Войти в почту

Иногда одна интересная лекция, один новый материал может заставить взяться за новую деятельность. Анатолий Ларин, основатель сервиса рассылок пробников нишевой парфюмерии «Душу», рассказал, что его заставило заняться «ароматным» бизнесом и каковы были результаты. Судьбоносная лекция Анатолий Ларин из Санкт-Петербурга неоднократно пытался заниматься бизнесом. Вместе с несколькими партнерами открыл студию разработки мобильных приложений, запустил сервис проверки текстов, приложение, дающее подарки за свидания, но последние проекты не стали популярными у клиентов, их пришлось закрыть. Осенью 2018 года Анатолий с женой пошел на лекцию известного парфюмера Анны Марущенко «Парфюмерия как искусство». Пара отправилась туда из любопытства, а вернулась с большим интересом к духам и желанием научиться разбираться в ароматах. «Оказывается, изучать парфюмерию может быть даже интереснее, чем картины. Для меня стало настоящим откровением, что можно развивать обоняние», — рассказывает Анатолий. Лекция стала поворотным моментом в его жизни. Анатолий начал искать сервис по рассылке пробников духов, чтобы изучать ароматы, создавать в своем сознании связку «аромат — название» и потом покупать понравившуюся парфюмерию. Ходить по специализированным магазинам ему показалось утомительным, хотелось все узнать в домашней обстановке. Анатолий пробовал заказывать пробники нишевой, не массовой парфюмерии в существующих сервисах, даже ездил в Таиланд и заказывал наборы пробников там. Но ему не нравилось, что ни у одного из этих сервисов нет индивидуального подбора ароматов для клиентов. Тогда у него возникла мысль создать свой сервис. Кто ищет, тот всегда найдет Анатолий с женой начали изучать наборы пробников, заказанные в Таиланде и у российской компании HolyNose, сделали выводы, какими должны быть их наборы, и стали искать атомайзеры — флаконы с распылителем объемом 2 мл, в которых собирались рассылать духи, и наклейки для них. Но парфюмерные компании не отвечали на вопросы о поставщиках. Анатолий не сдавался и продолжал искать в интернете. Нашел подходящие атомайзеры в одном интернет-магазине, но они продавались по 1100 штук сразу и стоили 30 000 в переводе на рубли, не считая доставки. В итоге он закупил разные виды на AliExpress — 100 штук по 22 рубля. Наклейки на атомайзеры Анатолий попробовал заказать в типографии, но получилось некрасиво и дорого. Попробовал печатать на пленке на цветном лазерном принтере — краска стиралась, а пленка была жесткой и скользкой, и ее было трудно нарезать. Хороший результат дал только специальный принтер наклеек, в дальнейшем Анатолий собирается купить УФ-принтер, чтобы печатать сразу на флаконах. Сложно было и найти коробки для таких посылок. Анатолий активно изучал, в каких упаковках разные сервисы рассылают пробники. Особенно ему понравились наборы от Le Labo в черной изнутри картонной коробке (в России таких духов нет, ему привезли на день рождения из Франции). Анатолий пробовал заказать похожую коробку у разных изготовителей упаковки, но никто не согласился. После долгих поисков в Facebook он нашел представителя конструкторского бюро, которое делало в том числе упаковки. Заказал упаковку и благополучно получил заказ, но за изготовление и доставку из Москвы пришлось заплатить 250 рублей. Для Анатолия это было дорого, и тогда он попросил друга-дизайнера нарисовать чертеж с оригинальной французской упаковки, а потом по нему заказал коробки в типографии по 68 рублей за штуку. На этом варианте и остановился. На поиски флаконов и коробок ушло 4 месяца. Когда все было готово, Анатолий приступил к рассылке. Три подхода к ароматам Схема рассылки сформировалась в 3 этапа. В первый месяц Анатолий создал партии по 5 пробников, подобрав ароматы одного бренда по нотам, показал проект своей вдохновительнице Анне Марущенко. Выяснилось, что большая часть целевой аудитории для продажи парфюмерии — женщины, в нотах люди не разбираются, большинству нравятся ароматы одной из 7 групп. Анатолий сделал вывод, что главное — обратная связь с клиентами: выяснять, что им понравилось. Следующей попыткой была рассылка в 2 этапа: сначала по 7 ароматов в коробке (по одному из группы), 1 мл во флаконе, затем 4 понравившихся аромата по 2 мл. Анатолий провел эксперимент на нескольких знакомых: продал коробки с 7 пробниками, через неделю позвонил каждому и подробно расспросил о впечатлениях, на основании ответов продал коробки с 4 ароматами. Эксперимент прошел не очень удачно: 7 пробников за один раз оказалось слишком много для покупателей, к тому же им показалось странным, что за коробки с разным количеством пробников нужно было платить одинаковую сумму. Третьим подходом стала рассылка раз в месяц 4 флаконов по 2 мл. Первые 2 коробки пробные, дальше Анатолий спрашивал отзывы и формировал третью коробку в зависимости от ответов. Он протестировал рассылку на 4 знакомых, все в итоге выбрали ароматы по своему вкусу и заказали третью коробку. Так сформировался основной принцип работы «Душу». «Перед заказом третьей коробки покупатель рассказывает, какие ароматы ему понравились, а какие нет, — объясняет Анатолий Ларин. — На основе его предпочтений мы формируем для него индивидуальный набор». Так в июле 2019 года появился сервис рассылки пробников Анатолия Ларина и его жены, который они назвали просто — «Душу». Его особенностью стало то, что основатели не стали сотрудничать с определенными брендами, а начали закупать духи разных брендов, чтобы ассортимент ароматов был шире. Заявить о себе миру Для продвижения Анатолий сначала сделал лендинг и запустил ведущую на него рекламу в Instagram, для оплаты был указан номер телефона. Заплатил за рекламу 4826 рублей, было 10 заявок, но никто ничего не купил. «Я подумал, что люди боятся переводить деньги незнакомому человеку», — рассказывает Анатолий. После этого он активировал оплату на «Яндекс.Деньги», опять запустил рекламу в Instagram, заплатил за нее 24 000 рублей. Но было всего 18 заявок и 3 покупки. Основатель сервиса обзвонил остальных сделавших заявку, но от покупки они отказались. Не принесла продаж и реклама в Facebook. Тогда Анатолий попробовал заказать рекламу у бьюти-блогеров в Instagram, отправил коробки для обзора пяти блогерам, но заказов опять не было. Лучший результат оказался от рекламы в Instagram Promo: после оригинальных видеороликов появились подписчики, покупатели. «Я снимал треш про наши флаконы, — вспоминает Анатолий Ларин, — закапывал в снег или в кучу торфа в офисе, посыпал лакричными конфетами. Правда, когда уехал в Таиланд, все закончилось». Неожиданный результат принес Telegram: реклама в канале топового обозревателя парфюмерии Ксении Головановой принесла 40 заказов всего за 2 дня. Анатолию пришлось взять отпуск, чтобы разлить и отправить все заказы. Далее он разместил рекламу еще в 50 каналах, но такого результата уже не было. Тем не менее предприниматель не отчаивается: «Просто каналы требуют системной работы. Теперь у меня есть список каналов, в которых буду делать анонсы». Сейчас в базе «Душу» около 50 ароматов от 45 брендов. Анатолий с женой упаковывают примерно по 5 заказов в день, наняли менеджера для общения с клиентами и помощи в подготовке заказов к отправке. Оборот бизнеса вышел на 90 000 рублей. В ближайшее время Анатолий ждет его окупаемости и хочет сделать настоящую подписку: «Пока покупки приходится делать вручную, мы каждую неделю присылаем на электронную почту письмо с предложением совершить новую покупку. Докручивать подписку и экспериментировать с ней будем, когда найдем стабильный источник трафика». Автор: Кристина Фирсова

Шлю вам ваш аромат
© Инвест-Форсайт