Дом Бака, расположенный в историческом центре в Санкт-Петербурга, известен своими воздушными галереями, уникальными витражами и выразительным декором фасадов. Это один из неформальных памятников города, в котором истории людей тесно переплелись с историей Петербурга, России и Европы. «Наш дом – это не только памятник архитектуры. Он схож с человеком, который прожил целый век и знал расцветы и радости, надежды и печали. Это Дом, который хочет жить. Это Дом с человеческой историей». Так о дома Бака говорят его жильцы. В свое время здесь жили военный министр Российской империи Александр Редигер, дочь знаменитого военного инженера Эдуарда Тотлебена, руководившего оборонительными работами в Севастополе в период Крымской войны, Александра, художник Леон Бакст, который трудился над созданием костюмов для «Русских сезонов» Дягилева, поэт-имажинист, прозаик и драматург Анатолий Мариенгоф. Это настоящий городской символ, у которого есть свой логотип, сувенирная продукция, сайт и страницы в соцсетях. Все это создано и поддерживается теми, кто проживает в доме №24 по Кирочной улице и заботится о его сохранении. История доходного дома Бака началась со строительства в 1844 году на этом же участке – по адресу Кирочная улица, 24 – дома доктора медицины и императорского тайного советника Карла Федоровича Гаугера – П-образного здания, выполненного в классическом стиле. Его первый этаж был сложен из камня, второй был деревянным. В доме насчитывалось 17 квартир, размещались конюшня на 9 лошадей и прачечная. Здание сменило нескольких собственников, пока в 1903 году им не завладел инженер путей сообщения, основатель и издатель газеты «Речь» Юлиан Бак. Он выкупил дом у братьев Мейер за 212 500 рублей. Уже к маю старое здание разобрали и расчистили землю для нового строительства. Архитектором нового здания стал создавший к тому моменту уже несколько примечательных домов для еврейской общины Петербурга Борис Гиршович. Масштабное здание переменной этажности было спроектировано на пять выходов – два парадных и три дворовых. Внутри образовались три двора, объединенных проездами, а четвертый двор был сформирован благодаря воздушным галереям между главным корпусом здания и флигелем. Пятиэтажный корпус венчала мансарда, дворовые флигели получили шестой этаж. В здании были устроены необходимые коммуникации – электричество, водопроводная сеть, в парадных установили лифты и помещения для консьержей. Одной из архитектурных особенностей здания являются «парящие» галереи, соединяющие вторые и пятые этажи, которые вместе с рядами открытых балконов придают типичному петербургскому двору-колодцу оригинальный вид. Уличный фасад дома дробится межэтажными тягами и карнизами, эркерами и объемными аттиками, украшен лепниной, коваными решетками, козырьками и флагодержателями. Дворовые фасады отличаются выразительными галереями и открытыми балконами. Для отделки здания использовались качественные и дорогостоящие материалы: полы в общественных зонах были выложены метлахской плиткой, колонны и лестницы облицованы мрамором, двери выполнены из дуба. Потолки и стены оформлены лепниной, в коридорах установлены высокие зеркала. Витражи для оформления вестибюлей и лестничных пролетов были созданы на заказ в мастерской «М. Франк и К°». В каждой квартире присутствовал камин, помещения украшали уникальные лепные узоры. С момента окончания строительства в 1905 году здание ни разу не ремонтировалось. После смерти Юлиана Бака оно было продано надворному советнику Афанасию Михайловичу Сомову. Последним собственником здания стал Константин Александрович Варгунин, купец 1-й гильдии и потомственный почётный гражданин. В годы Великой Отечественной войны в дом дважды попадали снаряды, из-за чего были пробиты несколько этажей, а по зданию пошла трещина. При советской власти дом «уплотнили» под коммунальное жильё. За вторую половину ХХ века дом пришел в упадочное состояние, имущество было разграблено, утрачена часть декоративных элементов. Пока однажды инициативная группа жильцов не взяла в свои руки судьбу дома. В 2013 – 2014 году было создано сообщество «Кирочная 24» Вконтакте, по зданию начали проводить экскурсии. Все это позволило привлечь внимание к проблемам дома. В 2016 году был отремонтирован его фасад, в 2019 году стартовала кампания по реставрации тамбуров первой и второй парадных, средства на которую может сдать любой желающий. В будущем здесь хотят открыть музей, экспонатами которого станут сохранившиеся исторические предметы интерьера.

Дом, который хочет жить
© Главгосэкспертиза России