Войти в почту

«Спросите себя – а кто все эти люди?». Эксперт о том, как победить фейкньюс во время кризисов

«Самое простое правило – обращать внимание на источник сообщения. СМИ всегда проверяют информацию, в том числе запрашивают ее подтверждение и в госорганах, и в коммерческих структурах. Практически любая резонансная новость, даже если она зародилась в дебрях Интернета, дойдет до СМИ, где пройдет верификацию. Блогеры или паблики обычно не проводят журналистскую работу, для этого нужны определенные ресурсы, инфраструктура и т.д., там информация появляется на основе личных впечатлений или даже запланированных вбросов. Однако СМИ такую информацию мгновенно перепечатать не могут, нужно убедиться, что это правда. Часто так бывает с информацией об обысках или силовых действиях. Первыми про них пишут телегам-каналы, и, если случаи резонансные, это подхватывают СМИ. Если бы с фейковыми новостями можно было бы так легко справиться, мы бы о них не писали. И у первого правила есть исключения. Это случаи, когда на социальных платформах поднимается большой резонанс и про один и тот же кейс пишут практически каждый день с разной долей интенсивности. Так может продолжаться сколь угодно долго в зависимости от ресурсов и усилий, которые тратит инициатор. Это может быть неделя, может быть месяц, а может быть и несколько месяцев. Если сторона, которую это касается, не будет принимать никаких контрмер, то журналисты и другие интересанты привыкают к этому потоку. И когда в этом потоке материалов появляется какое-то яркое сообщение еще и со ссылками на какие-то госорганы, его могут начать перепечатывать СМИ. В этом случае той стороне, которую это касается, очень важно провести правильную коммуникацию и, если это необходимо, опровергнуть фейки. Желательно сделать еще до того, как новости завоевали массовое сознание в пабликах. В противном случае опровергать фейкньюс будет значительно сложнее. Читателю же в данном случае можно посоветовать следить за сообщениями государственных органов власти. В резонансных случаях они всегда делают заявления. Гораздо сложнее бороться с так называемыми теориями заговора, поскольку у них очень много сторонников и последователей, и есть также свои каналы коммуникаций. Например, в США была громкая история с удалением из социальных платформ журналиста Алекса Джонса. Он является настоящим генератором фейкньюс с многомиллионной аудиторией, а посещаемость его сайта больше, чем многих уважаемых деловых изданий. Последней платформой, которая выкинула приложение Джонса, стала Google Play из-за того, что журналист оспаривал меры по сдерживанию коронавируса. Facebook, Apple и Paypal сделали это гораздо раньше. Бороться с распространением такой информации можно только с помощью сопоставления разных источников и опираясь на факты. Например, с тем же вирусом мы видим, что меры по изоляции дали эффект и в Китае, и в Европе, которые оказались наиболее уязвимы на ранних стадиях эпидемии. В случае с генерацией таких новостей, которые будут с удовольствием перепечатываться СМИ с такой же позицией, можно посоветовать сравнивать информацию с другими источниками и делать выводы для себя. Понятно, что у нас у всех разные убеждения, и убедительность информации зависит от ее подачи, но сравнивать всегда полезно, как и смотреть на фактическую сторону вопроса. Для этого необходимо обладать критическим мышлением и всегда задавать вопрос, кому это выгодно. Вообще этот вопрос мы задаем себе всегда, но при работе с информацией это нужно делать всегда. Именно этот вопрос задавал Трамп на каждой встрече с избирателями, когда демонизировал Клинтон, и смог выиграть выборы, несмотря на противодействие со стороны большинства мейнстримовых СМИ. Однако самый рейтинговый канал в США, Fox News, неизменно поддерживал Трампа и республикацев, поэтому в вечерних новостях всегда были разные точки зрения Отличительная особенность фейкньюс в том, что они практически всегда несут на себе или налет сенсационности или таинственности. Особенно в то время, когда информации не хватает, или общество считает, что должно что-то произойти. Это начинается с пересылки сообщений в социальных сетях, это могут быть разного рода приказы, даже с печатями. Когда к вам попадают такие вещи, задайте себе вопрос, кто их направил и откуда у этого человека могут быть секретные государственные указы с печатями? Очень сложно предположить, что документы сфоткал некий незаметный чиновник и разослал своим друзьям. Так сказать, совершил бюрократическую революцию. И уж если этот документ попал в руки к вам, тогда почему его нет ни в одном СМИ, уж журналисты точно не стали бы скрывать такую информацию. Такие массированные рассылки имеют налет секретности и действенны во время всеобщей нервозности, когда людям нужен какой-то триггер, чтобы начать действовать. Во время девальвации люди получают рассылки о том, что скоро перестанут выдавать деньги, и устраивают налеты на банки. Во время эпидемий это какие-то не существующие указы о введении тех или иных ограничительных мер. Опять же, перед тем, как впечатляться по таким поводам, всегда спросите себя, а кто эти люди, которые так хорошо себе представляют финансовую систему и знают, что происходит в органах власти. Поэтому здесь самый лучший способ борьбы с такими новостями в мобильном телефоне – всегда задавать себе вопрос, кому это выгодно и почему именно вы выбраны адресатом? Такие рассылки также являются эффективным инструментом информационной войны, и обычно они направлены как раз против тех, кто в них указан. Конечно, за этим стояли и стоят большие деньги, которые нужны на креатив и осуществление этой деятельности, а люди, которые их получают, всего лишь инструменты в этой игре. Для того, чтобы вам не выпадала такая роль, всегда думайте про смыслы такого сообщения и фактическую картину». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

«Спросите себя – а кто все эти люди?». Эксперт о том, как победить фейкньюс во время кризисов
© РИА "ФедералПресс"