Кто займет кресло губернатора Камчатки?
Эта статья была создана на основе рассказов людей, которые работали с губернаторами Камчатки, но не были в их подчинении. Попытаемся вместе найти ответ на вопрос, насколько ответственно они подходили к исполнению своих обязанностей и осознанию своей роли в жизни камчатского региона? Многие, как раньше, так и сегодня, оценивают работу крупных госчиновников, только с позиции привилегий которые они получают – служебные дачи, квартиры, автомобили, повышенные пенсии и прочее. Охотно обсуждают это, что не удивительно в эпоху социальных сетей, щедро снабжая оскорблениями и обвинениями в воровстве и коррупции. Это просто, потому что эпоха рекламного мышления накладывает свой отпечаток и мало кто задумывается над смыслом государственной службы и какими путями в не приходят. Как попасть в большую политику и на заметную должность в ней. Порой, тоже совсем не сложно. Как пример этого, история с избранием губернатора Михаила Машковцева Михаил Машковцев По общему мнению моих собеседников, это самый случайный из губернаторов за последние 20 лет - «Он попал это кресло сдуру, правда, будучи профессиональным политиком. Но не ожидал этого и был не готов к управлению регионом». Он, как и многие оппозиционеры, тогда и даже сейчас, говорил об участии в выборах ради общей победы и справедливости, произносил ритуальные речи о хорошей жизни и том, что приведет Камчатку к процветанию. И, так случилось, что народ Камчатки его выбрал. Сейчас, спустя 20 лет, можно предположить с большой уверенностью, что тогда этот народный выбор, был сделан на волне ностальгии по временам СССР, которые были на Камчатке сытыми и спокойными. А после череды кризисов 90-х, (все жители Камчатки хорошо помнят время веерных отключений электричества и жизнь от танкера до танкера, привозящего топливо на полуостров) этого очень хотелось. Все стали жить надеждой на лучшее. Другого не предлагалось. Но, механизма, который бы запустил процесс исполнения популистских обещаний сделанных Машковцевым, просто не было. Одно дело пообещать, а совсем другое, выполнить. Хотя бы потому, что неизбежно возникают вопросы соответствия действующему законодательству, требуется поддержка в лице региональных и местных бизнес элит, не говоря уже о том, что даже маленькие успехи будут оцениваться электоратом, как поражение. Кому-то неизбежно покажется, что можно было сделать больше. Как, при этом, сохранить высокий рейтинг популярности у выбравших его людей? И Машковцев сосредоточился на PR-составляющей и продолжил тактику популистских лозунгов. Будучи человеком интеллектуальным и образованным , он мог заболтать и оспорить любую претензию в свой адрес. В первую очередь много говорилось о том, что его инициативы не поддерживает Москва. Как рассказывали очевидцы тех событий, под предлогом привлечения инвестиций он «раздаривал» краевую собственность приморцам и хабаровчанам, а те вытесняли с рынка местных бизнесменов любыми методами. Недоверия методам управления краем высказывали и профсоюзы и работодатели всех уровней. Публикации в СМИ, тех лет, с лёгкостью можно найти на просторах Интернет и сегодня. История с разрешением безлимитного вылова на лососевой путине 2002 года, стоила Машковцеву возбуждения уголовного дела о нанесении ущерба ресурсам России. Можно сказать, что это был бриллиант в короне политики популизма, которую он проводил, стремясь сохранить свой рейтинг. Этот аттракцион невиданной щедрости, действительно, прибавил ему популярности у народа и добавил очков рейтинга. Уголовное дело было закрыто, по причине избрания его губернатором на новый срок. К этому моменту он позабыл, что обещал качественно улучшить жизнь людей на Камчатке и предпочел плыть по течению, пользуясь потенциалом, который предоставляет государственная машина. Она, в любом случае, продолжает работать, исполняет он обещания или нет. Даже труды известного на Камчатке ученого, специалиста в области экономики и демографии, Роберта Моисеева который первый на Камчатке предложил воспользоваться методикой стратегического планирования не поменял стиля руководства Машковцева. План так и остался «под сукном», но это отдельная история. Роберт Моисеев В определенный момент политика популизма и несбыточных обещаний стала слишком явной. К тому же, интересы местного бизнес сообщества в рыбной отрасли, по прежнему игнорировались. Активно использовался ресурс административного давления на почве личных, неприязненный отношений к некоторым крупным игрокам камчатского рынка. Эта линия поведения губернатора создавала огромное напряжение. Можно предположить, что эти факторы стали причиной отставки по собственному желанию в 2007 году. «Рыбных дней», как в 2002 году, губернатор Машковцев больше не устраивал, поэтому эйфория от его избрания пропала и у простых жителей Камчатки. Когда, после этого, за кресло губернатора стали бороться