Считается, что для кровопролитных революций нужны голод и лишения, мученические смерти ряда ни в чём не повинных граждан. В России всегда так и было: народ долготерпелив. В североирландском промышленном городке под названием Лимерик катализатором переворота и провозглашения Лимерикской Советской Республики стало несправедливое заключение всего лишь одного человека. Его звали Роберт Бирн. Мистер Бирн не был ни автором местного «Капитала», ни идейным революционером, заразившим своими коммунистическими воззрениями на мир широкие массы рабочих. Он работал телефонистом. Сказать, что массовые волнения начались из-за того, что Роберта Бирна сперва уволили, а потом посадили в тюрьму, значило бы покривить душой. Немного истории В первые два десятилетия ХХ столетия мир был охвачена национально-освободительными движениями. Вспомним русского поэта Александра Блока: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Будучи впечатлёнными Великой Октябрьской революцией 1917 года неслабо разводили кострище ирландцы, спавшие и видевшие себя свободными от Британской Империи. Восстания против британского владычества в Ирландии шли с конца XVIII столетия. В 1916-м, на фоне участия Великобритании в Первой мировой войне, ирландцы (аккурат на пасху) устроили вооружённое восстание, возглавленное поэтом Патриком Пирсом. В ходе «Пасхальной недели» была предпринята очередная попытка провозгласить Ирландскую Республику, освободившись от «поработителей-англичан», нещадно эксплуатировавших ирландский народ. 1200 вооружённых повстанцев захватили и удерживали позиции в здании четырёх местных судов. Революционеры взяли здание почты, дублинской мэрии и даже бисквитную фабрику легендарной торговой марки «Якобс», не говоря уже про такой важный стратегический объект, как мельница Боланда. Растерявшиеся было в первые дни восстания британцы подтянули войска, привлекли снайперов и пулемётчиков, начали артподготовку и подавили восстание. В первых числах мая практически всех ключевых революционеров, включая организатора пасхального восстания поэта Патрика Пирса, поставили к стенке. Нельзя сказать, что жители Дублина сильно переживали по этому поводу. В семьях казнённых, действительно, стоял крик и лились слёзы, но многие горожане, пережившие перебои с поставками продовольствия, называли бунтовщиков мучителями народа. Будущий Нобелевский лауреат по литературе Уильям Батлер Йейтс написал поэму «Пасха-1916». В ней он сочувственно увековечил образы многих организаторов восстания. Через полтора года, в октябре 1917-го, весь мир был впечатлён и напуган тем, что случилось в России, где народ, веками созерцавший колоссальный разрыв между высшими и низшими социальными слоями, взялся за оружие и, вдохновлённый идеями Ленина, совершил переворот. Стало ясно, что новых революционных волнений в Ирландии не избежать. Принцип: «У них получилось, получится и у нас» предстояло вновь проверить на практике. Был бы повод. И повод был дан. Возвращаясь к телефонисту Роберту Бирну, скажем, что повод для его увольнения был формальный. Бирн, представлявший в местном профсоюзном совете Союз почтовый работников, был замечен на похоронах добровольца-республиканца, что и стало причиной изгнания молодого человека из рядов славных лимерикских работников связи. Затем в доме его матери произвели обыск и нашли пистолет. Бирна арестовали и на год отправили за решётку. В тюрьме он мгновенно объявил голодовку и подбил остальных заключённых на голодный бунт, заняв позиции их неформального лидера. На сходке членов Ирландской Республиканской Армии постановили: «Бирна освободить любой ценой». Сказано – сделано. 6 апреля республиканцы ворвались в тюрьму и открыли беспорядочный огонь, застрелив одного из тюремщиков. В этой неуклюжей попытке освобождения был смертельно ранен находившийся в тюремном лазарете телефонист Бирн. Он умер от полученных ранений, перекочевав в разряд мучеников локальной революции. Начались массовые беспорядки. Уже 9 апреля Лимерик объявили закрытой военной зоной. Для того чтобы попасть туда был нужен пропуск, что, опять-таки, создало для населения окрестных деревень явные проблемы. Работавшим в Лимерике сельчанам никаких пропусков в окружённый британскими войсками город выдавать никто не спешил. Не были довольны и горожане, начавшие испытывать дефицит продовольствия, ведь поставщикам молока и мяса доступ в Лимерик тоже был закрыт. 15 апреля акция неповиновения произросла в нечто категорически большее: было объявлено о создании Лимерикской Советской Республики, вся полнота власти в которой принадлежала объединённому профсоюзу и трудовому совету. Его возглавил Джон Кронин, обыкновенный плотник, потеснивший законного лорд-мэра Лимерика Альфонуса О'Мара. Что любопытно? Лорд-мэр тоже был членом одной из многочисленных партий, выступавших за суверенитет. Ещё вчера сонный городок был окружён войсками и оказался в реалиях полной блокады. Но нуждающиеся в сбыте продукции жители окружающих Лимерик деревень и местные власти организовали «окно». Через него стали поступать продукты. Они плыли из деревень по реке, а приёмщиками продовольствия стали местные священники, неожиданно поддержавшие забастовку. Крестьяне из близлежащих сёл снизили для повстанцев цены. Чем расплачивались советские граждане свободного Лимерика за эти блага?! Была введена собственная валюта – трудовой лимерикский шиллинг. Эмитентом денег значилась «General Strike» — генеральная забастовка. Нижнюю часть купюры украшала надпись «Против британского милитаризма!». В итоге советскую власть поддержали 14 из 38 тысяч жителей города, что стало хорошим поводом для обращения к Советской России с просьбой признать Лимерик. С молоком и картошкой не было проблем, а вот с топливом (углем и нефтью) они были. Мало того, что поставки прекратились, так и местные скупердяи (нефтяные и угольные магнаты) не спешили отпирать двери своих складов для тех, кто требовал это сделать «Именем революции!». Англичане досадовали: в апреле в этих краях должна была пройти воздушная гонка Лимерик - Ньюфаундленд. Но повстанцы, которых возмутило увольнение, заключение и гибель местного телефониста, вынудили британские власти гонку отменить. Доступ в городок, прославившийся на весь мир, неожиданно получили журналисты, которые брали пропуск на въезд в город у британских милитаристов, а на выезд – у советского руководства Лимерика. Пресса сообщала всему миру о лимерикских повстанцах любопытные факты. Например, в отличие от советских атеистов из России, они были набожны. Как только в церквях начинали звонить колокола, ирландские революционеры вставали со своих мест и осеняли себя крестом. На их рукавах красовались красные повязки. Трудовой совет Лимерика на протяжении 12 дней существования советской республики в сердце Ирландии, сумел обеспечить общественный порядок – случаи воровства и грабежей были единичными. Никто не реквизировал насильственным образом товары у «проклятых буржуинов». В новых реалиях жизнь Лимерика не превратилась в ад. Революционно настроенная часть города жила надеждой на общеирландскую революцию, но уже к 24 апреля стало очевидно, что её не будет: за пределами Лимерика прекрасно понимали, что британские войска зальют кровью Ирландию, чтобы смыть с повестки дня вопрос об ирландском суверенитете. Тогда трудовой совет начал обсуждать идею полной эвакуации жителей блокированного войсками города. Для чего? Чтобы насолить британцам. И отцы местной церкви, осознавшие, что в этом случае их приходы лишатся паствы, приносящей пожертвования на божественные алтари, отказали в дальнейшей поддержке трудового совета. Пришлось «сворачиваться». Стачком, огорчённый тем фактом, что революционный пожар из Лимерика, этого эпицентра народных волнений, не перекинулся на другие города Ирландии, объявил о прекращении General Strike– генеральной забастовки. С ней ушла в историю и советская республика, просуществовавшая ровно 12 дней. Всё было так быстро, что Советская Россия даже не успела толком признать Лимерик. Такая история.

Советский Лимерик
© Русская Планета