Заброшенные отели, пустые залы и «Эминем с вагиной»: лучшая музыка месяца

Прошедший март не пощадил никого, в том числе и музыкантов: даты релизов сдвигались, концерты отменялись, а ближайшие фестивали переносились на неопределенный срок. Иногда всеобщий беспорядок и паника находили свое отражение в апокалиптичных и безрадостных новинках вроде видеоработ от американского рэп-экспериментатора Zebra Katz и российского дуэта Marzahn, иногда, наоборот, становились толчком к созданию более простой и жизнерадостной музыки, которую можно услышать в свежих треках Дуа Липы или The Killers. «Лента.ру» рассказывает, какие синглы и клипы месяца не стоит оставлять без внимания. Zebra Katz — MOOR С момента выхода дебютного альбома экстраординарного рэпера до его второй пластинки LESS IS MOOR прошло целых семь лет, но свежий релиз Оджея Моргана определенно стоил ожидания, в чем можно убедиться на примере одного лишь яростного клипа MOOR. Zebra Katz, который не только занимается хип-хопом, но и участвует в постановках в качестве актера, заявлял, что для чернокожих артистов на сцене доступно слишком мало архетипов, но в своем творчестве Морган с хрустом переламывает эту тенденцию, позволяя себе экспериментировать как с образами, так и с музыкой. На новом видео Zebra Katz исследует зловещий заброшенный отель в Литве, в то время как на фоне играет ядовитая и режущая слух электроника, наложенная на эротично-мазохистский текст. Из каждого слова сочится гнев, из движений — беспокойство и агрессия, и Морган находит этому объяснение в словах американского романиста: «Джеймс Болдуин говорил, что быть негром в этой стране означает постоянно быть разъяренным, и я чувствую, что в новом альбоме я танцую с этой яростью». Qveen Herby — Check Три года назад, после распада поп-дуэта Karmin, Эми Рене Хайдеманн кардинально сменила саунд, придумала запоминающийся имидж (очки и прямая челка стали обязательными атрибутами Qveen Herby), взяла псевдоним и начала покорять женский хип-хоп своими забористыми и вызывающими треками, в которых она то объявляет себя Эминемом с вагиной, то зачитывает о любви к дорогим туфлям. Артистку, очевидно черпающую вдохновение из музыки и стиля чернокожих коллег по сцене, поспешили обвинить в культурной апроприации, но Qveen Herby, судя по всему, такие нападки мало волнуют. В последнем сингле самопровозглашенная королева рэпа вновь пляшет в компании женщин и в хлесткой манере продолжает заниматься восхвалением, требуя за свои достоинства внушительный чек. Что самое главное — делает она это с такой уверенностью, что в ее слова начинаешь покорно верить. Marzahn — Wir gewinnen nicht Российский проект Marzahn, в предыдущих работах не демонстрировавший никакой приверженности к радостной эстетике, выпустил сумбурный, исполненный в красно-черных тонах клип Wir gewinnen nicht, съемками которого занималась режиссер Александра Карелина. Этой видеоработой на трек Wir gewinnen nicht Павел Пахомов и Нина Фролова, сами того не ожидая, надавили на самую болезненную тему 2020-го — повсеместную изоляцию. Совпадение с актуальной повесткой, по словам артистов, абсолютно случайно, так как клип был снят за несколько месяцев до того, как мир охватила пандемия. В нем музыканты выступают перед пустым залом — примерно так же сейчас поступают их коллеги в реальной жизни, где многолюдные концерты и общий музыкальный экстаз сменились онлайн-трансляциями. Не прибавляет оптимизма этой картине и текст песни, в которой Павел Пахомов констатирует на суровом немецком: «Мы не победим». Dua Lipa — Love Again Обладательница двух «Грэмми», чей второй альбом Future Nostalgia всего за несколько дней собрал несчетное количество рецензий в соцсетях и СМИ, Дуа Липа — безусловно главная исполнительница прошедшего марта, а возможно, и всего года. Ее свежие кокетливые треки с кучей отсылок к 80-м и 90-м, похоже, пришлись по вкусу и любителям качественного и хорошо скроенного современного попа, и тем, у кого подобный жанр обычно не вызывает большого уважения. Слово «ностальгия» в названии фигурирует умышленно: Дуа Липа собирает пластинку буквально из того, что сама слушала в юности. На фоне зажигательных, но слегка однообразных хитов, в которых она нещадно эксплуатирует жанр диско, ту самую приятную ностальгию вызывает Love Again — трек, представляющий собой крайне удачный симбиоз вокала певицы и энергичной мелодии, родившейся из песни Your Woman группы White Town. В нем исполнительница вновь поет о традиционных для нее темах вроде страха новых отношений, но любовные страдания парадоксальным образом совсем не подрывают праздничную атмосферу песни и всего альбома. Christian Löffler — Lys (feat. Menke) В марте немецкий продюсер Кристиан Леффлер представил альбом Lys и клип на одноименную композицию, записанную вместе с шведской вокалисткой Menke. Познакомившись с исполнительницей в Стокгольме и записав ремикс на ее трек Nattskärran, диджей решил привлечь молодую артистку к созданию сингла и не прогадал: нежный голос Menke гармонично наложился на хрупкую и трогательную электронику, давно ставшую визитной карточкой неизменно меланхоличного Леффлера. Тут музыканта можно упрекнуть в самоплагиате, ведь похожие приемы и настроения можно наблюдать и в других его хитах, таких как Haul, Eleven или Wilderness, но переходящая из релиза в релиз фирменная тоскливая атмосфера интересует Леффлера куда больше, чем богатство звуков. Morrissey — Once I Saw The River Clean Одиозный основатель The Smiths, который то неосторожно называет выходки Вайнштейна ухаживаниями, то нагло передразнивает речь лондонского мэра Садика Хана (политик имеет иранские корни), в современном мире воспринимается уже не как музыкант, а как медийный персонаж, чьи скандальные высказывания приковывают куда больше внимания, чем новые композиции. Все это дает повод предположить, что заработавший репутацию расиста и мизантропа Моррисси совсем отвлекся от своего основного предназначения, но как бы не так: если отделить творца от его творчества, можно увидеть, что артист, в марте представивший свою 13-ю пластинку I Am Not a Dog on a Chain, по-прежнему сохраняет способность производить красивую, в меру старомодную музыку, как, например, одна из его новинок Once I Saw The River Clean. За тот самый налет старомодности в ней отвечает своеобразная манера исполнения в духе ирландских народных песен, за связь с современностью — пропитанный синтезаторами звук, нечасто встречающийся в других работах легендарного британца. «увула» — «Электрический ток» Зародившийся пять лет назад коллектив родом из Санкт-Петербурга «увула», несмотря на накопившийся за эти годы опыт, производит впечатление группы старшеклассников, собравшейся после уроков, чтобы поиграть для души на гитаре и не особо париться по поводу технических аспектов, но именно эти козыри — простота и искренность — позволили им дойти до уровня выступлений в эфире «Вечернего Урганта». В ходе передачи квинтет, 5 марта опубликовавший EP «Ничего сверхъестественного», представил одну из вошедших в него песен «Электрический ток», пожалуй, в полной мере отражающую то, чем занимается «увула»: лоу-файный мечтательный звук и несложные повторяющиеся тексты. На первый взгляд кажется, что тут мало за что можно зацепиться, но в эпоху сложного смешения жанров такие простые и светлые композиции ощущается как нечто раритетное. Sevdaliza — Lamp Lady На днях Sevdaliza, за последние пару лет зарекомендовавшая себя как одна из самых заметных звезд арт-попа и ставшая примером для подражания другой не менее именитой певицы — Билли Айлиш, объявила об отмене своего турне. Перенос концертов, разумеется, затронул и Москву, где артистка должна была выступить в мае, но есть и хорошие новости: голландско-иранская исполнительница представила изысканный сингл Lamp Lady, напомнивший, чем так завораживает ее музыка. От будто бы приглушенного голоса до гипнотической трип-хоповой аранжировки, от философской лирики до нарастающего по секундам музыкального разнообразия — все здесь кажется точно выверенным и отточенным. «Кто решает, кто мы, когда все, что у нас есть, это мы сами?» — спрашивает Sevdaliza. «Что такое наша жестокость?» — продолжает она. Вопросы остаются без ответа и тонут в мелодии, разворачивающейся через простые гитарные риффы к наслоению струнных и ударных, придающих треку особый, едва уловимый тревожный оттенок. The Killers — Caution The Killers поделились первым синглом c шестого полноформатного альбома Imploding the Mirage и сделали это как нельзя кстати. Добрые и вселяющие надежду песни пионеров инди-рокеры всегда имели свойство поднимать настроение и отвлекать от информационного шума, что в нынешних условиях кажется вполне благородной музыкальной миссией. На фоне предыдущего альбома коллектива Wonderful Wonderful, увидевшего свет в 2017 году, трек, в котором безупречный голос нестареющего Брэндона Флауэрса провозглашает эру перемен, выглядит неким откатом к первоначальным настройкам времен хита 2000-х Mr Brightside, но в случае с The Killers такое сравнение с их золотыми временами звучит как комплимент. Shabaka And The Ancestors — The Coming Of The Strange Ones Очередная порция навороченного космического джаза от британского виртуоза и, без преувеличения, одного из главных талантов жанра Шабаки Хатчингса и его проекта Shabaka And The Ancestors. Сингл секстета The Coming Of The Strange Ones — часть вышедшего 13 марта сборника We Are Sent Here By History, из которого достаточно сложно выделить отдельные композиции, ввиду того, что все треки здесь сливаются в одно большое путешествие по Южной Африке, где и была записан релиз. Тема альбома, по словам саксофониста, заключается в надвигающейся катастрофе и резонирует с тем, что происходит в мире, но именно лишенный шаманских песнопений трек The Coming Of The Strange Ones привносит в работу джазового гения спокойствие и баланс.

Заброшенные отели, пустые залы и «Эминем с вагиной»: лучшая музыка месяца
© Lenta.ru