Ещё

Философ и Левиафан 

Философ и Левиафан
Фото: Вечерняя Москва
Почему мы вспоминаем Гоббса и считаем его размышления актуальными? Проще всего было бы сказать, что именно Гоббс нарек государство именем библейского чудища Левиафана, который дал название стяжавшему лавры в Каннах фильму режиссера Звягинцева.
Но это ответ на поверхности, для кроссворда. Символично, что родился Гоббс в год гибели испанской Великой армады, которая грозила уничтожить . Мать будущего философа настолько перепугалась, что родила недоношенного ребенка.
Выходить слабое дитя, да еще в небогатой семье в XVI веке — великая наука, но и гибель испанского флота — результат научной революции, плодами которой воспользовался флот Ее величества королевы Елизаветы I.
Гоббс, таким образом, — дитя прогресса. Его философия не могла созреть раньше и будет, так думаю, востребована до тех пор, пока не отомрут институты государства, что в подзорную трубу в будущем не предвидится. сформулировал идею договора между обществом и властью, на котором зиждется государство, желающее добиться процветания.
Абстрактная идея? Вот свежий пример. Борьба с треклятым китайским коронавирусом оказывается эффективной в тех государствах, где такой общественный договор достигнут. Карантин и самоизоляция предполагают элемент насилия, ограничение прав, а также личную ответственность перед обществом каждого гражданина.
Уверен, живи Томас Гоббс в наше время, он на опыте борьбы с коронавирусом написал бы мудрейшую диссертацию.
Кстати, облечь свои мысли в форму философского трактата Гоббсу посоветовал Галилео Галилей, с которым он познакомился во время путешествия по Италии.
Думаю, грандиозный масштаб благожелателя подарил вдохновение философу, посвятившего трактатам последнюю треть жизни. Его идеи были возмутительными и даже революционными для той эпохи. Гоббс придерживался принципа изначального равенства людей, созданных Творцом одинаковыми в духовном, физическом и интеллектуальном отношении. Отсюда — необходимость равных возможностей и равных прав. Один шаг до  и классовой борьбы.
Государство, по мнению Гоббса, — это способ избежать войны всех против всех. Граждане, если они обладают сознательностью, добровольно ограничивают свою свободу в пользу государства, иначе мир и безопасность обеспечить невозможно. «Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна», — писал Гоббс.
Демократия — это тупик, поскольку чернь не может освоить высоких истин и в конченом итоге разжигает насилие и разрушает государство. Если учесть опыт английской революции, которая вынудила философа надолго покинуть родину, к другому выводу он не мог прийти.
Ясно же, лучше всего — монархия, которая, на счастье философа, была реанимирована и здравствует в Англии до сей поры. О личной жизни Томаса Гоббса почти ничего не известно. Семьи у него не было. По собственной воле, перевалив через рубеж в 65 лет, он жил в полной самоизоляции, даже шторы в окнах были всегда опущены. Раз в день философ гулял вокруг дома.
И умер в 91 год. Из всех великих ученых Англии Томас Гоббс, родившийся в муках, прожил дольше всех.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео