Войти в почту

Конструктор подсказок

Лень — двигатель прогресса. Точнее, не лень, а объективная необходимость делать работу быстрее. Артем Таганов, создатель платформы интерактивных обучающих подсказок для сложных систем HintEd, рассказал, что сподвигло его на создание этой системы и как она работает. На личном опыте Артем Таганов работал в крупных IT-компаниях и нескольких стартапах: разрабатывал продукты, развивал бизнес и работал с клиентами. Одной из его обязанностей было находить клиентов среди крупных компаний, подключать их к сервису и обучать с ним работать, консультировать и сопровождать. Для этого ему приходилось вести долгие переговоры по «Скайпу», ездить к клиентам и показывать все лично, писать объемные инструкции и делать презентации. Все это отнимало много времени и сил. «На то, чтобы сделать подробную инструкцию, уходила примерно неделя, на презентацию — приблизительно 7 часов, на разговор с каждым клиентом — около часа, — вспоминает Артем. — Но основная проблема даже не во времени, а в том, что любая инструкция отвлекает сотрудника от работы. И между чтением обширного мануала и обращением за помощью к коллеге обычно выбирают второе. Так у меня появилась идея создать обучающий интерфейс, который помог бы создавать туториал в любой системе даже человеку, далекому от программирования». Процесс пошел Целью работы было разместить подсказки, как делать ту или иную операцию, на разных элементах интерфейса, при этом чтобы программа работала на любых операционных системах и не требовала длительного освоения. На разработку ушло полгода. Артем открыл ООО «Хинтед»; разработка и продвижение вспомогательного сервиса стали его официальным бизнесом и постоянной работой. Новый сервис создатели назвали HintEd. Его сделали в форме отдельного слоя над любым web-приложением, разрабатывали как для сайтов, так и для корпоративных порталов, для работы в разных браузерах. Логика сервиса: при наведении на определенный элемент запускаются подсказки, как работать в данной программе. Редактор помещается в расширение браузера, сервис включает режим работы администратора и пользователя. Администратор создает нужные для данной компании подсказки, привязывает их к разным элементам интерфейса. Подсказки включают описания действий, которые должен сделать пользователь: кликнуть на такой-то ярлык, прочитать инструкцию, заполнить данные и т.д. Пользователю нужно авторизоваться, нажать нужную кнопку и войти в режим подсказок. Они показываются по мере необходимости. Также разработчики зафиксировали элементы управления на странице, поэтому при изменении отображения подсказки не нужно переделывать. При этом все подсказки сохраняются на облачном сервере или на внутреннем сервере компании, чтобы их можно было редактировать. В зависимости от операционной системы HintEd работает в составе браузера либо встраивается внутрь системы. HintEd выпускается в виде плагина для браузера или встроенного в страницу виджета. Сервис включает в себя разные виды виджетов и плееров: это может быть плеер, проигрывающий подсказки, или виджет с кнопкой, при нажатии на которую пользователь вызывает нужные ему подсказки. Интерфейс сервиса сделан на русском и английском языках, потому что Артем и его коллеги изначально планировали продавать HintEd еще и за рубеж. Первые покупающие ласточки Потенциальных клиентов Артем начал искать в социальных сетях, в первую очередь в Facebook и LinkedIn. Находя сообщества подходящих компаний и профили их руководства, создатель сервиса рассылал информацию о своем продукте, предлагал попробовать. «Я не знал способов продвижения, кроме как бегать и продавать», — вспоминает Артем. Дополнительно он создал в Facebook группу своего сервиса, куда регулярно выкладывал новости о процессе и результатах работы. Потенциальные клиенты интересовались, откликались: за полгода Артем Таганов с коллегами сделали пилотные проекты для 10 компаний и нашли 3 постоянных заказчиков. В основном клиентами стали банки, гостиницы, кафе, строительные фирмы, нефтегазовый сервис. В поисках клиентов Артем следовал правилам, которые сам для себя сформулировал. В первую очередь он выяснял, какие трудности в работе, «боли» клиентов побудили попробовать его сервис. Далее он четко расписывал роль каждого участника проекта: что будет делать каждый разработчик и каждый сотрудник компании-клиента при апробации сервиса. Работу пилотных проектов делал ограниченной по времени и объему: главная задача была — запустить проект и оценить результаты, не затягивая. Для оценки команда Артема при запуске каждого пилотного проекта ставила метрики успешности: сравнивала время обучения сотрудников до запуска сервиса и после. Например, у одного клиента засекали на секундомер, сколько времени на освоение новой программы тратит группа сотрудников, работающая с подсказками, а сколько — группа без подсказок. Или при внедрении сервиса в одном банке выбрали для сравнения группу сотрудников, которая обучалась у наставников очно или по «Скайпу». Пилотные проекты не всегда делали бесплатно. «Если заказчик оплатил продукт, даже неполную версию, и у него, и у нас больше мотивации заставить его работать в полную силу», — объясняет разработчик. Акселерация и выход в большой мир Также Артем Таганов и его коллеги активно искали мероприятия для продвижения и за полгода приняли участие в трех акселераторах. В первую очередь Артем отправился на образовательную программу акселератора Generation S. Там его проект занял второе место, а разработчик получил 350 000 рублей на его развитие. Следующим шагом стало участие в прикладном акселераторе MTS Startup Hub, благодаря этому команда получила МТС в качестве клиента. А для продвижения продукции и налаживания полноценных партнерских каналов Артем и его коллеги участвовали в акселераторе IT-компании КРОК. Сотрудничество помогло разработчикам выйти на крупных клиентов и протестировать несколько гипотез относительно своего сервиса. ООО «Хинтед» начало разрабатывать новую программу на основе искусственного интеллекта и стало продавать сервис HintEd не только давно работающим компаниям, но и стартапам. Получив первые деньги от заказов, Артем и его команда начали активно участвовать в IT-мероприятиях, в том числе международных. Первой была выставка HR Technology Expo, которая принесла им новые заявки. Затем разработчики приняли участие во франко-российском форуме для стартапов Trianon Startups, который прошел в Париже. В Версальском дворце российские стартапы встретились с крупнейшими французскими компаниями, такими как Air France, Total и т.д. , и рассказали о своей продукции. «Так мы вышли на диалог с международным бизнесом и узнали, что у западных компаний бывают такие же проблемы, как и у российских», — рассказывает Артем. Что же будет дальше Сейчас в ООО «Хинтед» работает 5 сотрудников. Артем с одним партнером занимаются продажами, 3 сотрудника сосредоточены на разработках и поддержке сервиса у клиентов. В последний год команда внедряет в HintEd машинное обучение: новый сервис будет анализировать работающие в данный момент на устройстве пользователя программы и предлагать свою помощь. Например, если открыты таблица Excel и CRM, HintEd выдаст подсказки, как перенести контакты из Excel в CRM. Новый сервис имеет рабочее название HintEd 2. Сейчас разработчики активно над ним работают, а Артем ищет инвестиции для реализации проекта и рекламы и ждет пилотного внедрения к концу 2020 года. Команда занялась разработкой и нативных приложений для мобильных устройств. А еще в планах на ближайший год благодаря сотрудничеству с крупными интеграторами найти 10 крупных клиентов и подключить к сервису подсказок по подписке как минимум 50 небольших компаний. «Также мы начали выход на зарубежные рынки, делаем первые звонки с клиентами в Европе и США и, если все будет ок, летом планируем поехать в Штаты для очных встреч с первыми клиентами», — резюмирует Артем. Автор: Кристина Фирсова

Конструктор подсказок
© Инвест-Форсайт