два политических гиганта Олег Кожемяко (на тот момент губернатор Корякского АО) и Борис Невзоров (Председатель краевого Заксобрания), то по обоим кандидатам решение было не принято. Их борьба создала напряженную обстановку в политической жизни полуострова. Тогда, как считается, «из ниоткуда», возникла фигура Алексея Кузьмицкого, что вряд ли возможно. Вероятнее всего, была задействована сложная схема с соблюдением интересов заинтересованных лиц из бизнес и политического сообщества на полуострове. На фото: А. Кузьмицкий, Д. Медведев и А. Миллер А вот, для главных героев битвы за кресло губернатора, назначение Алексея Кузьмицкого стало полной неожиданностью. Этот факт отмечают многие. Предположим, что надо было ослабить накал политических страстей, грозившей экономическими проблемами и Кремль показал, что может делать ходы, которые никто не просчитывает. Однако, Кузьмицкий, занимал кресло губернатора недолго. Считают что это произошло из-за методов его работы на этой должности. Они были формальными и не дальновидными, хотя и во многом эффективными. Но, он решал поставленные перед ним задачи и совершенно не брал в расчет мнение жителей края и представителей камчатского бизнеса. Воспринимал всех, как «туземцев», которые отвлекают от главной цели и мешают забираться по карьерной лестнице. Камчатку он никогда не воспринимал, как место в котором стоит жить и работать. В итоге «туземцы» взбунтовались, нашли рычаги воздействия, чтобы оспорить решение Кремля и Алексея Кузьмицкого сняли за утрату доверия. Однако, конфликтный потенциал внутри камчатской бизнес элиты, который возник ранее, продолжал тлеть. Стало очевидно, что на посту губернатора нужна фигура из местных, которая устроит всех. Как тогда считали - нейтральная и временная. К этому времени в России сложилась сильная вертикаль власти, бюджеты всех уровней значительно выросли, прибавьте к этому высокие рейтинг Президента и правящей партии «Единая Россия». Угроз было минимум, как внешних, так и внутренних. Было понятно, что делать для решения основных проблем в регионе. Говоря образно, камчатский регион в то время представлял из себя железнодорожный состав, идущий из точки "А" в точку "Б" и ему требовался начальник поезда. При таком стечении обстоятельств было ясно, что состав, дойдет до места назначения. Главное, чтобы «с комфортом» для тех, кто внутри вагонов. Так и произошло. После назначения на пост губернатора Владимира Илюхина. Надо отдать ему должное, он сумел «замирить» враждующих, сгладить острые углы противоречий и свести конфликты на минимум. И в этом была его основная миссия на этом посту. Ему не ставили задачи стать губернатором прорывных социально-экономических инициатив, от него не требовалось решать кризисные ситуации, требующих быстрых и непопулярных решений. Он стал губернатором "status quo", губернатором хороших новостей и лоббистом интересов крупного бизнеса Владимир Илюхин Так продолжалось до тех пор, когда настал момент обеспечить активный рост показателей не только деловой, но и социальной активности в регионе. И это было не эксклюзивным требованием Москвы лично Илюхину. Такая задача была поставлена всем губернаторам. Нельзя сказать, что он не пытался переформатироваться, используя задел, который остался после Алексея Кузьмицкого, человека деятельного, но не форматного для Камчатки. Илюхин активно задействовал политический потенциал камчатских сенаторов в Москве, чтобы получить требуемые для развитие экономики полуострова ресурсы. В верхних эшелонах власти работа велась и сделано было много. Но, требовалось идти дальше, расширять горизонты стратегического планирования, что приводило к возникновению объективных трудностей. Вместо этого он переключался на ту задачу, где по его мнению, успех обеспечен. Постепенно, легких путей не осталось. Особенно, в той части его работы, которая находилась в кластере социальной политики и улучшения качества жизни. Эти проекты, в последние годы его губернаторства, стали его «черной меткой». Наиболее яркий пример - провал строительства краевой больницы. Следом за ним в долгострой превратилось работа над главном стадионом в краевом центре. Не так активно, как бы хотелось, шла реализация проектов ТОР. Возникли трудности у проекта ПАО "НОВАТЭК". Говоря о крупных проектах и больших деньгах, которые зашли на полуостров, никто так и не разъяснил их важность для жителей и как они будут работать на их благо. Да, крупный бизнес отчисляет в бюджет региона хорошие суммы. Но, как они расходуются и на что? Ведь системного подхода в развитии социальной политики на Камчатке до сих пор нет. Илюхин в этом вопросе полагался на потенциал своей команды, а они в большинстве своем работоспособные, но по сути, исполнители и ждали указаний сверху. Создавалось ощущение, что в камчатском Правительстве понятия не имели, как перейти от точечных ударов по проблемным точкам к стратегическим шагам в социально- экономическом развитии на ближайшие десятилетия. Его команда не ставила перед собой амбициозные планы, как и сам Илюхин. Хотя, в отсутствии работоспособности, повторю, их трудно упрекнуть. Объективно надо признать факт, что никогда в кабинетах краевого Правительства, за всю новейшую и новую историю Камчатки, не ставилась цель сделать полуостров лучшим регионом на Дальнем Востоке. Предоставлялась ли такая возможность Владимиру Илюхину? Скорее да, чем нет. В последние годы рейтинг упоминаемости полуострова был очень высок, была мощная политическая и экономическая поддержка региона в столице. Пощли хорошие деньги на исполнение национальных проектов У Илюхина были возможности наладить неформальные контакты с лидером России, Владимиром Путиным, который неоднократно бывал на Камчатке. Хотя бы для того, чтобы заручиться его поддержкой для реализации какого-нибудь прорывного проекта по качественному улучшению жизни людей на полуострове. Но, Илюхин этого не сделал, предпочитая не идти в прорыв, а оставаться где-то посреди океана бесконфликтности, на островке относительного спокойствия. Никаких сверхзадач он не ставил ни перед собой, ни перед членами Правительства. Более того, по мнению моих собеседников, если б кто-то ему предложил, сделать Камчатку центром притяжения социальных и экономических программ и стать лидерами в их реализации, он бы «отодвинул» этого человека в сторону, предпочитая заниматься реализацией планов крупного бизнеса, нацелившегося на ресурсный потенциал Камчатки. Если и возникали какие вопросы по решению «горячих» социально ориентированных задач, их решали в Москве такие камчатские политики, как Ирина Яровая, Борис Невзоров и Валерий Пономарёв. Единственными, кто мог активизировать Владимира Илюхина на выполнение работы губернатора, были игроки крупного бизнеса, которые вкладывали деньги в реализацию своих проектов на Камчатке. Благодаря им Владимир Илюхин, мог бы стать губернатором на новый срок, чтобы лоббировать их интересы. И шансы были бы высоки, не 100% , но высоки. Их Владимир Илюхин устраивает более чем. В этом случае Владимир Илюхин сконцентрировался на достижении успеха этих проектов, объявляя всем, что это принесет большие дивиденды для социально-экономического развития полуострова и улучшения качества жизни. Но, все мы хорошо знаем, и это не большой секрет, что при отсутствии жесткой политической воли в адрес крупных компаний, они могут успешно оптимизировать свои расходы в сторону уменьшения. И региону вряд ли отчислялись крупные суммы . Социальную ответственность крупного бизнеса не так легко пробудить. А жесткими, методы руководства Владимира Илюхина, никогда не были. Однако, события пошли по другому сценарию. Мировая пандемия COVID 19, поставила Владимира Илюхина в ситуацию, где нужно принимать быстрые решения, работать в режиме неопределенности и предугадывать развитие событий, не по лучшему из путей. Мягкого погружения в кризис и выхода на новую избирательную компанию не получилось. Но, даже в таких условиях, он до последнего момента пытался быть губернатором хороших новостей. Судите сами, на первых заседаниях краевого штаба по борьбе с распространением COVID 19 на Камчатке, Илюхина не было. Хотя, уже тогда стало понятно - на полуострове не готовы столкнуться с худшим сценарием развития ситуации. При том, что в России вирус уже свирепствует и пора принимать превентивные меры, губернатор в этот момент, вроде как, находился в Палане и принимал участие в мероприятиях совсем не первостепенной важности. Только вернувшись из Корякии, он возглавляет оперативный штаб, но спустя два дня, подает прошение об отставке по собственному желанию. Можно предположить, что ему стало очевидно, что с ролью губернатора кризисных ситуаций он не справится. Он, как говорят «перегорел». Напомним, что Илюхин пришел во власть в другое время, алгоритм его работы был создан исходя из реалий относительно спокойной и комфортной жизни в России, как в политическом, так и экономическом плане. И если оценивать его вклад, как губернатора Камчатки, то только с позиции этого времени. И, точно, не в отрицательных интонациях. Объективно Илюхин не был «худшим» или «лучшим» губернатором Камчатского края. Он был на своем месте в свое время и выполнив свою задачу, ушёл. Сегодня, всем жителям полуострова хочется, чтобы на Камчатке появился тот, кто принесет качественные изменения уровня их жизни. Слишком долго, на первом месте, были интересы бизнес сообщества, для которых Камчатка, в первую очередь, богатая ресурсами территория и не более. Услышит ли пожелания жителей Камчатки новый Губернатор? Будет ли у него стратегия развития территории и желание проводить социально ориентированные реформы? Сможет ли он ответственно, а не избирательно, подойти к исполнению своих обязанностей? Владимир Солодов ВРИО Губернатора Камчатского края