Войти в почту

«Сейчас все находятся в легком шоке». Что ждет индустрию фестивалей этим летом?

Фестивальная индустрия встревожена. В связи с угрозой распространения коронавируса в Москве до 10 апреля запретили проводить массовые мероприятия, в Москве, в частности, приостанавливают работу парки. Будет ли продлен этот запрет, пока неизвестно. Однако билеты на концерты и фестивали ожидаемо покупать никто не торопится. Больше всего переживают те организаторы, у кого мероприятие запланировано на конец мая — начало июня. Организаторы фестиваля «Усадьба Jazz», который должен состояться 30-31 мая, на запрос BFM.ru рассказать о перспективах мероприятия ответили отказом. Также от комментария отказались представители фестиваля Park Live, запланированного на 11-12 июля. Некоторые фестивали организаторы и вовсе отменили или перенесли на более поздний срок. Например, новый фестиваль Fox Rock Fest, который должен был стартовать 12-13 июня под Липецком, заявил о своем переносе в связи с коронавирусом. В какие даты он теперь пройдет, пока неизвестно. Организаторы популярного фестиваля «Пикник Афиши», который должен пройти в августе, написали в Facebook, что анонс фестиваля «откладывается на некоторое время», и призвали поклонников «не игнорировать возможность самоизоляции». Билеты в лето. Кто их сейчас покупает? Фестиваль Stereoleto. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС Вполне логично, что продажи билетов на фестивали почти остановились. Никто не знает, состоятся ли обещанные летние мероприятия. «В последнее время мы продаем очень мало — буквально по несколько билетов в день, минимум на 50% упали продажи по сравнению с тем, что было три недели назад. Но у нас в этом году будет Земфира — она выступает этим летом всего на трех фестивалях, на нее едут люди из других городов. Поэтому если сравнивать с прошлым годом, в этом у нас продажи лучше, потому что такой артист», — говорит основатель и продюсер фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк. Будет ли количество посетителей фестивалей сопоставимо с предыдущим сезоном или нет, во многом зависит от мер, которые примет государство, считает основатель и генеральный продюсер фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин. «Если посмотреть, что пишут в СМИ, сейчас можно говорить о пандемии страха. Сейчас у нас процентов на 60 упала активность продаж. Если будут приняты эффективные меры, как в Китае, то мы вообще ничего не заметим. Как приезжали к нам 20 тысяч человек, так и будут. Но если борьба будет менее эффективной или произойдут серьезные информационные взбросы, то, конечно, нам, как и организаторам всех мероприятий, будет плохо», — заявил он. Некоторым зрителям, уже купившим билеты, придется поменять свои планы. Так, организаторы фестиваля концертов на крыше Roof Fest решили перенести его начало с конца мая на июль. «У нас проходит серия разных концертов. Обычно мы проводим фестиваль с 15 мая по 15 сентября. Но в этом году мы сдвинули его с 25 мая на первую половину июля. В начале этого года были анонсированы Полина Гагарина и «Би-2». Однако сейчас покупка билетов у нас полностью остановилась. Мы просто убрали всю рекламную деятельность неделю назад и решили, что сейчас с командой доделаем все дела по переносу и уйдем в небольшой отпуск», — говорит соучредитель компании Roof Music Group Александр Гамаюнов. Если вдруг все летние фестивали отменят, билеты покупателям придется вернуть. Но о таком развитии событии организаторы стараются не думать. «Сейчас все находятся в легком шоке. Тактика выбрана у всех одинаковая, я так понимаю: продолжают готовиться, но с оглядкой на ситуацию. Темпы продаж, конечно, сильно упали, я думаю, у большинства они уже стоят. Те, кто проводят фестиваль в начале июня, находятся в пограничном состоянии: либо готовиться и тратить деньги, либо переносить. Мы готовимся, как ни в чем не бывало, стараемся наших фанатов поддерживать, у нас возвратов билетов пока не было», — говорит исполнительный директор фестиваля «Доброфест» Николай Сорокин. Чтобы привлечь посетителей, фестивали заморозили цены. Обычно в это время происходит первое повышение стоимости билетов. Организаторы допускают, что цены не будут подниматься вплоть до самого мероприятия. А некоторые даже готовы ввести акции для покупателей. Во сколько обойдутся зарубежные артисты и приедут ли они вообще? Фестиваль «Дикая Мята». Фото: Александр Рюмин/ТАСС Артистов начинают приглашать на фестиваль примерно за год до мероприятия. Нужно успеть «забронировать» популярного исполнителя на свои даты, чтобы он не достался другим. Лайн-апы большинства фестивалей сейчас уже известны. По словам организаторов, никто из артистов пока не отказался от своего участия. Но если фестиваль будет перенесен, оставить прежних исполнителей или договориться с новыми будет проблематично. «У всех крупных групп, как правило, все выходные летом расписаны. Они не могут сдвигать даты. У нас выступает 90 артистов, и перенести их все — это