Массовая паника провоцирует вал фальшивых новостей 

Массовая паника провоцирует вал фальшивых новостей
Фото: Вечерняя Москва
В пятницу, 3 апреля, министр просвещения вынужден был официально опровергнуть очередной фейк, касающийся школьников девятых и одиннадцатых классов. Старшеклассники не останутся на второй год из-за коронавируса, заверил Кравцов. «Эти решения не обсуждались, я впервые такое слышу», — подчеркнул он. Пандемия коронавируса — плодородная почва для фейков. О причинах появления сфальсифицированных новостей «Вечерней Москве» рассказали эксперты.
Вспышка коронавируса повлекла за собой создание фальшивых новостей и слухов, которые быстро и активно распространились среди пользователей социальных сетей.
«В  20 тысяч заболевших коронавирусом. Ходим в масках, не ходим в места скопления людей, никуда не ездим, бережем друг друга, бережем наших близких и запасаемся продуктами. Информация более чем достоверная, в  передают о том, что у нас заболевшие. У нас не передают для того, чтобы мы эту Конституцию приняли».
Голосовое сообщение с этим текстом появилось в соцсетях в начале марта. И мгновенно разошлось по интернету — к 16:00 2 марта эту информацию распространили уже более 12 тысяч человек.
— Это классическая фейковая новость, то есть любая неправдивая информация, которая распространяется в социальных сетях или в средствах массовой информации, — отмечает антрополог, старший научный сотрудник Московской высшей школы экономических и социальных наук .
Фальшивые новости были всегда, и нет такого человека, который придумал их изначально. Наибольшую популярность они приобретают, когда в мире происходят какие-то резонансные события — будь то война, авиакатастрофы, стихийные бедствия, террористические акты или вспышки заболевания.
Ситуация с коронавирусом стала толчком к появлению фальсификаций. Сейчас помимо новости о 20 тысячах заболевших в интернете гуляет информация о том, что Москва вот-вот закроется на карантин (которую уже опровергли ), а также о вертолетах, которые по ночам распыляют лекарство для дезинфекции. Похожие истории происходили и в 2009 году, когда началась пандемия свиного гриппа.
— Сейчас многие люди в панике, ведь коронавирус еще пока не изучен, и неизвестно, чего можно от него ожидать. У людей возникает ощущение потери контроля над своей жизнью, и они пытаются этот контроль вернуть, обращаясь к институтам власти. Но что делать, если правительство не хочет нас информировать? Тогда-то и возникают фальшивые новости о том, кто на самом деле виноват и как с этим бороться, — объясняет антрополог.
Большинство распространителей таких новостей — это паникеры, люди с высокой степенью тревожности. Встретить их можно не только среди простого населения, но и в правительстве, утверждает психиатр, врач-пси хо терапевт высшей категории Александр Федорович.
— В состоянии паники у людей отключается способность критически оценивать происходящее. Они верят всему, что им говорят, и откликаются на всяческие фальшивки, начиная распространять их в социальных сетях и рассказывать своим близким и знакомым. Именно такие люди как раз и скупают все продукты во время коронавируса, боятся выходить из дома без специальных масок и так далее. Они не задаются вопросом: почему это происходит, — подчеркивает эксперт.
Популяризировать фальшивые новости может кто угодно — даже чиновники. Александра Архипова вспоминает историю, произошедшую в  в 2016 году. Тогда в родительских сообществах в социальных сетях (а это, кстати, настоящий рассадник фальсификаций) появилась новость якобы из  о жвачках с наркотическими веществами, которые недоброжелатели раздают детям, чтобы их отравить.
— Виктор Грищенко, глава отдела образования одного из подмосковных городов, узнав об этом из родительских чатов, написал на официальном бланке отдела образования Краснознаменска Московской области: «На основании письма Главного управления МВД России по Московской области сообщаю следующее…». Все сразу напряглись, другие стали это сообщение массово копировать, и, более того, начались даже родительские дежурства в школах, — рассказывает Архипова.
Эта фальшивая новость основана на популярной городской легенде, которая существует уже давно и активно возрождается каждый год. Всегда были слухи о том, что недоброжелатели пытаются отравить наших детей с помощью угощений — такие легенды в устном бытовании распространялись и в Советском Союзе, и в дореволюционной России, и вообще по всему миру, только в разных вариациях.
— Это тот самый случай, когда человек очень боится и считает, что опасность реальна, и изменяет реальность так, чтобы она стала еще более пугающей и чтобы еще больше людей в нее верили, — добавляет антрополог.
Распространять фальшивые новости могут и знаменитости. И чем больше у них аудитория, тем выше вероятность, что им поверят и начнут распространять дальше.
— Интернет-звезде с аудиторией более миллиона человек, которая говорит о том, что коронавирус опасен настолько, что нельзя из дома выходить без противогаза, поверят лучше, чем опытному инфекционисту, который советует соблюдать простую гигиену и не поддаваться панике, но с гораздо меньшим охватом аудитории, — подчеркивает психотерапевт Александр Федорович.
Бывает и так, что распространять фальшивые новости — это выгодно. Например, представителям бизнеса.
— Подчас создание и распространение фальсификаций — всего лишь маркетинговый ход, чтобы увеличить число покупателей. Это работа с массовым сознанием при помощи социальных сетей и рекламных кампаний. Все это приводит к росту продаж, — считает доктор социальных наук, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления .
И, как правило, создание фальшивых новостей — дело рук недобросовестных бизнесменов, иначе говоря мошенников. Ведь серьезные предприниматели обычно не прибегают к таким способам повышения спроса среди покупателей.
Кстати, многие фальшивые новости носят конспирологический характер. Нас уверяют, что во многих проблемах виноваты некие неизвестные силы — от масонской ложи до инопланетных существ. Например, накануне выборов в США среди американцев гуляла легенда, что  возглавляет преступную группировку, которая общается при помощи упаковок пиццы определенной фирмы. И можно было бы посмеяться над этой историй, если бы не один американец, который в эту легенду поверил и подъехал к пиццерии с ружьем в надежде расправиться с преступниками.
Чтобы объяснить, в чем причина появления конспирологических новостей, Александра Архипова приводит в пример эксперимент, проведенный в 2016 году. 420 американцев психологи попросили оценить свой уровень тревожности и рассказать, какие стрессовые ситуации произошли с ними за последние полгода. Потом им предложили список популярных конспирологических концепций.
— Выяснилось, что среди людей, переживших сильный стресс, чаще всего встречаются сторонники конспирологии. И это никак не зависит от пола, возраста, религиозных убеждений и культурного пласта. В таком состоянии люди начинают искать врагов повсюду, ищут скрытые смыслы в том, в чем смысла может вовсе и не быть, — поясняет антрополог.
Но пережитый стресс и сильные негативные эмоции — не единственная причина. Среди любителей фальшивых новостей конспирологического толка часто встречаются люди с запросом на уникальность — те, кто хотел бы чегото добиться, но у них не получилось. Создавая и распространяя фальсификацию, они таким образом самоутверждаются.
Однако запрос на уникальность — причина заурядная и типичная. Куда важнее другая причина. Антрополог вспоминает жуткую историю геноцида в Руанде в 1990-х годах, когда хуту (этническое большинство этой страны) массово убивали представителей народности тутси (этнического меньшинства). По радио шла мощная пропаганда, людей настойчиво призывали к убийствам и распрям.
— Экономист Дэвид Яга ни зава-Тротт нарисовал карту страны и обозначил три точки — деревни, куда радиосигнал не доходил, деревни рядом с теми, куда доходили радиоволны в радиусе 10 километров, и деревни, где сигнала не было совсем. И узнал, что в деревнях, расположенных по соседству с местностями, где работало радио, убийств было на 23 процента больше! Это значит, туда доходили слухи от соседей. Получается, мы действуем не просто под воздействием пропаганды, а под влиянием своего окружения. Мы охотнее поверим во что-то, если нас в этом убеждают не официальные лица, а такие же, как мы, люди: друзья, родственники, соседи и прочие, — отмечает Архипова.
Слова антрополога также подтверждает социолог.
— Возможно, это связано с тем, что среди жителей России в последние годы несколько вырос уровень недоверия к власти и народ постоянно в чем-то подозревает правительство. К тому же люди чаще всего распространяют те новости, которые соответствуют их внутренним убеждениям, и не важно, вымысел это или реальность, — добавляет Елена Яхонтова.
Словом, фальшивая новость будет популярна только в том случае, если люди не просто верят в нее, а если она коррелирует с нашей картиной мира. История с новостью о 20 000 заболевших и тем, что «власти скрывают», может повторяться каждый год — меняются лишь инфоповоды. И это, как отмечают эксперты, одна из самых важных причин появления и распространения фальсификаций. Люди сами выбирают, кому верить.
— Я в таких ситуациях даю простой совет: не поддаваться панике и не слушать тревожно-мнительных людей, они не самый надежный источник информации. И, конечно, нужно включать мозги и думать головой, критически осмыслять все, что происходит с тобой, — советует врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович.
Порой даже человеку, который не поддается панике, трудно отличить подделку от оригинала. Поэтому антрополог Александра Архипова советует проверять источники.
— В новости про коронавирус звучит сомнительное заявление: «Информация более чем достоверная: в Италии передают, что…» Похожим образом звучали и сообщения о жвачках: «Передали из МВД». Нужно проверять информацию на повторяемость — если одна и та же история встречается в разных локациях и в разных вариантах, то, скорее всего, она неправдива. Единственный способ отличить правду от вымысла — это постоянная критическая проверка информации, — резюмирует Архипова.
СПРАВКА «ВМ»
Фейкньюс (от англ. fake — «подделка», news — «новости») — современный термин, который означает фальшивую, фальсифицированную новость, «утку». При этом фейкньюс очень похожа на настоящую новость, и отличить ее от правдивой сложно. В составе такой новости истина может частично или полностью отсутствовать. Чтобы привлечь аудиторию, авторы фальшивых новостей прибегают к броским, необычным заголовкам. Как правило, создатели фейкньюс не изучают текущие новости, а сами их создают или к уже существующим добавляют какие-то подробности. В большинстве случаев фейкньюс вызывают куда больший резонанс, чем реальная информация.
КСТАТИ
В 2016 году американские ученые изучили 126 тысяч публикаций, которыми пользователи делились в социальной сети Twitter с 2006 по 2016 год. Они подсчитали, что в среднем фальшивые новости достигают 1,5 тысячи человек за 10 часов, тогда как реальная информация — за 60 часов. С вероятностью 70 процентов фальсификацию будут распространять чаще, выяснили исследователи. Наиболее популярными темами стали городские легенды, политика, бизнес, терроризм, развлечения и стихийные бедствия.
«ВМ» сделала подборку самых распространенных слухов, которые были вброшены в массы в ХХ и ХXI веках. Слухи, которые сейчас принято называть фейками или сфальсифицированными новостями, оказали влияние на огромное количество людей.
Убийство журналиста
В мае 2018 года интернет взорвала новость об убийстве журналиста Аркадия Бабченко. В интернете появились фотографии, где Бабченко на пороге собственной квартиры лежит в луже крови лицом вниз. Сам журналист был радикально настроен против Кремля. Позднее премьер-министр Украины обвинил Россию в причастности к этому убийству. Эта фальшивая новость разошлась по всему интернету, в средствах массовой информации и в социальных сетях активно обсуждали, кто может быть виноват в гибели Аркадия Бабченко.
Вскоре выяснилось, что все новости о смерти журналиста, в том числе жуткие фотографии с его телом, — это умелая инсценировка. сообщила, что это было частью специальной операции.
Папа Римский отменил ад В марте 2018 года дал интервью журналисту итальянской газеты Эудженио Скальфаро, в котором якобы заявил, что ада не существует.
На вопрос о том, что происходит с душами грешников, Папа ответил, что они уходят в небытие.
— Те, кто раскаивается, получают прощение Бога. Те, кто не раскаивается, не могут быть прощены, поэтому они исчезают. Ада нет, есть очищение греховных душ, — сказал Папа Римский.
Эта фальшивая новость стремительно разошлась по различным средствам массовой информации и получила широкий резонанс в обществе. Однако позднее папская пресс-служба опровергла эту информацию, сообщив, что журналист исказил слова Папы Римского. Более того, это было не интервью, а частная беседа.
Лаборатория смерти в Грузии
Два года назад в средствах массовой информации появилась новость о том, что на окраине Тбилиси работает секретная лаборатория, где ставят опыты… на людях.
Распространил эту фальшивую новость бывший глава министерства государственной безопасности Грузии . Он опубликовал документы, согласно которым людям вводили непроверенные препараты из США. Многие пациенты в итоге погибли.
Позднее эту «лабораторию смерти» нашли федеральные журналисты. И узнали, что это никакая не тайная база, где проводят жуткие опыты, а научное учреждение, в котором разрабатывают вакцины по борьбе с гепатитом С. Ни в зданиях, ни в его документах не обнаружили каких-либо подтверждений новости о проведении смертельных опытов на людях.
Марс атакует Америку
30 октября 1938 года на американской радиостанции вышла в эфир постановка «Вторжения с Марса», основанная на романе «Война миров».
Ее стилизовали под выпуск экстренных новостей и перенесли действие на восточное побережье США, чтобы приблизить действие к американским слушателям и сделать постановку еще более захватывающей.
На следующий день газеты пестрили заголовками «Радиофальшивка испугала народ США», «США в ужасе из-за марсиан с радио» и другими.
Не все из слушателей поняли, что это радиопостановка, и в панике бросились бежать из городов, метались по улицам, звонили в полицию с просьбой выдать противогазы, обращались на электростанции, требуя отрубить энергию, чтобы пришельцы не увидели огней.
Войну начала Польша
1 сентября 1939 года рейхсканцлер Адольф Гитлер в немецком рейхстаге сделал заявление: «В эту ночь польские регулярные войска впервые стреляли на нашей территории. С 5:45 мы ведем ответный огонь, а с этой минуты отвечаем снарядом на снаряд».
Фраза послужила причиной для распространения громкой фальшивки о том, что Вторую мировую войну на самом деле развязала не Германия, а Польша — именно поляки напали первыми.
Гитлер выступил в рейхстаге, выдавая себя за жертву, однако на деле его речь была не более чем очередной провокацией.
Это утверждение было лживым: сейчас уже всем известно, что Польша войну не начинала. И более того, немецкие военные обстреляли польские позиции еще до пяти часов утра.
Парк развлечений с Лениным
В 1995 году ирландская газета опубликовала статью о переговорах парка развлечений «Диснейленд» с .
В материале писали, что корпорация «Дисней» якобы предложила круглую сумму за то, чтобы разместить в парижском парке развлечений… Мавзолей с телом Владимира Ленина. В проекте этого странного аттракциона было предусмотрено освещение вождя стробоскопами, видеотрансляция отрывков из рейгановской речи про «империю зла», а также продажа футболок с изображением Владимира Ильича.
Позднее оказалось, что эта статья была всего лишь шуточным текстом, написанным для того, чтобы развеселить читателей. И опубликовали ее, кстати, 1 апреля — нетрудно догадаться, что эта новость оказалась очередным розыгрышем.
Читайте также: Общественник Макаренко объяснил, зачем создаются фейки о коронавирусе
Видео дня. Паулина Андреева родила сына Федору Бондарчуку
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео