Жертвы «Святой Анны»

Тайна затерянной экспедиции в Арктику, отправившейся по следам героев романа Вениамина Каверина «Два капитана», приоткрылась «Вечерке». В середине марта в Москве должен был состояться Международный арктический форум, на котором представители разных стран планировали поделиться соображениями о том, «как нам обустроить Северный полюс». Утилизация отходов во льдах Арктики, будущее Северного морского пути, развитие туризма за Полярным кругом и привлекательность Земли Франца-Иосифа для олигархов, готовых платить за острые ощущения «бешеные деньги», — говорить о грядущем заснеженных территорий можно много. И когда накал страстей, связанный с распространением коронавируса, пройдет, рассуждать о будущем Арктики еще будут. Ведь это — стратегически важная территория. Но обмолвится ли кто-нибудь хоть словом о ее прошлом? О том, что Крайний Север — это пустынное обледенелое кладбище пропавших без вести полярников, чьи могилы всерьез давно никто не ищет. Вряд ли. Сегодня лишь в узких кругах энтузиастов теплится надежда отыскать следы канувших в Лету путешественников начала XX века, чьи останки затеряны во льдах. Руководитель первой русской полярной экспедиции 1912 года гидрограф Георгий Седов, молодой лейтенант флота Георгий Брусилов, погибший в арктических льдах в 1914-м, навечно застрявший в мерзлоте Владимир Русанов — про этих русских первооткрывателей Севера написаны сотни исторических трудов, художественные книги, сняты фильмы. Однако новая государственная стратегия развития Арктики, видимо, будет строиться на костях первопроходцев, лежащих в вечной мерзлоте вторую сотню лет. В поисках следов Известно, что за основу сюжета «Двух капитанов» Вениамин Каверин взял документальные события: экспедицию Георгия Брусилова 1912–1914 годов, который первым в истории нашей страны вознамерился пройти под российским флагом по Северному морскому пути. Всего две недели лейтенант и его команда, покинув порт в Санкт-Петербурге, шли на восток, а потом их шхуну намертво сковало льдами. Экипаж «Святой Анны» долго дрейфовал с ледяной толщей, и в апреле 1914 года шхуна была признана пропавшей без вести. Ни одна организованная сразу после ее пропажи масштабная поисковая экспедиция не увенчалась успехом, и в 1915 году высочайшим решением поиски Брусилова и его команды были прекращены... Шли годы. Менялись правители и строи. Государственных программ по поиску канувших в Лету полярных экспедиций больше не принималось, но романтики и энтузиасты, болеющие Арктикой, выросшие на романе Каверина, не расставались с мечтой найти следы пропавшей команды Георгия Брусилова. В 2010 году мечты воплотились в реальность. Первая за долгие годы экспедиция, получившая название «По следам двух капитанов» и собранная действительным членом Русского географического общества, почетным полярником России Олегом Проданом, вернулась домой с сенсационной находкой. На острове Земля Георга архипелага Земля Франца-Иосифа были обнаружены человеческие останки и 100-летние артефакты. Его не берет Север А теперь еще немного истории, которую пересказал Вениамин Каверин в своих «Двух капитанах». 10 апреля 1914 года, когда экипаж «Святой Анны», изможденный голодом, уже потерял надежду вызволить шхуну из ледового плена, штурман Валериан Альбанов, а с ним 13 членов команды покинули судно, чтобы добраться до Мурманска пешком. Это было смелое и отчаянное решение: только два человека — матрос Александр Конрад и сам штурман — достигли цели. Остальные члены пешей группы погибали в снегах один за другим. Как это было, Альбанов описывал в своем дневнике, благодаря которому нам сегодня хоть что-то известно о последних днях жизни команды Брусилова. Кто-то сошел с ума и перестал сопротивляться морозу, кто-то умер от изнеможения, а кто-то — от лап медведя. В 2010 году Продан с единомышленниками набрели на останки одного из этих несчастных. Тогда пресса много писала о находке, о современных героях-полярниках, обнаруживших следы экипажа Георгия Брусилова, но человек, без которого экспедиция не состоялась бы, все эти годы оставался в тени. Это Герой России, генерал-лейтенант Николай Гаврилов. Как и каверинский Саша Григорьев, Гаврилов — летчик. Звание героя он получил за выполнение боевых задач в горячих точках. Неоднократно Гаврилов лично доставлял на вертолете президента Путина в места боевых действий. В 2010-м Николай Гаврилов был начальником Управления авиации ФСБ России. И именно к нему пришли организаторы поисковой арктической экспедиции с просьбой помочь им добраться до Северного полюса. И увлекли рассказом, и задели правильные струнки души, и побудили взять на себя координацию похода. — Искать следы русских героев — это настоящий патриотизм, — убежден Николай Федорович. — И разве мог я остаться от этого в стороне? Десять лет назад для полярников-поисковиков генерал Гаврилов был всего лишь должностным лицом с массой возможностей, сейчас же они называют его «ангелом-хранителем», которого «не берет Север». Находка — Участники готовящегося похода попросили отвезти их на вертолетах ФСБ в Арктику, и я их поддержал, — рассказывает Николай Федорович. Будучи в то время ответственным за обеспечение пограничной базы ФСБ, находящейся в Арктике, генерал Гаврилов часто летал в северные широты. Управлять вертолетом в тяжелых условиях Крайнего Севера он умеет мастерски. В один из рейсов он согласился «подбросить» на полюс гражданских. — Мы согласовали экспедицию с пограничниками, и я на наших вертолетах отвез на полюс группу из девяти человек под руководством Олега Продана, — уточняет генерал. — Все спасательные мероприятия, случись что, тоже были на мне. Я высадил ребят у Земли Франца-Иосифа, которую упоминал Альбанов в своих дневниках, они разбили лагерь и начали поиски. Не успел я вернуться в Москву — звонок: «Мы нашли останки человека!» Один из поисковиков, прочесывая местность, увидел торчащую из-под камней кость. Повезло, что здесь были камни, что не стаяла льдина и не унесла останки в море, повезло, что глыбы льда не сошлись, похоронив кости в образовавшейся щели, что их не растащили медведи, — много разных «повезло». — Когда начали копать, нашли весь скелет, до мельчайших косточек фаланг, — говорит Николай Гаврилов, но без черепа. Что случилось? Одна из самых правдоподобных версий — на него напал медведь. Другие моряки, судя по всему, застрелили хищника — его шкура была найдена там же — и ушли. Артефакты под снегом Рядом с костями нашли также артефакты начала прошлого века — очки из бутылочных стекол, часы, ложку, свисток, нож, тетрадь с записями и кружку, про которую Альбанов писал в своих дневниках: «То была одна-единственная кружка на всех членов экспедиции, в которой мы варили птичьи яйца». — Я держал в руках эти 100-летние артефакты и дрожал, честное слово, — признается генерал Гаврилов. — Тетрадь, столько времени пролежавшая во льдах, исписанная удивительно красивым почерком, была настолько хрупкая, что таяла от тепла пальцев. Николай Федорович забрал у поисковиков артефакты и отдал в лабораторию ФСБ, где первым делом были восстановлены записи из почти рассыпавшейся тетради. «20 мая. Глубина океана 270 сажень. Погода в обед 8 градусов тепла. Сегодня получил последнюю плитку табака, а спички уже кончились давно…» Кто написал эти строки? Старший рулевой Петр Максимов? А может, машинист Владимир Губанов или матрос Павел Смиренников? Согласно главной рабочей версии экспедиция Продана нашла останки стюарда Яна Регальда. Как сказал «Вечерке» генерал Гаврилов, в костях экспертам ФСБ удалось обнаружить микроэлемент, который якобы часто накапливается в костях людей, долго проживших в Прибалтике. А Регальд был единственным прибалтом в команде Брусилова. — Останки еще находятся на экспертизе, — говорит бывший начальник управления авиации ФСБ РФ, — а артефакты переданы в Северный морской музей в Архангельске. Вскоре после того как была сделана эта сенсационная находка, я ушел из органов госбезопасности, и полярники, к сожалению, больше не смогли пользоваться государственными вертолетами. Через год поисковики решили продолжить поиски. Они наняли частного пилота. Тот не смог справиться с машиной в густом арктическом тумане: вертолет упал, команда разбилась... Тогда в среде полярников пошли разговоры: вот был бы Гаврилов за штурвалом, трагедии не случилось. А саму гибель экипажа вертолета окутали мистикой: мол, спустя 100 лет «Святая Анна» продолжает забирать жизни людей. 19 апреля исполнится 118 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста Вениамина Каверина. Отличный повод перечитать (а для кого-то и прочитать впервые) его знаменитый роман «Два капитана» ОНИ МЕЧТАЛИ ПОКОРИТЬ АРКТИКУ Вместе со штурманом Валерианом Альбановым 10 апреля 1914 года «Святую Анну» покинули следующие члены экипажа: Петр Максимов, старший рулевой; Иван Луняев, матрос; Александр Архиреев, матрос; Евгений Шпаковский, матрос; Прохор Баев, матрос; Владимир Губанов, машинист; Александр Конрад, матрос; Ольгерд Нильсен, матрос; Павел Смиренников, матрос; Ян Регальд, стюард. Читайте также: Первый герой Страны Советов

Жертвы «Святой Анны»
© Вечерняя Москва