очень сложная история», — говорит исполнительный директор «Доброфеста» Николай Сорокин. Правда, не все фестивали боятся потерять своих хедлайнеров. «В случае переноса, который, я считаю, возможен с вероятностью 10%, программа может быть изменена. Наш фестиваль популярен среди артистов, и когда я общаюсь с ними на эту тему, они обещают, что подстроятся под наши даты», — говорит основатель «Дикой мяты» Андрей Клюкин. У некоторых организаторов есть опасения, что отменить свои выступления могут и сами иностранные артисты. «У них немного другое мировоззрение, и я допускаю, что кто-то может куда-то не приехать просто потому, что будет бояться, даже если везде скажут, что коронавирус закончился», — считает Сорокин. Еще одна проблема с зарубежными исполнителями — стоимость контрактов, которая может сильно вырасти из-за скачка курса доллара и евро. «Иностранные артисты выйдут нам дороже. Все зависит от курса. У нас с артистами подписаны договоры в валюте. Уже сделаны предоплаты. Но остальную часть денег придется выплачивать в долларах или евро по новому курсу. Кроме этого, из-за роста курса, вырастет цена и на логистику, и на аренду оборудования», — объясняет Сорокин. Потеря прибыли, уменьшение расходов и борьба за зрителя Фестиваль Roof Misic Fest. Фото: roofmusicgroup.ru/Дарья Нестерова/«ВКонтакте» По мнению представителей фестивальной индустрии, прибыль в этом году сократится, но о колоссальных убытках речи пока не идет. «По нашим прогнозам, оборот в этом году сократится на 25-40%. Сезон будет короче. Мы планировали провести 30 концертов в Питере, а их, скорее всего, будет 20-25. Плюс, у нас собственная площадка, и на ней проходит много арендных концертов от других промоутеров. Соответственно, все они отменились. Прямых убытков у нас сейчас нет, но есть недополученная прибыль. Мы могли бы в мае начать зарабатывать, а сейчас первая прибыль появится только в июле», — говорит соучредитель Roof Music Group Александр Гамаюнов. По словам основателя Stereoleto Ильи Бортнюка, выжить фестивалям в этом году можно только с помощью сокращения расходов: «Конечно, прибыль будет меньше процентов на 20-30. Мы сейчас урезаем все, что только возможно: рекламные бюджеты, гонорары подрядчиков. Сейчас все платят меньше, рынок весь упал». Многие из тех идей, которые организаторы хотели воплотить в этом году, придется отложить до следующего сезона. Это связано не только с финансовыми затратами, но и с изменившимся отношением людей к вопросам гигиены в связи с пандемией коронавируса. «В прошлом году многие фестивали начали вводить эко-программы, например, капшеринг — использование многоразовых стаканов. Мы хотели такую штуку сделать у себя, но сейчас понимаем, что на фоне истории с вирусом это будет выглядеть странно. Все стараются мыть руки и пользоваться санитайзером — а мы будем предлагать многоразовую посуду?» — говорит исполнительный директор «Доброфеста» Николай Сорокин. Если даже ситуация к лету нормализуется, число тех, кто может позволить себе купить билет на фестиваль, сократится, а выбора у зрителей будет еще больше, чем обычно. «На концертном рынке высокий сезон — это весна и осень. Получилось так, что этой весной концерты не состоялись, и все они автоматически перешли на лето и осень. И непонятно, как удастся с этим справиться. Предложений на рынке будет много, а что касается финансовых возможностей покупателей — тут все достаточно плачевно», — отмечает соучредитель компании Roof Music Group Александр Гамаюнов. «Невозможно все время бояться» Фестиваль «Доброфест». Фото: dobrofest.info Несмотря на очевидные трудности и угрозу срывов некоторых фестивалей, организаторы пока не унывают. «Мы готовы анонсировать еще шесть артистов в следующий понедельник. Мы для себя решили, что не будем проводить фестиваль только в случае официального запрета. Невозможно все время бояться. Молодые люди так устроены: хорошо, месяц ты посидишь дома, потом ты либо с ума сойдешь, либо будешь продолжать вести нормальный образ жизни. Я думаю, что сама эпидемия не закончится, но к ней уже все привыкнут, и это будет восприниматься не так критично. Сейчас многие даже не понимают, чего они боятся», — говорит основатель Stereoleto Илья Бортнюк. Некоторые организаторы не боятся перемен, потому что у них есть запасной план. «Мы предполагаем что к концу июня ситуация наладится, и все будет хорошо. Наверное, к этому времени людям будет хотеться выехать куда-то на природу. Трудно предположить, что все будут сидеть взаперти четыре месяца. Но если мы вдруг поймем, что эта ситуация не стабилизировалась, то у нас есть возможность перенести на другие даты. Мы в этом смысле в более безопасном положении, чем другие фестивали, потому что в прошлом году выкупили землю, где проводим фестиваль. У концертных площадок есть расписание, и большинство не может из-за этого перенести дату», — говорит основатель «Дикой мяты» Андрей Клюкин.

«Сейчас все находятся в легком шоке». Что ждет индустрию фестивалей этим летом?
© BFM.RU