феврале финансирование появилось. Это миллиард рублей на проектирование — изначально планировалось, что первые 500 млн придут в СО РАН еще в 2019 году. Еще через месяц вышло распоряжение о назначении генеральным проектировщиком Центрального проектно-технологического института (ЦПТИ) топливной компании . Заключение с ним государственного контракта состоялось еще через месяц. Причем в контракте, отметил Бухтияров, Институт катализа, за которым закреплена территория в Кольцово, никак не фигурирует: он заключен дирекцией единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту при . Так что потребовался отдельный приказ министерства, чтобы распределить полномочия заказчика между этой организацией и Институтом катализа. Удалось на ближайшие полгода решить и вопрос с софинансированием Проектного офиса СКИФ. Его институт в предыдущие два года содержал на собственные внебюджетные средства.
Теперь проектирование СКИФ может официально начаться, и заместитель Министра науки и высшего образования РФ  не преминул поблагодарить коллег за это, признав, что взаимодействие было непростым, но в итоге конструктивным. Бухтияров же напомнил напомнил, что почивать на лаврах еще рано: пока в создание СКИФ вовлечены институты СО РАН, министерство с дирекцией единого заказчика и институт-проектировщик, но еще должны появиться генеральный подрядчик на строительные работы, генеральный конструктор на создание ускорительного конкурса и научных станций (эту роль, по мнению академика, должен взять на себя Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН) и другие участники. В сжатые сроки работ, считает ученый, имеет смысл назначить организации на ключевые позиции распоряжениями правительства как единственных исполнителей, как это уже произошло с ЦПТИ.
Генеральный директор ЦПТИ рассказал на пресс-конференции, что работа на площадке СКИФ началась задолго до заключения государственного контракта, — учитывая сроки проекта, институт запустил инженерные изыскания заранее. Сотрудники ЦПТИ сейчас работают на площадке в Кольцово практически в естественной изоляции, так что карантинные мероприятия не должны помешать им изучить территорию почти в 30 га к июню. На основе этой информации начнется проектирование силами более чем 100 инженеров института (они уже переведены на удаленную работу). Проектная документация для согласования с Главгосэкспертизой и цифровая модель будут готовы к концу 2020 года, а дальше останется ждать положительного заключения по проекту, чтобы в 2021 году начать строительство.
Общая стоимость проекта составит около 37 млрд рублей в текущих ценах. Половина всех затрат, отметил Нарукавников, придется на ускорительный комплекс и пользовательскую инфраструктуру, то есть научные станции в составе комплекса. Замминистра выразил уверенность, что деньги на СКИФ найдутся — в трехлетнем бюджетном планировании они уже заложены, и пообещал и в дальнейшем предпринимать все усилия, чтобы не сорвать сроки. Пока усилия заключаются в создании координационного совета проекта из представителей , правительства, РАН и других заинтересованных организаций и ведомств, а также в «проработке возможности» начать финансирование работ по созданию ускорителя и остального оборудования уже в этом году. Сейчас правила федеральной инвестиционной программы такую возможность исключают, так как проект строительства комплекса еще не разработан и не утвержден. Но заявленные сроки создания СКИФ, судя по всему, требуют обхода многих правил.
Валерий Бухтияров со своей стороны пригласил российские научные центры и предприятия обращаться в Проектный офис СКИФ и к нему лично с предложениями по разработке оборудования. По его словам, к проекту уже привлечен достаточно широкий круг организаций, но он готов принять и новых участников. Тем более что, согласно заявлению Нарукавникова, производство оборудования для СКИФ на 80% должно быть сосредоточено в России. От сотрудничества с зарубежными партнерами новосибирские ученые при этом не отказываются: научная инфраструктура СКИФ обсуждалась и обсуждается, по словам Бухтиярова, со специалистами из других синхротронных центров. В конце концов, СКИФ должен стать центром притяжения идей со всего мира, как и зарубежные синхротроны, а для этого его научные станции не должны повторять инфраструктуру MAX IV, немецкого синхротрона DESY или других зарубежных мегасайенс-установок.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс. Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.
Видео дня. Алексей Панин ищет новую жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео