По каким реальным уголовным делам сняли сериал «Заступники»
Это сериал, посвященный самым громким советским судебным процессам, снятый от лица защиты. Сюжет перекликается с книгами советского адвоката Дины Каминской - она участвовала в заявленных сценарием процессах, о чем потом написала свои «Записки адвоката». Вместе с креативным продюсером сериала Ольгой Никулиной «Телепрограмма» объясняет, какие именно преступления разбираются в «Заступниках». Дело мальчиков, 1965 Кадр из сериала «Заступники» Это дело сквозной линией проходит через 16 серий проекта. «Неделю назад пропала девочка, 13 лет, Марина Костоправкина. Сегодня в пруду нашли ее тело. Она изнасилована и убита. По подозрению арестованы трое солдат и какой-то рабочий поселка, недавно вернувшийся из тюрьмы…» - гласит запись в дневнике Лидии Чуковской, дочери писателя Корнея Чуковского. Дело было в Переделкине, где жила советская интеллигенция и генералитет. Солдаты помогали строить дачи для генералов и маршалов, поэтому сначала подумали на них. Но версия не подтвердилась, военный прокурор отказал в возбуждении дела, а у сидельца, которого упоминает Чуковская, было алиби: пил с товарищами, подрался, вот и кровь на рубашке - собутыльники подтвердили; затем был оговоривший себя мужчина, которого разоблачила прокуратура. Следствие замерло. И только когда мама Марины пошла просить заступничества у соседа - Корнея Чуковского, тот написал в ЦК партии, и Мособлпрокуратура крепко взялась за дело. Подозрения пали на двух ровесников убитой - Сашу Кабанова и Алика Бурова, которые в тот вечер вызвались проводить Марину до дома. Чуть позже они нагнали компанию девочек, а вот Костоправкину с тех пор живой не видели. На вопрос про Марину парни ответили, что она не захотела с ними идти. Сыщики вышли на показания пожилой жительницы поселка, которая якобы слышала, как мальчики провожали Марину, а она кричала им: «Отстаньте». Что за мальчики? Алик и Саша. Следователь Юсов хитростью выманивает детей из дома, арестовывает их и отправляет в КПЗ в Звенигороде: без уведомления родителей и в камеру ко взрослым, что запрещено. Надавить на Кабанова и Бурова в таких условиях не составляло труда, они дали признательные показания. Шокированные родители берут адвокатов, Сашу берется защищать Дина Каминская. Она вскрывает массу нарушений, а также вызывает в суд ту самую бабушку, что «слышала» перепалку Марины с провожающими. Оказалось, что та слепа и глуха. Дети отказываются от показаний. Но Мосгорсуд дает им по 10 лет колонии. Защита дважды подает кассации, после чего Верховный суд полностью оправдывает детей - во-первых, одежда ребят была абсолютно чистая после изнасилования и борьбы, а, во-вторых, в пруду, куда, по версии следствия, обвиняемые сбросили труп, под берегом была длинная песчаная коса. То есть тело не утонуло бы. Ольга Никулина: «Нина Метлицкая (Мари Ворожи) - полностью выдуманный персонаж, у нее нет реального прототипа. Да, при создании характера Нины сценаристы вдохновлялись знаменитыми женщинами-адвокатами этого периода - Диной Каминской и Софьей Каллистратовой, но только в части черт их характера - независимости, бесстрашия и одержимости профессией. Идея была в том, чтобы сделать драму с персонажем, поместив его в условия, где мог бы проявиться характер». больше по теме «Было ощущение, что ты приходишь в семью»: Никита Тарасов рассказал о проекте «Заступники»Актер поделился подробностями съемок нового сериала. Процесс четырех, 1968 Кадр из сериала «Заступники» С 8 по 12 января 1968 года в Мосгорсуде состоялся процесс над диссидентами Юрием Галансковым, Александром Гинзбургом, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой. Они были арестованы КГБ и провели за решеткой почти год до суда, обвиняемые в антисоветской агитации и пропаганде. В основе обвинения - самиздатовские альманахи (о деле писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, к примеру). Всех четвертых осудили: Галанскова - на 7 лет колонии, Гинзбурга - на пять, Добровольского - на два года, Лашкову - на год (ее вскоре отпустили, потому что в СИЗО она провела почти весь срок). Без стараний защиты сроки могли бы быть еще более серьезными. Галанскова защищала Каминская, Лашкову - легендарный советский адвокат, фронтовик Семен Ария. Ольга Никулина: «Мы постарались отразить ключевые повороты дела, поднять дилеммы, которые вставали перед адвокатами. И изложить это в четырех сериях, сохранив ритм повествования. Например, два заседания мы объединяли в одно, выделяя главные события, а время между допросами и кассациями, которое могло составлять по нескольку месяцев, сжимали, чтобы на экране они шли подряд или параллельно». больше по теме Никита Тарасов о съемках в «Заступниках»: «Пока есть я, ноутбук и смартфон — процесс не остановить»Популярный актер Никита Тарасов рассказал в эксклюзивном интервью Teleprogramma.pro о том, чем интересна его роль в сериале «Заступники» на Первом канале и как коронавирус повлиял на съемки сериалов. Дело Малявиной, 1983 Кадр из сериала «Заступники» Дело актрисы Валентины Малявиной («Иваново детство») - первой жены Александра Збруева, осужденной в 80-е за убийство сожителя - актера Станислава Жданько, тоже вела Дина Каминская. «Мы сели обедать, я немного выпила, - вспоминала актриса. - Вышла на кухню. Минут через пять захожу в комнату, а Стас прямо у меня на глазах падает с кресла. Я увидела, что он воткнул в себя нож. Уверена, что он хотел нас напугать, а не убить себя. Так и следователь сначала решил. Дело было закрыто. Но через пять лет Николай Попков, друг Стаса, убедил его родителей, что это именно я убила их сына. В 1983 году дело переквалифицировали в убийство, Малявину приговорили к 9 годам. Защитой актрисы занималась Каминская вместе со Арией - тем самым адвокатом по «процессу четырех». Суд пересмотрел приговор, снизив срок до 5 лет, что позволило Малявиной выйти на свободу в 1987 году по амнистии. Ольга Никулина: «Мы так и не смогли прийти к единому мнению, можно ли считать невиновной актрису, и это сомнение мы сохранили в сериале. Оставили зрителю возможность принять решение самостоятельно. Это реальность работы адвоката: идти до конца и все время сомневаться - действительно ли невиновен подзащитный? Такими приемами мы дали зрителю возможность почувствовать себя в шкуре адвоката».