Гибель Титаника – цепочка странных случайностей
Британский лайнер компании «Уайт Стар Лайн», получивший название «Титаник», был самым большим пассажирским судном своего времени и считался непотопляемым. 10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон "Титаник" отправился в Нью-Йорк, в свой первый рейс. На борту находилось около 2200 человек, из них почти 900 членов экипажа. Первый класс занимал высший свет общества – бизнесмены, крупные промышленники, представители власти и другие влиятельные люди того времени. 14 апреля в 23.40 «Титаник» столкнулся с айсбергом и менее чем через 3 часа затонул. Погибло 1 496 человек. Спаслись те, кто сел в шлюпки, в основном женщины и дети - всего 712 человек. Они ждали помощи посреди Северной Атлантики еще несколько часов. Утром 15 апреля к ним на помощь прибыл корабль "Карпатия". [caption id="attachment_1344230" align="alignnone" width="415"] Шлюпочная палуба "Титаника"фото - yandex.ru[/caption] Холодная звездная ночь По воспоминаниям выживших пассажиров и членов экипажа накануне катастрофы температура воздуха резко упала, был полный штиль и звездное, но безлунное небо. Кроме того, согласно масштабным исследованиям эксперта по погибшим пассажирским лайнерам Тима Малтина, роковую роль в катастрофе сыграла оптическая иллюзия, которую спровоцировали уникальные атмосферные условия. Холодное течение охладило теплый воздух, что привело к искажению света и визуальному смещению линии горизонта. Из-за отсутствия ветра волны вокруг айсберга не образовывались, а его контуры сливались с горизонтом. В таких условиях члены экипажа не смогли вовремя разглядеть айсберг. У впередсмотрящих не было биноклей Это стало результатом кадровых перестановок в составе команды корабля. Капитан Эдвард Джон Смит перевел с «Олимпика», корабля которым командовал до этого, своего старшего помощника. Таким образом, произошла замена в составе команды «Титаника» и Дэвид Блэр, ранее второй помощник капитана, был вынужден покинуть судно. Все происходило в спешке и Блэр, который по счастливой для него случайности не отправился в плавание, забыл передать ключ от сейфа с биноклями. Так что в роковую ночь, вдобавок к необычным атмосферным явлениям, у впередсмотрящих офицеров на мостике не было биноклей. Вахтенные офицеры сумели заметить айсберг всего за две минуты до столкновения. [caption id="attachment_1344319" align="alignnone" width="443"] Фото айсберга, сделано с судна «Принц Адальберт», оказавшегося на месте кораблекрушения спустя несколько часов. Фото - yandex.ru[/caption] Секунды, определившие исход Пытаясь избежать лобового столкновения, корабль совершает несколько резких маневров, но не успевает обойти айсберг. Удар приходится на правый борт корабля, от давления заклепки на стальной обшивке корабля лопаются, и в отсеки поступает холодная океаническая вода со скоростью более 7 тонн в секунду. Позже было установлено: если бы удар пришелся в носовую часть, «Титаник» смог бы остаться на плаву. Но айсберг пробил правый борт ниже ватерлинии. Решение, которое было принято в последние секунды перед столкновением, привело к затоплению пяти отсеков. Конструкция корабля позволяла ему оставаться на плаву только при четырех затопленных отсеках. Уснувший радист и оптическая иллюзия В 11-ти милях от тонущего «Титаника» находилось грузопассажирское судно «Калифорниэн», которое остановилось в окружении льдов, чтобы переждать ночь. Двигаться в темноте через ледовое поле было опасно и сложно. «Калифорниэн», как и «Титаник», был оборудован радиосвязью, что в ту пору было редкостью. Еще до столкновения капитан «Калифорниэн» Стенли Лорд, узнав, что рядом вскоре будет проходить «Титаник», велел радисту передать на «Титаник» предупреждение о скоплении льдов. Когда радист Сирил Эванс начал передавать сообщение, радист с «Титаника» прервал его, поскольку был занят передачей личных радиограмм знатных пассажиров для своих родственников. Отправка радиосообщений с корабля на берег была невероятно популярна, это было новшество, невероятное достижение технического прогресса. После этого Эванс выключил радиостанцию и пошел спать. Через полчаса, когда тонущий «Титаник» будет передавать сигнал бедствия, на «Калифорниэн» его никто не услышит. Сигнальные ракеты, которые выпускали с «Титаника», на «Калифорниэн» виделись, как странные белые вспышки. Для сигнала бедствия корабли использовали красные ракеты, но на «Титанике» их почему-то не оказалось. Звездное небо и преломление света, вызывающее искажение объектов, стали еще одним роковым совпадением в эту ночь. «Калифорниэн», находившийся ближе всех в тонущему «Титанику», принял огромный корабль за маленькое промысловое судно, а сигнальные ракеты за мерцание звезд. И на помощь не пришел. [caption id="attachment_1344411" align="alignnone" width="389"] Спасшиеся пассажиры "Титаника"фото - yandex.ru[/caption]