Ещё

Жертвы «Святой Анны» 

Жертвы «Святой Анны»
Фото: Вечерняя Москва
Тайна затерянной экспедиции в Арктику, отправившейся по следам героев романа «Два капитана», приоткрылась «Вечерке».
В середине марта в  должен был состояться Международный арктический форум, на котором представители разных стран планировали поделиться соображениями о том, «как нам обустроить Северный полюс».
Утилизация отходов во льдах Арктики, будущее Северного морского пути, развитие туризма за Полярным кругом и привлекательность Земли Франца-Иосифа для олигархов, готовых платить за острые ощущения «бешеные деньги», — говорить о грядущем заснеженных территорий можно много. И когда накал страстей, связанный с распространением коронавируса, пройдет, рассуждать о будущем Арктики еще будут. Ведь это — стратегически важная территория.
Но обмолвится ли кто-нибудь хоть словом о ее прошлом? О том, что Крайний Север — это пустынное обледенелое кладбище пропавших без вести полярников, чьи могилы всерьез давно никто не ищет. Вряд ли. Сегодня лишь в узких кругах энтузиастов теплится надежда отыскать следы канувших в Лету путешественников начала XX века, чьи останки затеряны во льдах. Руководитель первой русской полярной экспедиции 1912 года гидрограф , молодой лейтенант флота Георгий Брусилов, погибший в арктических льдах в 1914-м, навечно застрявший в мерзлоте  — про этих русских первооткрывателей Севера написаны сотни исторических трудов, художественные книги, сняты фильмы. Однако новая государственная стратегия развития Арктики, видимо, будет строиться на костях первопроходцев, лежащих в вечной мерзлоте вторую сотню лет.
В поисках следов
Известно, что за основу сюжета «Двух капитанов» Вениамин Каверин взял документальные события: экспедицию Георгия Брусилова 1912–1914 годов, который первым в истории нашей страны вознамерился пройти под российским флагом по Северному морскому пути. Всего две недели лейтенант и его команда, покинув порт в , шли на восток, а потом их шхуну намертво сковало льдами. Экипаж «Святой Анны» долго дрейфовал с ледяной толщей, и в апреле 1914 года шхуна была признана пропавшей без вести. Ни одна организованная сразу после ее пропажи масштабная поисковая экспедиция не увенчалась успехом, и в 1915 году высочайшим решением поиски Брусилова и его команды были прекращены…
Шли годы. Менялись правители и строи. Государственных программ по поиску канувших в Лету полярных экспедиций больше не принималось, но романтики и энтузиасты, болеющие Арктикой, выросшие на романе Каверина, не расставались с мечтой найти следы пропавшей команды Георгия Брусилова.
В 2010 году мечты воплотились в реальность. Первая за долгие годы экспедиция, получившая название «По следам двух капитанов» и собранная действительным членом , почетным полярником Олегом Проданом, вернулась домой с сенсационной находкой. На острове Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа были обнаружены человеческие останки и 100-летние артефакты.
Его не берет Север
А теперь еще немного истории, которую пересказал Вениамин Каверин в своих «Двух капитанах».
10 апреля 1914 года, когда экипаж «Святой Анны», изможденный голодом, уже потерял надежду вызволить шхуну из ледового плена, штурман Валериан Альбанов, а с ним 13 членов команды покинули судно, чтобы добраться до Мурманска пешком. Это было смелое и отчаянное решение: только два человека — матрос Александр Конрад и сам штурман — достигли цели. Остальные члены пешей группы погибали в снегах один за другим. Как это было, Альбанов описывал в своем дневнике, благодаря которому нам сегодня хоть что-то известно о последних днях жизни команды Брусилова.
Кто-то сошел с ума и перестал сопротивляться морозу, кто-то умер от изнеможения, а кто-то — от лап медведя. В 2010 году Продан с единомышленниками набрели на останки одного из этих несчастных.
Тогда пресса много писала о находке, о современных героях-полярниках, обнаруживших следы экипажа Георгия Брусилова, но человек, без которого экспедиция не состоялась бы, все эти годы оставался в тени.
Это Герой России, генерал-лейтенант . Как и каверинский Саша Григорьев, Гаврилов — летчик. Звание героя он получил за выполнение боевых задач в горячих точках. Неоднократно Гаврилов лично доставлял на вертолете президента Путина в места боевых действий. В 2010-м Николай Гаврилов был начальником Управления авиации . И именно к нему пришли организаторы поисковой арктической экспедиции с просьбой помочь им добраться до Северного полюса. И увлекли рассказом, и задели правильные струнки души, и побудили взять на себя координацию похода.
— Искать следы русских героев — это настоящий патриотизм, — убежден Николай Федорович. — И разве мог я остаться от этого в стороне?
Десять лет назад для полярников-поисковиков генерал Гаврилов был всего лишь должностным лицом с массой возможностей, сейчас же они называют его «ангелом-хранителем», которого «не берет Север».
Находка
— Участники готовящегося похода попросили отвезти их на вертолетах ФСБ в Арктику, и я их поддержал, — рассказывает Николай Федорович.
Будучи в то время ответственным за обеспечение пограничной базы ФСБ, находящейся в Арктике, генерал Гаврилов часто летал в северные широты. Управлять вертолетом в тяжелых условиях Крайнего Севера он умеет мастерски. В один из рейсов он согласился «подбросить» на полюс гражданских.
— Мы согласовали экспедицию с пограничниками, и я на наших вертолетах отвез на полюс группу из девяти человек под руководством Олега Продана, — уточняет генерал. — Все спасательные мероприятия, случись что, тоже были на мне. Я высадил ребят у Земли Франца-Иосифа, которую упоминал Альбанов в своих дневниках, они разбили лагерь и начали поиски. Не успел я вернуться в Москву — звонок: «Мы нашли останки человека!»
Один из поисковиков, прочесывая местность, увидел торчащую из-под камней кость. Повезло, что здесь были камни, что не стаяла льдина и не унесла останки в море, повезло, что глыбы льда не сошлись, похоронив кости в образовавшейся щели, что их не растащили медведи, — много разных «повезло».
— Когда начали копать, нашли весь скелет, до мельчайших косточек фаланг, — говорит Николай Гаврилов, но без черепа. Что случилось? Одна из самых правдоподобных версий — на него напал медведь. Другие моряки, судя по всему, застрелили хищника — его шкура была найдена там же — и ушли.
Артефакты под снегом
Рядом с костями нашли также артефакты начала прошлого века — очки из бутылочных стекол, часы, ложку, свисток, нож, тетрадь с записями и кружку, про которую Альбанов писал в своих дневниках: «То была одна-единственная кружка на всех членов экспедиции, в которой мы варили птичьи яйца».
— Я держал в руках эти 100-летние артефакты и дрожал, честное слово, — признается генерал Гаврилов. — Тетрадь, столько времени пролежавшая во льдах, исписанная удивительно красивым почерком, была настолько хрупкая, что таяла от тепла пальцев.
Николай Федорович забрал у поисковиков артефакты и отдал в лабораторию ФСБ, где первым делом были восстановлены записи из почти рассыпавшейся тетради.
«20 мая. Глубина океана 270 сажень. Погода в обед 8 градусов тепла. Сегодня получил последнюю плитку табака, а спички уже кончились давно…»
Кто написал эти строки? Старший рулевой ? А может, машинист или матрос Павел Смиренников? Согласно главной рабочей версии экспедиция Продана нашла останки стюарда Яна Регальда. Как сказал «Вечерке» генерал Гаврилов, в костях экспертам ФСБ удалось обнаружить микроэлемент, который якобы часто накапливается в костях людей, долго проживших в Прибалтике. А Регальд был единственным прибалтом в команде Брусилова.
— Останки еще находятся на экспертизе, — говорит бывший начальник управления авиации ФСБ РФ, — а артефакты переданы в Северный морской музей в Архангельске. Вскоре после того как была сделана эта сенсационная находка, я ушел из органов госбезопасности, и полярники, к сожалению, больше не смогли пользоваться государственными вертолетами.
Через год поисковики решили продолжить поиски. Они наняли частного пилота. Тот не смог справиться с машиной в густом арктическом тумане: вертолет упал, команда разбилась… Тогда в среде полярников пошли разговоры: вот был бы Гаврилов за штурвалом, трагедии не случилось. А саму гибель экипажа вертолета окутали мистикой: мол, спустя 100 лет «Святая Анна» продолжает забирать жизни людей.
19 апреля исполнится 118 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста Вениамина Каверина. Отличный повод перечитать (а для кого-то и прочитать впервые) его знаменитый роман «Два капитана»
ОНИ МЕЧТАЛИ ПОКОРИТЬ АРКТИКУ
Вместе со штурманом Валерианом Альбановым 10 апреля 1914 года «Святую Анну» покинули следующие члены экипажа:
Петр Максимов, старший рулевой; Иван Луняев, матрос; , матрос; Евгений Шпаковский, матрос; Прохор Баев, матрос; Владимир Губанов, машинист; Александр Конрад, матрос; Ольгерд Нильсен, матрос; Павел Смиренников, матрос; Ян Регальд, стюард.
Читайте также: Первый герой Страны Советов
Видео дня. Голый мужчина поставил на уши Росгвардию
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео