В Хабаровске откроют лабораторию для исследования перспектив дирижаблей
В Тихоокеанском государственном университете намерены открыть специализированную лабораторию для исследования возможностей аэростатов, дирижаблей и беспилотных летательных аппаратов. Новые материалы и технологии открыли выгодные с технологической и экономической точки зрения перспективы для этого вида транспорта, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». - Предоставим ангар, пригласим компании, которые занимаются беспилотными летательными аппаратами у нас в крае, чтобы они вошли в проект как спонсоры, и планируем на этой базе организовать магистерское обучение, - говорит доктор технических наук, проректор по научной работе ТОГУ Игорь Пугачёв. Новое подразделение университета пока предварительно назвали «Лаборатория интеллектуального природопользования», в ТОГУ уже есть специалист, который в Хабаровском крае на практике испытывал аэростатические летательные аппараты для их работы в лесной отрасли как замену вертолётов. Вместо строительства дорог к участкам заготовки в далёкой тайге, завозу на деляны тракторов и прочей техники, один из основателей «Дальневосточного центра воздухоплавания» доктор технических наук инженер Александр Абузов предложил использовать гибридные дирижабли. - Непосредственно же для процесса трелевочных работ был создан и испытан аэростатный комплекс, состоящий из канатов, лебёдок, полиспастов, амортизаторов и газового аэростата позволяет охватить площадь заготовки в несколько гектар, - говорит Александр Абузов. - Система управляется дистанционно, захватывающий механизм вертикально изымает предназначенное в рубку дерево и, без этапа падения на землю, транспортирует ствол на склад. Оборудование прошло испытание в полевых условиях, комплекс подтвердил надёжность и экономичность. Более того, система работает, невзирая на труднодоступные для тракторов и трелёвщиков склоны, речки и болота, а при заготовке спелого леса не повреждаются молодые деревья. - Три привязных аэростата с тепловизорами в пригородах Хабаровска с высоты в 1 километр могут почти моментально установить место пожара в радиусе 30 километров, что намного дешевле и быстрее использования для этих целей космических спутников, - продолжает учёный. Привязной аэростат с датчиками по всей длине каната соберёт информацию о качестве воздуха на разных высотах, направлениях и силе ветра. Он же, но снабжённый другим оборудованием, сможет точно установить число заходящих на нерест лососей, просветив сканерами реку до дна. Аналогичный комплекс, установленный через несколько километров, сможет отследить оставшиеся плывущие косяки и ещё раз подсчитать количество особей после прохождения промысловых участков. Кстати, старые системы требовали подкачки оболочки аппарата гелием или водородом раз в несколько дней, новые материалы позволяют проводить эту процедуру раз в месяц. Важный момент: для заправки используется не чистый водород, а в смеси со специальными ингибиторами, которые ликвидируют опасные свойства газа - такие, как воспламеняемость и подрыв. А такие аппараты, как пилотируемые дирижабли можно использовать и для пожаротушения, потому что они способны взять на борт значительный вес, и для доставки людей с техникой в удалённые районы, где нет взлётно-посадочных полос для авиации. После того, как работа будет выполнена, этот же дирижабль заберёт машины и персонал и привезёт их назад или на другой объект. - У аэростатов и дирижаблей нового типа масса возможностей, это ещё непаханое поле, - уверен Александр Абузов. - Новый вертолёт Ми-8 стоит около 8 млн долларов США, за его лётный час авиакомпании просят от 120 до 180 тыс рублей. Строительство сравнимого по пассажировместимости и грузоподъёмности дирижабля оценивается в 8 раз меньше, а лётный час в 15 — 20 тыс рублей. Скорость у вертолёта, конечно, будет в два раза выше, но не всегда это главный фактор в эксплуатации. Учёный особо подчёркивает, что все свои возможности воздухоплавательные аппараты этого типа смогут с блеском показать при нескольких условиях: развитой наземной инфраструктуре обслуживания и серийном производстве аэростатов и дирижаблей. Современные материалы повышают прочность и, следовательно, надёжность техники, расширяют возможности её использования. Одно из «ноу-хау» инженера Абузова, который он намерен в скором времени представить общественности, это комплекс из мягких пневматических конструкций, способных эксплуатироваться одновременно, как на суше, так и на воде, и предназначенный для оперативной перевалки тяжёлых грузов. Разработан данный комплекс с использованием технологий воздухоплавания, пока в качестве экспериментального. Условно говоря, система может надёжно переправить с борта судна у необорудованного, дикого морского побережья на небольшую площадку на высокой скале или обратно на борт тяжёлую технику, материалы и людей с небольшими финансовыми затратами, без необходимости строительства всяких дорог и мостов.