BNE Intellinews (Германия): пандемия коронавируса заставляет компании вновь сместить фокус их ESG-стратегий на «S», реакция российского бизнеса
Всего несколько недель назад бизнес-сообщество горячо спорило об изменении климата и социальной ответственности, но затем жизнь преподнесла нам неожиданный «сюрприз» — началась пандемия коронавируса. Жизни миллионов людей изменились в одночасье, а бизнес по всему миру столкнулся с беспрецедентной по масштабу и сложности проблемой. Угроза вируса стала настоящей проверкой для ESG-практик компаний и их приверженности устойчивому развитию. На фоне фактического закрытия рынков капитала в приоритете у компаний теперь поддержание непрерывной работы бизнеса и выживание. Не так уж сложно соответствовать минимальным требованиям — достаточно скопировать хорошо звучащие ESG-политики и написать пару проникновенных речей от имени Генерального директора. Во всяком случае, такой подход может сработать если на все это есть время. Однако в условиях стремительного распространения COVID-19 у нас нет ни времени, ни зарекомендовавших себя стратегий. Ориентироваться на лучшие практики не получится — на сегодняшний день таковых нет в принципе, а получить или сформулировать внятные ответы и позицию в отношении ситуации практически невозможно, так как все меняется буквально ежеминутно. Остается только обратиться к ключевым ценностям компании и отталкиваться именно от них при формировании подхода к ведению бизнеса в сложившейся ситуации. Мы поговорили с представителями ведущих российских компании и выяснили, что они делают и на какие ценности опираются, чтобы обеспечивать устойчивость бизнеса на фоне пандемии. «Мы выделили несколько групп наиболее уязвимых стейкхолдеров и оценили, что мы можем сделать, чтобы защитить их», — говорит Александр Тынкован, президент крупнейшего игрока на российском розничном рынке бытовой техники и электроники М.Видео-Эльдорадо. Как и многие другие компании, Группа решила сфокусироваться на том, что в её силах: обеспечение безопасности сотрудников, клиентов и партнеров. Так, к примеру, компания предлагает больше вариантов для бесконтактной оплаты, бесплатную доставку и дополнительный кэшбек при покупках онлайн, а также упрощенный электронный документооборот для поддержки вендоров. Яндекс, российский интернет-гигант, был среди первых российских компаний, которые перевели сотрудников на формат удаленной работы еще 13го марта. За Яндексом последовали многие другие. Все компании, с большой ответственностью подошедшие к вопросу, также принимают ряд других мер — от санитарной обработки помещений и мониторинга здоровья сотрудников, до инвестиций в цифровые каналы коммуникаций для перевода сотрудников на формат удаленной работы. Что касается последнего — вполне вероятно, что данные инвестиции будут иметь долгосрочный позитивный эффект для экологии. «Мы не хотели рисковать здоровьем наших партнеров, инвесторов, подрядчиков и сотрудников, поэтому мы в значительной степени перешли на онлайн конференц-связь, в масштабах, несопоставимых с тем, что было до кризиса», говорит Андрей Гурьев, генеральный директор ФосАгро, одного из ведущих производителей фосфорсодержащих удобрений в мире. Однако удаленный формат работы не всегда возможен, и для некоторых компаний работа в стандартном режиме на фоне текущей ситуации это вынужденная мера. Так, к примеру, удобрения являются важной составляющей в глобальной цепочке производства продовольствия, а потому в долгосрочной перспективе они критически важны для нашего благополучия. В ФосАгро на этот случай разработан специальный протокол безопасности для тех сотрудников, которые не могут перейти на удаленный формат работы. «Мы должны делать всё, что в наших силах, чтобы продолжать поставки удобрений фермерам в более чем 100 странах по всему миру», говорит Гурьев. В Группе ЧТПЗ, одном из пяти крупнейших в мире производителей труб придерживаются похожего подхода. В 2010 году Группа, чьи предприятия зачастую являются крупнейшими работодателями в регионах присутствия, сформулировала философию Белой металлургии — новый стандарт металлургического производства, в основе которого лежат принципы устойчивого развития. Сегодня благодаря инвестициям в устойчивое развитие Группа значительно лучше подготовлена к непростым ситуациям. «Мы развиваем наши собственные медицинские центры, привлекая высоко-квалифицированных профессионалов и инвестируя в самое современное оборудование. Это крайне важно в регионах, отдаленных от Москвы», говорит Борис Коваленков, генеральный директор Группы ЧТПЗ. Тем не менее, самые трудные задачи стоят перед теми, кто находится на передовой кризиса и имеет дело с миллионами запросов каждый день. И сегодня это не только врачи, но и продуктовые розничные компании и аптеки. Х5 Retail Group, крупнейшая в России продуктовая розничная компания, уже занимается решением этой задачи и предпринимает меры для того, чтобы обеспечить наличие достаточных запасов в распределительных центрах на несколько недель, пока цены сохраняются на стабильном уровне. Обращаясь к инвесторам в четверг, генеральный директор X5 Игорь Шехтерман сказал: «Мы не только увеличили поставки основных продуктов питания и товаров первой необходимости в 2-4 раза, но и увеличили количество сотрудников в наших магазинах, отменили все отпуска, изменили график работы и перераспределили транспортные мощности, чтобы обеспечить бесперебойные поставки продуктов, на которые сейчас наблюдается повышенный спрос. Мы также отслеживаем ситуацию в наших магазинах в режиме реального времени и перенаправляем товарные потоки туда, где наблюдается особенно высокий спрос. Если в конкретном магазине не хватает товаров, новую поставку можно обеспечить в тот же день». Комментируя онлайн-направление и экспресс-доставку, Игорь Шехтерман добавил: «Благодаря значительным инвестициям в онлайн-платформу и службу доставки, эти сервисы могут бесперебойно функционировать и в условиях повышенного спроса. Среднее количество заказов на сайте perekrestok.ru, размещаемых за день в выходные 14-15 марта, выросло более чем на 90% по сравнению с предыдущими выходными. Мы работаем на полную мощность и доставляем более 8 000 заказов в день». OZON, ведущий российский игрок e-commerce, поставляет любые заказы от мебели до продуктов питания и безрецептурных лекарств клиентам в 11 часовых поясах России. В условиях пандемии коронавируса компания предпринимает меры по борьбе с завышенными ценами со стороны продавцов маркетплейса и предлагает бесконтактную доставку. Несмотря на то, что в приоритете у компании сейчас первостепенные нужды клиентов, OZON по-прежнему уделяет внимание стратегическим вопросам социальной ответственности. «В наши дни мы особенно остро чувствуем ответственность за качество жизни миллионов клиентов и десятков тысяч партнеров по всей нашей огромной стране, а не только в крупнейших городах. Наша обязанность в это трудное время — продолжать бесперебойно доставлять любые заказы в любую точку России», — говорит финансовый директор OZON Даниил Федоров. В подобной ситуации не менее важную роль играет надежность банковских услуг. Тинькофф Банк, основанный в 2006 году, стал первопроходцем с точки зрения дистанционной модели обслуживания клиентов (без отделений), но также и в создании уникального облачного колл-центра, в котором работают более 10 000 сотрудников, значительную долю которых составляют представители социально-уязвимых групп. «С самого начала предполагалось, что в колл-центр смогут устроиться матери-одиночки, люди с инвалидностью и те, кто не может работать с 9 до 5 вне дома ввиду каких-либо ограничений», — объясняет Оливер Хьюз, генеральный директор Тинькофф Банк. «Тот факт, что мы являемся цифровой финансовой организацией, всегда приносил пользу нашим клиентам, но в условиях распространения коронавируса это стало особенно важно. Заявку на кредитную карту можно подать онлайн, и наш представитель доставит ее по любому адресу, при этом он будет в маске и при себе у него будет антисептик». Эти примеры — лишь верхушка айсберга. В России в условиях кризиса рождается множество инициатив в области ESG, заслуживающих пристального внимания. Тем не менее, перечисленные примеры подчеркивают твердую приверженность ведущих российских компаний принципам социальной ответственности. Именно в условиях пандемии социальная ответственность — то самое, ранее никак не проявлявшее себя звено в связке «охрана окружающей среды, социальная ответственность и корпоративное управление» — оказалось в центре внимания. Незаметная на первый взгляд политика в области социальной ответственности может стать залогом стабильности и устойчивого роста. В условиях кризиса быстро реагируют именно те компании, которые полагаются на свои ценности. И то, как они преодолевают шторм сегодня, скажется на отношении к ним инвесторов завтра.