Так, по мнению научного сотрудника Александры Терехиной, Ямал выгодно отличается сохранением традиций семейного кочевания. Ранее стало известно, что ненцы из Тазовского района отказываются от традиционного жилья - чумов. Привычным сооружениям молодые кочевники теперь предпочитают балки - легко транспортируемые мобильные дома с печью. Этот момент вполне мог стать поворотным в истории кочевого народа и повлиять на изменения прочих исторически сложившихся традиций. Однако ученые не видят причин для глобальных перемен в жизни КМНС Ямала, а бытовое ноу-хау считают естественным процессом. «В разных сообществах и регионах все складывается по-своему. Тем более, существует много причин, влияющих на жизнь кочевников. Жизнь и традиция изменяются - это естественный процесс. На мой взгляд, ключевым является сохранение семейного кочевания. Как показывает история многих других северных регионов, после советской программы перехода на оседлость женщины и дети «исчезли» из тундры, а с ними постепенно и традиционное кочевание. Но в ЯНАО ситуация другая. Кроме того, я общалась с таймырскими ненцами и долганами, кочующими в балках - им это не мешает заниматься оленеводством всей семьей. Хотя по моим личным впечатлениям, в чуме гораздо привычней и просторней», - отметила в беседе с N24 младший сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара УрО РАН Александра Терехина. .