Массовая паника провоцирует вал фальшивых новостей
В пятницу, 3 апреля, министр просвещения России Сергей Кравцов вынужден был официально опровергнуть очередной фейк, касающийся школьников девятых и одиннадцатых классов. Старшеклассники не останутся на второй год из-за коронавируса, заверил Кравцов. «Эти решения не обсуждались, я впервые такое слышу», — подчеркнул он. Пандемия коронавируса — плодородная почва для фейков. О причинах появления сфальсифицированных новостей «Вечерней Москве» рассказали эксперты. Вспышка коронавируса повлекла за собой создание фальшивых новостей и слухов, которые быстро и активно распространились среди пользователей социальных сетей. «В Москве 20 тысяч заболевших коронавирусом. Ходим в масках, не ходим в места скопления людей, никуда не ездим, бережем друг друга, бережем наших близких и запасаемся продуктами. Информация более чем достоверная, в Италии передают о том, что у нас заболевшие. У нас не передают для того, чтобы мы эту Конституцию приняли». Голосовое сообщение с этим текстом появилось в соцсетях в начале марта. И мгновенно разошлось по интернету — к 16:00 2 марта эту информацию распространили уже более 12 тысяч человек. — Это классическая фейковая новость, то есть любая неправдивая информация, которая распространяется в социальных сетях или в средствах массовой информации, — отмечает антрополог, старший научный сотрудник Московской высшей школы экономических и социальных наук Александра Архипова. Фальшивые новости были всегда, и нет такого человека, который придумал их изначально. Наибольшую популярность они приобретают, когда в мире происходят какие-то резонансные события — будь то война, авиакатастрофы, стихийные бедствия, террористические акты или вспышки заболевания. Ситуация с коронавирусом стала толчком к появлению фальсификаций. Сейчас помимо новости о 20 тысячах заболевших в интернете гуляет информация о том, что Москва вот-вот закроется на карантин (которую уже опровергли столичные власти), а также о вертолетах, которые по ночам распыляют лекарство для дезинфекции. Похожие истории происходили и в 2009 году, когда началась пандемия свиного гриппа. — Сейчас многие люди в панике, ведь коронавирус еще пока не изучен, и неизвестно, чего можно от него ожидать. У людей возникает ощущение потери контроля над своей жизнью, и они пытаются этот контроль вернуть, обращаясь к институтам власти. Но что делать, если правительство не хочет нас информировать? Тогда-то и возникают фальшивые новости о том, кто на самом деле виноват и как с этим бороться, — объясняет антрополог. Большинство распространителей таких новостей — это паникеры, люди с высокой степенью тревожности. Встретить их можно не только среди простого населения, но и в правительстве, утверждает психиатр, врач-пси хо терапевт высшей категории Александр Федорович. — В состоянии паники у людей отключается способность критически оценивать происходящее. Они верят всему, что им говорят, и откликаются на всяческие фальшивки, начиная распространять их в социальных сетях и рассказывать своим близким и знакомым. Именно такие люди как раз и скупают все продукты во время коронавируса, боятся выходить из дома без специальных масок и так далее. Они не задаются вопросом: почему это происходит, — подчеркивает эксперт. Популяризировать фальшивые новости может кто угодно — даже чиновники. Александра Архипова вспоминает историю, произошедшую в Подмосковье в 2016 году. Тогда в родительских сообществах в социальных сетях (а это, кстати, настоящий рассадник фальсификаций) появилась новость якобы из МВД о жвачках с наркотическими веществами, которые недоброжелатели раздают детям, чтобы их отравить. — Виктор Грищенко, глава отдела образования одного из подмосковных городов, узнав об этом из родительских чатов, написал на официальном бланке отдела образования Краснознаменска Московской области: «На основании письма Главного управления МВД России по Московской области сообщаю следующее…». Все сразу напряглись, другие стали это сообщение массово копировать, и, более того, начались даже родительские дежурства в школах, — рассказывает Архипова. Эта фальшивая новость основана на популярной городской легенде, которая существует уже давно и активно возрождается каждый год. Всегда были слухи о том, что недоброжелатели пытаются отравить наших детей с помощью угощений — такие легенды в устном бытовании распространялись и в Советском Союзе, и в дореволюционной России, и вообще по всему миру, только в разных вариациях. — Это тот самый случай, когда человек очень боится и считает, что опасность реальна, и изменяет реальность так, чтобы она стала еще более пугающей и чтобы еще больше людей в нее верили, — добавляет антрополог. Распространять фальшивые новости могут и знаменитости. И чем больше у них аудитория, тем выше вероятность, что им поверят и начнут распространять дальше. — Интернет-звезде с аудиторией более миллиона человек, которая говорит о том, что коронавирус опасен настолько, что нельзя из дома выходить без противогаза, поверят лучше, чем опытному инфекционисту, который советует соблюдать простую гигиену и не поддаваться панике, но с гораздо меньшим охватом аудитории, — подчеркивает психотерапевт Александр Федорович. Бывает и так, что распространять фальшивые новости — это выгодно. Например, представителям бизнеса. — Подчас создание и распространение фальсификаций — всего лишь маркетинговый ход, чтобы увеличить число покупателей. Это работа с массовым сознанием при помощи социальных сетей и рекламных кампаний. Все это приводит к росту продаж, — считает доктор социальных наук, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова. И, как правило, создание фальшивых новостей — дело рук недобросовестных бизнесменов, иначе говоря мошенников. Ведь серьезные предприниматели обычно не прибегают к таким способам повышения спроса среди покупателей. Кстати, многие фальшивые новости носят конспирологический характер. Нас уверяют, что во многих проблемах виноваты некие неизвестные силы — от масонской ложи до инопланетных существ. Например, накануне выборов в США среди американцев гуляла легенда, что Хиллари Клинтон возглавляет преступную группировку, которая общается при помощи упаковок пиццы определенной фирмы. И можно было бы посмеяться над этой историй, если бы не один американец, который в эту легенду поверил и подъехал к пиццерии с ружьем в надежде расправиться с преступниками. Чтобы объяснить, в чем причина появления конспирологических новостей, Александра Архипова приводит в пример эксперимент, проведенный в 2016 году. 420 американцев психологи попросили оценить свой уровень тревожности и рассказать, какие стрессовые ситуации произошли с ними за последние полгода. Потом им предложили список популярных конспирологических концепций. — Выяснилось, что среди людей, переживших сильный стресс, чаще всего встречаются сторонники конспирологии. И это никак не зависит от пола, возраста, религиозных убеждений и культурного пласта. В таком состоянии люди начинают искать врагов повсюду, ищут скрытые смыслы в том, в чем смысла может вовсе и не быть, — поясняет антрополог. Но пережитый стресс и сильные негативные эмоции — не единственная причина. Среди любителей фальшивых новостей конспирологического толка часто встречаются люди с запросом на уникальность — те, кто хотел бы чегото добиться, но у них не получилось. Создавая и распространяя фальсификацию, они таким образом самоутверждаются. Однако запрос на уникальность — причина заурядная и типичная. Куда важнее другая причина. Антрополог вспоминает жуткую историю геноцида в Руанде в 1990-х годах, когда хуту (этническое большинство этой страны) массово убивали представителей народности тутси (этнического меньшинства). По радио шла мощная пропаганда, людей настойчиво призывали к убийствам и распрям. — Экономист Дэвид Яга ни зава-Тротт нарисовал карту страны и обозначил три точки — деревни, куда радиосигнал не доходил, деревни рядом с теми, куда доходили радиоволны в радиусе 10 километров, и деревни, где сигнала не было совсем. И узнал, что в деревнях, расположенных по соседству