50 лет космической аварии: как спасали экипаж корабля "Аполлон-13"
ЧП произошло на расстоянии 320 тысяч километров от Земли. Услышав громкий звук удара капитан Джеймс Ловелл подумал, что это в очередной раз пошутил пилот лунного модуля Фред Хейз, который часто при открытии клапана уравнивания давления воздуха между командным и лунным модулями производил громкие хлопки. Однако в этот раз ситуация была более драматичной. Не наблюдая очевидных повреждений в командном модуле, экипаж предположил, что в лунный модуль попал метеорит и попытался задраить переходный тоннель. Однако это не удалось. Позже, при разборе полетов, выяснилось, что во время включения системы перемешивания водородных и кислородных баков произошло короткое замыкание. Тефлоновая изоляция загорелась, что привело к повышению давления и срыву верхней крышки бака. Место утечки не удалось изолировать, давление продолжало падать. Кроме того, авария привела к сбою в работе системы энергоснабжения корабля: топливные элементы №1 и № 3 полностью прекратили выработку электроэнергии. Счет шел на минуты. Речь шла уже не о высадке на Луну, а о спасении экипажа. В качестве "спасательной шлюпки" астронавты решили использовать лунный модуль "Одиссей". Правда была проблема - он был рассчитан на двоих человек, но выбирать не приходилось и три астронавта втиснулись в него. Командный модуль "Апполона-13", созданный для возвращения астронавтов на Землю, пришлось отключить для экономии ресурсов. Следующей проблемой было решение о том, как вернуть "Аполлон-13" на Землю. Ресурс были ограничены и тогда астронавты решили использовать притяжение Луны. Для этого "Одиссей" отправился в полет вокруг спутника планеты. Астронавтам пришлось выдержать испытание сыростью и холодом, а 15 апреля произошел взрыв в аккумуляторном отсеке лунного модуля. К счастью, к серьезным последствиям инцидент не привел. 17 апреля экипаж перешел в спасательный модуль и скорректировав траекторию полетел к Земле. На период посадки СССР, Великобритания и Франция объявили режим полного радиомолчания на рабочих частотах экипажа "Аполлона-13". Приводнение в Тихом океане прошло успешно. Астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество были награждены высшей гражданской наградой США - "Медалью свободы". Спустя полвека специалист в области цифровой обработки снимков Энди Сондерс обработал 16-мм кинопленку, на которую астронавты снимали свои приключения в аварийном модуле. "Что поражает в этих кадрах, так это то, насколько спокоен экипаж, учитывая всю опасность ситуации, условия и сложную задачу, которая перед ним стоит, - заявил автор проекта ВВС.