Воздушно-капельным путем - Предлагаем вспомнить 60-летний юбилей пластинки Джона Колтрейна «Giant Steps»
Сама тяга к подобного рода джазовым изысканиям появилась у Колтрейна совсем неслучайно, хотя исследователи творчества Джона (уже при жизни музыканта вышло аж три его жизнеописания) до сих пор теряются в догадках, почему так могло произойти. Влияние Колтрейна на джазовых музыкантов было огромным. Под воздействием его музыки сформировалось целое поколение исполнителей. Причем не только в джазе, но и в роке, а также в различных течениях стиля «фьюжн», изначально проявивших себя уже в 1970-х годах. Нам музыка Джона может быть интересна в ключе разнообразного подхода артиста к исследованию бесконечных музыкальных сфер (которые по меткому наблюдению одного из мультипликационных героев) похожи на «слои лука», идущие в одном им ведомом порядке друг за другом. Колтрейн родился в Северной Каролине в 1926 году. Его путь был не то, чтобы «усыпан» розами, но стал по-своему оригинальным. Музыка окружала его практически с пеленок. Отец Джона зарабатывал на жизнь, работая портным, но всегда любил музыку. Он играл на нескольких инструментах, и его интересы не миновали Джона. Отец умер, когда Джону было 12 лет. И уже, начиная с 13 лет Колтрейн-младший, начинает понемногу играть в приходском и школьном оркестрах. Вначале его инструментами были кларнет и альт-горн, затем альт-саксофон. Далее он играл в разных ночных клубах Филадельфии. В 1945 году Джон был призван в армию. Службу проходил на Гавайях в военно-морском оркестре, где играл в основном на кларнете. Там же были сделаны его первые записи. В 1946 году Колтрейн уволился в запас и вернулся обратно в Филадельфию. Там он возобновил занятия в консерватории по классу саксофона и стал выступать с различными ритм-энд-блюзовыми оркестрами (игравшими тогда популярные мелодии) постепенно перейдя с альт-саксофона на тенор-саксофон. Большое влияние в те времена на его игру оказывали такие мастера, как Чарли Паркер и Декстер Гордон. Сами же истоки музыкального творчества Колтрейна уходят корнями в акустическую черную музыку. В конце сороковых Колтрейн начинает сотрудничать с большим оркестром «Диззи» Гиллеспи, где играет вплоть до 1951 года. Вместе с ним, в 1951 году, Колтрейн записал на пластинку своё первое соло в пьесе «We Love To Boogie». Подобно многим джазменам того времени, он постепенно стал наркоманом, что затрудняло поиски работы и служило причиной конфликтов. В 1955 году он присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Известно, что Дэвис всегда окружал себя исполнителями с энергичной манерой игры – отчасти для того, чтобы оттенить свой стиль и внести в общее исполнение ту экспрессию, которой ему самому не всегда хватало. С этим квинтетом Колтрейн сделал множество записей. Впоследствии, когда имя Джона стало знаменитым, его «сайдменские» записи тех времен стали издаваться под его именем, и этот процесс продолжается до сих пор. Окончательно они расстались с Майлзом в 1957 году, что послужило для Колтрейна поводом к самостоятельным записям и концертам. В этом же 1957 году у Джона вышел первый сольный альбом, в записи которого приянли участие трубач Джонни Сплоун, баритон-саксофонист Сахиб Шихаб, пианисты Мал Уолдрун и Ред Гарленд, басист Пол Чамберс и барабанщик Эл Хит. Тогда же, в 1957 году, Колтрейн присоединился к квартету Телониуса Монка, а также продолжил работу над собственными альбомами. Он избавился от пристрастия к наркотикам и вновь начал сотрудничать с Майлзом Дэвисом, вместе с которым записал в 1959 году один из лучших в истории джазовых альбомов «Kind Of Blue». Именно в 1960-м году выходит в свет альбом Колтрейна, состоящий целиком из его собственных композиций под названием «Giant Steps» («Гигантские Шаги»). Джон окончательно отказывается от работы в других составах и собирает своё комбо в Нью-Йорке, состоящее из пианиста Стива Кюна, басиста Стива Дэвиса и ударника Пита Ла Рока. Впоследствии музыканты изначального состава заменяются другими. Отмечу, что весь свой последний период творчества Колтрейн кроме тенора играл также и на сопрано-саксофоне. В знаменитой пластинке «Giant Steps» он заявляет о себе как о предвестнике ритмов «культивированного» блюза и ритм-энд-блюза, который уже ближе к стилистике рока, впоследствии гениально развитом Джоном Майаллом и его Bluesbreakers, Томом Уэйтсом, Эриком Клэптоном, Джими Хэндриксом и другими замечательными артистами. Интересно, что на границе «свингующих» 1950-х и к началу «рок-н-ролльных» 1960-х годов Колтрейн создаёт наиболее значимые для наследия джаза альбомы («Stardust» (1959), «Black Pearls» (1959), «Coltrane Jazz» (1961), «My Favourite Things» (1961), «Coltrane Plays The Blues» (1961)) являющиеся, по сути, хрестоматиями для основ изучения джазовой импровизации. В 1960-е Колтрейн создаёт свой классический квартет, который считается некоторыми критиками одной из наиболее значительных и влиятельных групп в истории мирового джаза. В 1962 году Колтрейн делает совместную запись с Дюком Эллингтоном. Наряду с этим Джон не прекращает сотрудничество с великолепными мастерами, вроде Майлза Дэвиса, Сонни Роллинса, Телониусом Монком, Стена Гетца и др. Джон записал в студии огромное количество материала, который лейбл был не в состоянии издать сразу. Многочисленные сборники выходили и продолжают выходить после смерти музыканта, показывая, что его уникальная импроивзационная манера игры привлекает серьезных поклонников музыки (не только джаза, но и рока!) и по сей день.