Мутация экологии человеческого рода

Счастье, вписанное огненными буквами в рекламу Канарских островов или солей для ванн, – это абсолютная точка отсчета общества потребления; собственно, это эквивалент спасения Жан Бодрийяр С момента появления и распространения по планете коронавируса COVID-19 сторонники версии его искусственного происхождения спорят, какая из стран повинна в его создании, пишет колумнист укранского еженедельника «2000» Ярослав Дмитренко. Между тем, если и говорить о конспирологии в отношении COVID-19, то куда более логично отдать пальму первенства некоей тайной организации биотехнологов, поставившей задачу изменить образ жизни населения планеты, сделав ее менее вредной для окружающей среды. Еще более очевидным «углеродный след» вируса COVID-19 становится, если принять на веру естественное происхождение вируса, о чем пишет авторитетное издание Nature. Распространяясь по планете, коронавирус уже привел к остановке многих предприятий и сокращению спроса на самые различные товары и услуги. Заставил людей изменить привычный образ жизни, сократив контакты и увеличив социальную дистанцию. Если не принимать во внимание человеческие жертвы, наибольший удар вирус нанес по индустрии потребления, в особенности по его верхнему сегменту. Как отмечает президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Булут Багчи, после распространения коронавируса падение в туристической отрасли составило 70% и уже достигло $ 600 млрд. К концу года эти убытки возрастут до $1 трлн. Если говорить о связанных сферах производства и услуг, включая индустрию развлечений, перевозки и т.д., то все они в комплексе по итогам года недосчитаются $ 5 трлн. Закрытые вокзалы и аэропорты. Остановленные порты и незагруженные суда. Пустые шопинг-моллы, рестораны и кинотеатры. Все это – следствия пандемии COVID-19. Наряду с этим в социальных сетях можно нередко встретить коллажи с апеллированием к 16-летней шведской экоактивистке Грете Тунберг, выступающей за ужесточение экологической политики. «С введением карантина воздух стал чище, вода прозрачнее, в привычную среду обитания вернулись птицы и рыбы. Грета, девочка, ты этого хотела?» – иронизируют авторы подобных коллажей. Конечно, можно по-разному относиться к попыткам людей наделять разумностью окружающую среду. Но вряд ли следует отрицать, что наблюдаемые социально-экономические последствия коронавируса COVID-19 вполне созвучны с концепцией ноосферы, прославившей французского теолога и ученого Пьера Тейяра де Шардена и уроженца Санкт-Петербурга, первого президента украинской академии наук Владимира Ивановича Вернадского. При этом, само понятие «ноосфера» ввел в обиход французский математик, профессор Сорбонны Эдуард Леруа, прослушавший вместе с Тейяр де Шарденом в 1922–1923 гг. лекции Вернадского в Сорбонне. Сторонники этой теории полагают, что по мере своей эволюции человечество формирует все более мощную «мыслящую» оболочку Земли – ноосферу, которая занимает господствующее положение по отношению к существовавшей до нее биосфере. Среди условий формирования ноосферы Вернадский указывал расселение человека по всей планете, преобразование средств связи и обмена, выход в космос, открытие новых источников энергии, равенство всех рас и религий, преодоление голода и нищеты, прекращение войн и другие условия, способные приблизить человечество к идеальному божественному (в понимании Шардена) состоянию. Как утверждал Вернадский, «человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики». В настоящее время человечество находится в процессе поиска социальной организации и этики, пребывающих в гармонии с формирующейся ноосферой. Впрочем, стройного учения о ноосфере не существует. Да и само понятие много раз подвергалось критике за утопичность, квазирелигиозность и т.д. Однако сам термин активно используется в публицистике. Можно сказать, он стал устойчивой мировоззренческой составляющей миллионов жителей планеты. Наличие разумной оболочки планеты, очевидно, предполагает и возможность обратной связи. И именно в ноосферной парадигме сегодня удается логично объяснить суть изменений, происходящих в связи с угрозой распространения COVID-19. Как сказал бы французский философ Жан Бодрийяр, новый коронавирус стал «реакцией на глубокую мутацию в экологии человеческого рода», когда люди стали окружены не только себе подобными, но в большей степени предметами потребления, воспроизводство которых наносит все больший и больший вред окружающей среде. Классический пример – пара джинсов, на производство которой затрачивается до 800 л воды. А если проследить этот процесс с момента выращивания хлопка, то на порядок больше. При этом большая часть этого объема водных ресурсов загрязняется пестицидами и красителями. В мире ежегодно производится около 4 млрд. пар джинсов, не считая множество другой одежды. И вот жители десятков стран мира, в том числе наиболее развитых и богатых, внезапно оказались оторванными от привычной среды обитания, обязательным элементом которой стал повседневный шопинг как способ вознаграждения за преодоление жизненных неудобств и индикатор собственных достижений. Украинская аудитория социальных сетей в эти дни демонстрирует две наиболее типичные реакции на изменение образа жизни, связанные с возможным распространением COVID-19. Одна из них акцентирует внимание на положительных сторонах карантина и предлагает использовать высвободившееся время для прохождения различных онлайн-курсов, просмотр интересных фильмов или просто для общении с родными, на что раньше не хватало времени. Другие раздражены вынужденными жизненными неудобствами, выявляют готовность нарушать предложенные им правила поведения и прогнозируют неутешительные последствия, вплоть до неминуемого голода, хотя продуктов на прилавках по-прежнему хватает. Очевидно, что инспираторы продуктовой паники не всегда связаны с торговыми сетями, которые получают прямую выгоду от ажиотажа, повышая цены на товары первой необходимости, или являются представителями малого бизнеса, который власти закрыли в процессе карантина. Среди паникеров наверняка окажется немало подверженных влиянию индустрии потребления, которая, как справедливо замечал Бодрийяр, связана со слюноотделением. Не случайно в крупных торговых центрах промтоварные магазины соседствуют с фудкортами. Если ранее совместный прием пищи служил сплочению людей, то сейчас – единению человека и предметов потребления. Поэтому не удивительно, что люди, вся сознательная жизнь которых прошла в «утонченном концерте потребления» вплоть до максимального исчерпания их экономического потенциала, теперь оказываются наиболее уязвимыми перед последствиями вируса и связанными с ним социальными требованиями. Не случайно в США люди не только скупают продукты первой необходимости, но и оружие, опасаясь массовых грабежей. Они полагают, что перебои со снабжением, равно как невозможность удовлетворять привычные потребительские практики, могут вылиться в насильственные действия. Пандемия поставила под сомнение и другие мифы, практикуемые нынешней цивилизацией, в частности о возможности на десятилетия отодвинуть процесс старения с помощью научных достижений. Еще недавно футурологи, пребывавшие в эйфории от успехов современной медицины, предполагали, что уже к середине XXI в. наиболее богатые земляне смогут достичь возраста 150 лет за счет разработки новых материалов и имплантации искусственных органов. Проблема, мол, сведется лишь к толщине кошелька потенциального долгожителя и готовности оплатить нужные манипуляции. Однако вдруг выяснилось, что в атмосфере, насыщенной вирусами, подобными COVID-19, пожилым людям можно выжить лишь в замкнутом стерильном сообществе. Если так и дальше пойдет, то, вполне возможно, мы увидим поселения, основанные не по национальному, а по возрастному принципу. Иначе говоря, города пенсионеров, подобные Сан Сити (Аризона, США), станут более распространенным явлением. При этом нынешний коронавирус, обладающий по сравнению со «свиным» или «птичьим» гриппами меньшим поражающим действием, но более широким ареалом распространения, показал, что не следует сбрасывать со счетов традиционную медицину и оздоровительные практики, имеющие тысячелетнюю историю. «Практика показала, что китайская традиционная медицина, направленная на очищение легких и поддерживающая иммунную систему, помогает в профилактике и излечении части пациентов, а их иммунитет действительно повышается, особенно, когда нет ни вакцины, ни эффективного лекарства», – подчеркнул недавно на своей странице в Facebook чрезвычайный и полномочный посол КНР в Казахстане Чжан Сяо. И этому есть все основания верить. К примеру, самый распространенный комплекс китайской гимнастики цигун Ба Дуан Дзинь содержит в своем арсенале упражнения, отдельные интерпретации которых прямо указывают на способность избежать инфекционных заболеваний, в т.ч. дыхательных путей. Немало таких упражнений можно найти в индийской йоге. В то же время главный тренер сборной Казахстана по триатлону Андрей Глущенко утверждает, что для сокращения заболеваемости китайские власти активно используют спортивное и оздоровительное плаванье. Этому способствует сочетание двигательной активности, интенсивное дыхание и высокое содержание в воде бассейна хлора, который угнетающе воздействует на вирус. Но каковы бы ни были последствия нынешней эпидемии, вирусы подобные COVID-19 теперь являются новой земной реальностью, с которой нам всем придется считаться. В процессе изучения и противодействия вирусу мы получаем подсказки, как нам следует изменить свою жизнь, чтобы избежать смертельной опасности или быть менее подверженными воздействию болезней. В естественный отбор включился ноосферный фактор.

Мутация экологии человеческого рода
© Свободная пресса