с местностями, где работало радио, убийств было на 23 процента больше! Это значит, туда доходили слухи от соседей. Получается, мы действуем не просто под воздействием пропаганды, а под влиянием своего окружения. Мы охотнее поверим во что-то, если нас в этом убеждают не официальные лица, а такие же, как мы, люди: друзья, родственники, соседи и прочие, — отмечает Архипова. Слова антрополога также подтверждает социолог. — Возможно, это связано с тем, что среди жителей России в последние годы несколько вырос уровень недоверия к власти и народ постоянно в чем-то подозревает правительство. К тому же люди чаще всего распространяют те новости, которые соответствуют их внутренним убеждениям, и не важно, вымысел это или реальность, — добавляет Елена Яхонтова. Словом, фальшивая новость будет популярна только в том случае, если люди не просто верят в нее, а если она коррелирует с нашей картиной мира. История с новостью о 20 000 заболевших и тем, что «власти скрывают», может повторяться каждый год — меняются лишь инфоповоды. И это, как отмечают эксперты, одна из самых важных причин появления и распространения фальсификаций. Люди сами выбирают, кому верить. — Я в таких ситуациях даю простой совет: не поддаваться панике и не слушать тревожно-мнительных людей, они не самый надежный источник информации. И, конечно, нужно включать мозги и думать головой, критически осмыслять все, что происходит с тобой, — советует врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович. Порой даже человеку, который не поддается панике, трудно отличить подделку от оригинала. Поэтому антрополог Александра Архипова советует проверять источники. — В новости про коронавирус звучит сомнительное заявление: «Информация более чем достоверная: в Италии передают, что...» Похожим образом звучали и сообщения о жвачках: «Передали из МВД». Нужно проверять информацию на повторяемость — если одна и та же история встречается в разных локациях и в разных вариантах, то, скорее всего, она неправдива. Единственный способ отличить правду от вымысла — это постоянная критическая проверка информации, — резюмирует Архипова. СПРАВКА «ВМ» Фейкньюс (от англ. fake — «подделка», news — «новости») — современный термин, который означает фальшивую, фальсифицированную новость, «утку». При этом фейкньюс очень похожа на настоящую новость, и отличить ее от правдивой сложно. В составе такой новости истина может частично или полностью отсутствовать. Чтобы привлечь аудиторию, авторы фальшивых новостей прибегают к броским, необычным заголовкам. Как правило, создатели фейкньюс не изучают текущие новости, а сами их создают или к уже существующим добавляют какие-то подробности. В большинстве случаев фейкньюс вызывают куда больший резонанс, чем реальная информация. КСТАТИ В 2016 году американские ученые изучили 126 тысяч публикаций, которыми пользователи делились в социальной сети Twitter с 2006 по 2016 год. Они подсчитали, что в среднем фальшивые новости достигают 1,5 тысячи человек за 10 часов, тогда как реальная информация — за 60 часов. С вероятностью 70 процентов фальсификацию будут распространять чаще, выяснили исследователи. Наиболее популярными темами стали городские легенды, политика, бизнес, терроризм, развлечения и стихийные бедствия. «ВМ» сделала подборку самых распространенных слухов, которые были вброшены в массы в ХХ и ХXI веках. Слухи, которые сейчас принято называть фейками или сфальсифицированными новостями, оказали влияние на огромное количество людей. Убийство журналиста Бабченко В мае 2018 года интернет взорвала новость об убийстве журналиста Аркадия Бабченко. В интернете появились фотографии, где Бабченко на пороге собственной квартиры лежит в луже крови лицом вниз. Сам журналист был радикально настроен против Кремля. Позднее премьер-министр Украины Владимир Гройсман обвинил Россию в причастности к этому убийству. Эта фальшивая новость разошлась по всему интернету, в средствах массовой информации и в социальных сетях активно обсуждали, кто может быть виноват в гибели Аркадия Бабченко. Вскоре выяснилось, что все новости о смерти журналиста, в том числе жуткие фотографии с его телом, — это умелая инсценировка. Служба безопасности Украины сообщила, что это было частью специальной операции. Папа Римский отменил ад В марте 2018 года Папа Римский Франциск дал интервью журналисту итальянской газеты Эудженио Скальфаро, в котором якобы заявил, что ада не существует. На вопрос о том, что происходит с душами грешников, Папа ответил, что они уходят в небытие. — Те, кто раскаивается, получают прощение Бога. Те, кто не раскаивается, не могут быть прощены, поэтому они исчезают. Ада нет, есть очищение греховных душ, — сказал Папа Римский. Эта фальшивая новость стремительно разошлась по различным средствам массовой информации и получила широкий резонанс в обществе. Однако позднее папская пресс-служба опровергла эту информацию, сообщив, что журналист исказил слова Папы Римского. Более того, это было не интервью, а частная беседа. Лаборатория смерти в Грузии Два года назад в средствах массовой информации появилась новость о том, что на окраине Тбилиси работает секретная лаборатория, где ставят опыты... на людях. Распространил эту фальшивую новость бывший глава министерства государственной безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе. Он опубликовал документы, согласно которым людям вводили непроверенные препараты из США. Многие пациенты в итоге погибли. Позднее эту «лабораторию смерти» нашли федеральные журналисты. И узнали, что это никакая не тайная база, где проводят жуткие опыты, а научное учреждение, в котором разрабатывают вакцины по борьбе с гепатитом С. Ни в зданиях, ни в его документах не обнаружили каких-либо подтверждений новости о проведении смертельных опытов на людях. Марс атакует Америку 30 октября 1938 года на американской радиостанции вышла в эфир постановка «Вторжения с Марса», основанная на романе Герберта Уэллса «Война миров». Ее стилизовали под выпуск экстренных новостей и перенесли действие на восточное побережье США, чтобы приблизить действие к американским слушателям и сделать постановку еще более захватывающей. На следующий день газеты пестрили заголовками «Радиофальшивка испугала народ США», «США в ужасе из-за марсиан с радио» и другими. Не все из слушателей поняли, что это радиопостановка, и в панике бросились бежать из городов, метались по улицам, звонили в полицию с просьбой выдать противогазы, обращались на электростанции, требуя отрубить энергию, чтобы пришельцы не увидели огней. Войну начала Польша 1 сентября 1939 года рейхсканцлер Адольф Гитлер в немецком рейхстаге сделал заявление: «В эту ночь польские регулярные войска впервые стреляли на нашей территории. С 5:45 мы ведем ответный огонь, а с этой минуты отвечаем снарядом на снаряд». Фраза послужила причиной для распространения громкой фальшивки о том, что Вторую мировую войну на самом деле развязала не Германия, а Польша — именно поляки напали первыми. Гитлер выступил в рейхстаге, выдавая себя за жертву, однако на деле его речь была не более чем очередной провокацией. Это утверждение было лживым: сейчас уже всем известно, что Польша войну не начинала. И более того, немецкие военные обстреляли польские позиции еще до пяти часов утра. Парк развлечений с Лениным В 1995 году ирландская газета опубликовала статью о переговорах парка развлечений «Диснейленд» с правительством России. В материале писали, что корпорация «Дисней» якобы предложила круглую сумму за то, чтобы разместить в парижском парке развлечений... Мавзолей с телом Владимира Ленина. В проекте этого странного аттракциона было предусмотрено освещение вождя стробоскопами, видеотрансляция отрывков из рейгановской речи про «империю зла», а также продажа футболок с изображением Владимира Ильича. Позднее оказалось, что эта статья была всего лишь шуточным текстом, написанным для того, чтобы развеселить читателей. И опубликовали ее, кстати, 1 апреля — нетрудно догадаться, что эта новость оказалась очередным розыгрышем. Читайте также: Общественник Макаренко объяснил, зачем создаются фейки о коронавирусе