Пертурбация Германа Грефа - Как Сбербанк спасал россиян от карантина и самоизоляции с помощью собаки
Главное не пересолить, съесть не сможете О юморе, хорошей шутке, искреннем здоровом смехе сказано немало добрых слов. Смех продлевает жизнь, юмор снимает усталость. Человек с тонким чувством юмора всегда востребован и интересен, его называют остроумным, связывая умение шутить и способность мыслить. Важно видеть границы между юмором, сатирой, сарказмом, язвительностью: не хочется, чтобы ваш смех назвали глупым или ехидным. Плоская шутка легко может обидеть. Черный юмор редко воспринимается без желания оградиться от него. Бывают еще неуместные шутки. Российский писатель-фантаст Дмитрий Емец заметил: «Когда тебя везут на операцию — не хочется шутить про докторов, забывших внутри скальпель». Древнегреческий философ Аристотель писал: «Остроумие – это дерзость, получившая образование». Народная мудрость гласит: «Шутка как соль: надо шутить осторожно». Тема не для шуток В преддверии Дня дурака власти многих стран обратились к гражданам с просьбой, а иногда и указанием, первого апреля обойтись без шуток о коронавирусе COVID-19. В ситуации серьезного общественного напряжения, связанного со стремительным распространением нового вируса и соответствующими ограничительными мерами, шутка, пранк, фейк, розыгрыш о коронавирусе могут повлечь за собой непредсказуемые последствия, от желания не подчиняться объявленным запретам и предупреждениям до паники и массового психоза. Понимают нации В Таиланде власти объявили, что первоапрельские шутки и распространение дезинформации о COVID-19 будут караться тюремным сроком вплоть до пяти лет. «Не лгите и не распространяйте ложную информацию о ситуации с COVID-19 завтра, в День дурака», — призвало правительство страны в Twitter. В Тайване президент страны Цай Инвэнь предупредила сограждан, что распространение ложных слухов о коронавирусе будет наказываться штрафом в $99 тыс. в долларовом эквиваленте или лишением свободы на срок до трех лет. С призывом воздержаться от розыгрышей в День дурака выступил министр здравоохранения Германии Йенс Шпан. Правда, он не стал угрожать тюремными сроками и штрафами несознательным гражданам. Понимают корпорации Microsoft запретила своим сотрудникам принимать участие в первоапрельских розыгрышах, а также попросила воздержаться от любых шуток на публике. К этому призвал подчиненных внутри всех команд глава по маркетингу компании Крис Капоссела, объяснив, что подобная активность «имеет кратковременный положительный эффект и может привести к нежелательному освещению в СМИ». Компания Google, знаменитая своими первоапрельскими розыгрышами, на этот раз заранее предупредила сотрудников о том, что «возьмет выходной» в том, что касается шуток, из уважения к ситуации вокруг COVID-19. «Наша задача сейчас быть максимально полезными людям. А шутки мы оставим на следующий год, который наверняка будет веселее»,— говорится в циркуляре, разосланном сотрудникам Google. Business Insider. Хочется и колется Запустить шутку в массы, имея в распоряжении газету с многотысячным тиражом или сайт с миллионным посещением – наверное, особый соблазн. И были ведь в истории примеры успешных и безобидных шуток. Так, например, 1 апреля 1981 года издание Daily Mail сообщило о японском бегуне на дальние дистанции, который принял участие в Лондонском марафоне, но из-за ошибки переводчика решил, что забег длится не 26 миль, а 26 дней, и до сих пор бегает по дорогам Англии. Или 1 апреля 1992 года «Московская правда» опубликовала статью о планах построить второе метро в Москве – в духе проникающего в Россию капиталистического строя. Сообщалось, что со старым метро все в порядке, но должны существовать «рынок и соперничество». Можно вспомнить и другие примеры, и начали даже складываться традиции. Но в условиях пандемии серьезные компании и издательства договорились не шутить о COVID-19. Власти России оказались на высоте. Наказание за распространение ложной информации о коронавирусе они ввели, не дожидаясь Дня дурака. Госдума приняла поправки к Уголовному кодексу, согласно которым публикация фейков будет караться штрафом от 300 до 700 тыс. рублей, исправительными работами на срок до одного года или ограничением свободы до трех лет. Сбербанк живет своей жизнью И вот на фоне вышесказанного Сбербанк России 1 апреля выпустил рекламу нового сервиса краткосрочной аренды собак для выгула Dog2Go: «ГУЛЯЕМ НА ВСЕ СТО». «Надоело сидеть дома и завидовать владельцам собак, которые спокойно гуляют в ста метрах от подъезда? Мы поможем вам вновь ощутить радость прогулки! Сбербанк представляет сервис Dog2Go. Здесь можно находить владельцев собак и договариваться с ними об аренде — примерно как в приложениях знакомств» - дословная цитата с сайта Далее рассказывается, как это работает, а при нажатии кнопки «Выбрать собаку» выясняется, что все написанное первоапрельская шутка. Выполнено профессионально и безупречно. Понятно, это не спонтанная, случайно сорвавшаяся с языка острота. Тут люди время тратили, и деньги. Что не так со Сбербанком? Над чем смеяться? Действительно смешно, что от дома более чем на 100 метров отойти нельзя, и то только с питомцем? Власти Уфы и то более удачно пошутили, увеличив зону выгула животных в своем городе до 150 метров. От этого хоть небольшой толк, но есть. Возможно, шутка Сбербанка намекает, что, проявив смекалку, можно избежать ответственности за нарушение режима самоизоляции? То, что президент продлил нерабочий период и срок изоляции уже после размещения шутки, сути дела не меняет. Может быть перед размещением шуточной рекламы ее создателям следовало почитать «Отчет о текущей ситуации по борьбе с коронавирусом», размещенный так же 1 апреля? Или хотя бы ознакомиться с цифрами с популярного портала стопкоронавирус.рф. Юмор – это чувство дистанции «Ничто так не выдает человека, как то, над чем он смеётся», - писал немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Есть примеры «грустных» шуток, типа знаменитых «Вредных советов» сценариста и драматурга Григория Остера, поучительных острот российского писателя-сатирика Михаила Жванецкого («Пешеход всегда прав, пока жив».), самоиронии еврейского прозаика и поэта Игоря Губермана («В душе моей не тускло и не пусто,/ И, даму если вижу в неглиже,/ Я чувствую в себе живое чувство, / Но это чувство юмора уже».) Разница в том, что эти шутки были ко времени, уместны… Немецкий драматург Бертольт Брехт сказал, что юмор – это чувство дистанции. Возможно, когда-то мы пошутим и о прошедшей пандемии, и о всех заботах и опасениях, связанных с COVID-19. Было бы куда веселее, если бы организаторы злосчастной шутки на официальном сайте Сбербанка написали первого апреля: «У нашего председателя правления вся спина белая». У Германа Грефа есть чувство юмора, он бы понял. Стыдно, Сбербанк! В контексте жизни страны даже попсовый клип «Самоизоляция», где звезды российского шоу-бизнеса призывают: «Сиди дома, детка!», выглядит достойней. Показать свою независимость от общественного мнения можно разными способами, не обязательно эпатируя общество. Все-таки интересно, была ли первоапрельская пертурбация Сбербанка акцией, выражающей отношение к официально введенным ограничениям, или всего лишь примером неуместного использования шутки?