Войти в почту

Как коронакризис влияет на музыкальную индустрию

Музыкальная индустрия – это не только артисты, которых мы видим на сцене или на экране. Это миллионы людей «за кадром», большинство из которых в условиях пандемии остались без работы. Отмененные концерты, отложенные на неопределенный срок турне и фестивали, перенесенные на осень релизы новых альбомов – все это последствия эпидемии коронавируса. Насколько трагична такая ситуация? Что артисты и деятели шоу-бизнеса предпринимают в сложившихся условиях? А может быть даже есть те, кому эта катастрофа идет на пользу? Карнавала нет В США масштабы бедствия стали очевидны уже больше месяца назад, когда один за другим стали отменяться крупные весенние фестивали. Coachella, одно из популярнейших музыкальных сборищ, по традиции проводящееся в апреле, перенесли на осень. А существующую уже более 30 лет влиятельную конференцию South by Southwest (SXSW), на которой обсуждают новинки искусства и технологии, и вовсе отменили. SXSW – мероприятие не только просветительское, но и очень доходное: в прошлом году этот форум принес в казну Остина, города, где он проводится, $365 млн. Крупнейшие американские концертные компании AEG и Live Nation отказались от всех ближайших концертов. Растет список артистов, заразившихся коронавирусом. Среди них певица Pink, рэпер Scarface и Джон Тейлор из Duran Duaran. COVID-19 уже унес жизни легенды джаза Ману Дибанго, участника группы Fountains of Wayne Адама Шлезингера и нескольких других известных музыкантов. Что делали известные писатели, ученые и музыканты, оказавшись в изоляции Московские гастроли группы Lindemann (проект вокалиста Rammstein Тиля Линдеманна) стали последним массовым событием докарантинной эпохи. Но уже тогда, 15 марта, был регламент, запрещающий собрания численностью больше 5000 тысяч человек, и чтобы уложиться в него, организаторам и музыкантам пришлось сделать вместо одного массового шоу два не очень массовых – то есть аудиторию поделили пополам. Кстати, сразу после этих концертов Линдеманн лег в больницу, и пресса поспешила сообщить, что у него COVID-19. Однако певца подкосило что-то иное: тест на коронавирус оказался отрицательным. Линдеманн отбыл, и наступила тишина. Отменены российские туры Ghostmane, The Expoited, Uriah Heep, концерты певицы Джарбо, групп Enter Shikari, Jethro Tull. Российские промоутеры теряют деньги: они потратились на рекламу и прочие невозвратные организационные расходы. Ради этого многие взяли кредиты, влезли в долги. Организаторы российских летних фестивалей пока бодрятся, надеясь, что через два-три месяца ситуация улучшится настолько, что можно будет веселиться как прежде. А вот руководство одного из главных мировых музыкальных фестивалей, британского Гластонсбери, решило, что в этом году его лучше не проводить. В критическом положении оказались и небольшие музыкальные площадки – клубы. Простой в месяц-другой может оказаться для них фатальным. В похорошевшей Москве клубов и без того кот наплакал (особенно в сравнении с серединой 2000-х), а после пандемии, видимо, станет еще меньше. Хлеб насущный Мало того, что популярная музыка в принципе немыслима без «массовых собраний», концерты – это еще и важная часть дохода артистов. В постсоветской России гастроли всегда были главным кормильцем в семье музыканта, так как нормальная рекорд-индустрия, способная обеспечивать прибылью с продажи пластинок, у нас так и не сложилась. На западе ценность концертов как источника доходов повысилась после того, как в начале 2000-х звукозаписывающую индустрию сильно подкосило интернет-пиратство. Сцена кормит не только самих музыкантов, но и множество причастных к индустрии людей – от промоутеров и владельцев площадок до осветителей и монтажников оборудования. Все они остались без работы. Особенно сильно мораторий на концерты бьет по карману группы среднего уровня популярности и недавних дебютантов. В отличие от больших звезд, они не могут достаточно заработать на продаже студийных записей. Живые выступления для инди-коллективов, панк-команд и групп традиционного рока – основной доход. Отменив запланированные на весну и лето гастроли, они лишились как минимум половины годового заработка. В меньшей степени от концертов зависит хип-хоп (а это огромный сегмент музыкального рынка). Здесь основной упор делается на записанную музыку, стриминг и видеоклипы. Как правило, выпустив новый альбом, артист начинает турне в его поддержку. Невозможность гастролей заставляет музыкантов откладывать выпуск своих новых записей. Не время для премьеры Музыку, которую планировалось презентовать этой весной, мы теперь услышим не раньше осени. Среди артистов, решивших отложить премьеры, певицы Леди Гага, Алиша Киз, ветеран кантри Вилли Нельсон, группы Haim, 1975 и другие. Казалось бы, это напрасная паника в эпоху цифровой дистрибуции. Ведь, например, в прошлом году стриминг обеспечил 79% прибыли американской рекорд-индустрии. Это значит, что формально для распространения новой музыки не нужны ни заводы, где печатаются пластинки, ни магазины, где они продаются – только интернет. Идеальная технология для периода изоляции. Какие вопросы поднимают и чему нас учат многочисленные фильмы об эпидемиях На деле же все не так просто. «Выпустить проект – это еще далеко не все. Куда важнее промоушен», – говорит продюсер и композитор Антонио Диксон, работавший с Бейонсе и Арианой Гранде. Издание Rolling Stone раскрывает его мысль: «сегодня каждый день на стриминговых сервисах появляются десятки тысяч новых песен. Чтобы выделиться из этого потока, приходится заранее снимать клипы, договариваться о появлениях на ТВ, радио, презентациях в музыкальных магазинах, «обработать» кураторов стриминговых сервисов и прессу. Без всех этих компонентов артист рискует выйти со своей музыкой к незаинтересованной, неосведомленной или просто перекормленной публике. И сейчас почти все эти возможности продвижения недоступны». Артисты и их менеджемент опасаются, что в нынешней ситуации премьера не будет столь же эффектной, как в спокойные времена. Некоторые аналитики советуют молодым артистам воспользоваться образовавшейся «тишиной в эфире», утверждая, что сейчас их голос будет заметнее, чем прежде. А вот осенью начнется давка: отложенные на это время релизы наложатся на заранее запланированные, и даже очень популярным исполнителям придется бороться за внимание слушателей. Впрочем, пусть лучше осенью будет переизбыток, чем продолжение карантинной тишины. И все же есть категория артистов, которым для продажи своих сочинений в целом достаточно интернета: стриминговых сервисов, YouTube и других ресурсов. Они легче других переносят всемирный карантин. В первую очередь это все те же рэперы. Но даже они улавливают тревожные сигналы: в условиях пандемии объемы стриминга начали сокращаться: по данным американской компании Alpha Data, в середине марта спрос на стриминг упал на 8%. Это не катастрофично, но все же не совсем то, что ожидалось. Ведь можно подумать, что вынужденная изоляция сподвигнет людей к тому, чтобы слушать музыку чаще, и нагрузка на сервисы, наоборот, возрастет. Возможно, падение спроса объясняется тем, что раньше многие слушали музыку по дороге на работу, на самой работе, на тренировках, на вечеринках и так далее, а сейчас это все не актуально. Как же музыкальная индустрия пытается справиться с массой новых проблем? Все в онлайн! Пока что выход один: максимально перенести деятельность в сеть. Вышеупомянутый форум SXSW смог спасти свою кинопрограмму, договорившись с Amazon Prime Video о 10-дневном онлайн-фестивале, который предположительно пройдет в конце апреля. ©ТАСС/ Christoph Soeder/dpa Самоизоляция творчеству не помеха Самым распространенным способом творческого выживания в условиях карантина стали онлайн-концерты. Они могут быть разными. Артист может устроить трансляцию выступления под гитару из своего дома – хоть с кухни.Именно так сделали Леонид Федоров из «АукцЫона», Крис Мартин из Coldplay или звезда неосоула Джон Ледженд. Можно даже попросить поклонников «донатить» по мере возможности. Расходов на такое мероприятие никаких, только прибыль. А можно устроить полноценный концерт, в подготовку которого будут вовлечены десятки людей – звукотехники, операторы и так далее – и сделать трансляцию бесплатной. Здесь доход только моральный, а в материальном плане – одни расходы. Можно попробовать нащупать золотую середину, как российское агентство Doing Great Agency, создав онлайн-платформу Stay, где за умеренную плату продаются билеты на онлайн-концерты клиентов этого агентства. Американский музыкальный журнал Billboard взял на себя трансляцию домашних концертов. Благодаря таким неформальным выступлениям сокращается дистанция между артистами и слушателями. Карантин способствует установлению особых отношений между музыкантами и их аудиторией. Американская певица Эрика Баду показала пример творческого подхода к сложившейся ситуации. Она запустила целый проект под названием «Серия карантинных концертов, Апокалипсис номер два: Комнаты». В рамках этого проекта раз в неделю она устраивает трансляцию выступления, проходящего в какой-либо из комнат ее особняка, сообразуя музыку с интерьером помещения. Над визуальной стороной и звуком работает целая команда. Каждый концерт – настоящее произведение искусства, а билет на него стоит всего $2. Помогите чем можете Все чаще можно встретить призывы к меломанам не оставаться безучастными и поддержать музыкантов в трудной ситуации. Слушатели могут покупать мерч (сувенирную продукцию с символикой любимого коллектива) в интернете, делать предзаказы готовящихся к выпуску альбомов, спонсировать музыкантов через популярный ресурс Bandcamp и краудфандинговые сайты. Люди, купившие билет на концерт, который отменили из-за пандемии, могут пожертвовать стоимость возвращенного билета напрямую музыкантам. Наконец, есть самый простой способ: поделиться творчеством любимого артиста в соцсетях. В Великобритании «Союз музыкантов», профессиональная организация, в которой состоят около 30 тысяч человек, учредил фонд финансовой поддержки во время пандемии. Правда, на грант в 200 фунтов стерлингов могут рассчитывать только члены профсоюза с британским подданством. Благотворительная организация Help Musicians, существующая уже целое столетие, также открыла специальный фонд для британских артистов, испытывающих материальную нужду во время пандемии. Однако эта помощь ждет только музыкантов, а не звукорежиссеров, светотехников и людей других профессий. Среди стенаний о бедственном положении индустрии попадаются и мысли о том, каким образом пандемия отразится на самой музыке. Спектр прогнозов широк: от самых пессимистических (музыкантам будет уже не до песен, только бы выжить) до позитивных – ведь вынужденная изоляция и море свободного времени это идеальная для творчества. Тем более, что современные технологии позволяют сделать качественную запись хоть на кухне, хоть в ванной.

Как коронакризис влияет на музыкальную индустрию
© Профиль