Войти в почту

Антисептик, одноразовое меню и скидки: как малый бизнес работает в условиях коронавируса

Краснодарский край с 15 марта живет в режиме повышенной готовности из-за коронавируса. Для предупреждения распространения инфекции запретили все мероприятия с участием более 100 человек. Также власти рекомендовали приостановить работу кафе, ресторанов, развлекательных заведений с числом посетителей свыше ста человек одновременно. Ряд заведений уже объявили о приостановке деятельности, где-то ограничили количество посетителей. Те же, кто продолжает работать, приспосабливаются к новым условиям. Как рассказала совладелица кафе Pankiss Екатерина Загородникова, в первую очередь стали уделять повышенное внимание дезинфекции, помещения регулярно проветривают, персонал пользуется антисептиками. «Можно сказать, что мы работаем в штатном режиме, в Pankiss не так много посадочных мест, поэтому рекомендации властей к нам не относятся. Но мы уже отмечаем снижение числа посетителей, клиентов последние дни стало меньше на 20-30%. В связи с этим нам пришлось пересмотреть график работы персонала, из-за снижения загрузки сокращаем количество людей в смене», - поделилась совладелица Pankiss. О заметном снижении числа клиентов также говорит директор японской кондитерской «Сладости Токио» в Новороссийске Максим Зуев. «Количество посетителей сократилось. Думаю, это связано с тем, что люди боятся общественных мест. Мы предпринимаем все возможные меры предосторожности. Поверхности обрабатываем антисептиком, выдаем посетителям влажные салфетки. У нас есть две кварцевые лампы, кварцуем помещение в ночные часы, а также днем закрываемся на кварцевание. Пока работаем в таких условиях, если скажут, что необходимо закрыться – будем выполнять распоряжение», - отметил Максим Зуев. По его словам, из-за пандемии коронавируса у заведения также возникли сложности с оперативными поставками из-за границы некоторых продуктов для приготовления десертов. «Из-за того, что в Китае сейчас тоже беда с вирусом, многие поставщики не работают. Находим варианты, но сроки доставки в последнее время значительно увеличились», - поделился Максим Зуев. Он добавил, для привлечения клиентов «Сладости Токио» вводят новые акции, предлагают клиентам скидки. Екатерина Загородникова считает, что такая мера сегодня не является действенной, поэтому в Pankiss дополнительных скидок вводить не планируют. «Сейчас какими-то акциями людей вряд ли заманишь. Как обычно в штатном режиме у нас каждые выходные действует скидка на разные виды панкейков. Больше ничего нового не планируем. Ждем, пока все уляжется», - отметила совладелица кафе. Организатор фототуров по Краснодарскому краю и Северному Кавказу Анастасия Джамирзе, в свою очередь, спада клиентов пока не наблюдает. «Запись на поездки у нас идет в обычном режиме. Единственное, когда предполагаются дальние перемещения, у людей есть опасения, что могут закрыть сообщение между регионами. Судя по поступающим нам вопросам, боятся больше не инфекции, а именно жестких карантинных мер по ее предупреждению. Думаю, многие сейчас и за границу бы поехали, если бы не было отмены рейсов. Отказов от туров из-за коронавируса у нас пока нет. В нашем случае больше влияет погода. Если погодные условия начинают портиться, тогда бывают отказы», - сказала Анастасия Джамирзе. Она добавила, что также занимается проведением фотосессий в Краснодаре. Спрос на эти услуги, по ее словам, сохраняется на прежнем уровне. Не заметил спада клиентов и владелец кинотеатра «Автокино» Сергей Бакулин. Он отметил, что посещение автокинотеатра и так предусматривает минимальное количество контактов, но в целях профилактики запустил онлайн-платформу по продаже билетов, чтобы исключить взаимодействие гостей с кассиром. «Я всегда старался построить работу таким образом, чтобы у зрителей не было необходимости покидать машину. Из планируемых нововведений – одноразовое меню. Взяв его на въезде в автокинотеатр, зритель сможет сделать заказ через мессенджер и получить его через 15 минут, не выходя из машины. Надеюсь, что «Автокино» ограничения не коснутся, 100 зрителей у нас не бывает», - отметил Сергей Бакулин. Владелец «Автокино» добавил, что в целях безопасности посетителей он все же отменил праздник, посвященный открытию сезона. «Несмотря на то, что у нас вряд ли набралось бы больше 100 человек, я решил не рисковать. Перенес мероприятие на 2 мая. Закрываться не вижу смысла, считаю, что наш кинотеатр - хоть какая-то возможность людям развлекаться», - сказал Сергей Бакулин. Не планирует пока останавливать работу и театр-школа «Мой», зал которого насчитывает 55 посадочных мест. По словам руководителя театра Станислава Слободянюка, в целях безопасности зрителей все поверхности обрабатывают дезинфицирующими средствами, была увеличена частота влажных уборок, также заказаны медицинские маски для персонала и зрителей. Посетителей просят по возможности не использовать при оплате на кассе наличные денежные средства, а также отказаться от похода в театр в случае наличия признаков простуды. «Мы работаем в рамках предписаний, принимаем рекомендованные меры по проветриванию и дезинфекции. Случаев отказа от купленных билетов не было. У нас не насколько частый зрительский поток, спектакли идут раз в неделю. Самое главное, что в данной ситуации мы оповестили людей о новых правилах. Если нам скажут прекратить деятельность, то мы прекратим. Даже если порекомендуют приостановить, мы согласимся. Но пока этого нет, мы усилили меры и продолжаем работать», - отметил Станислав Слободянюк. Он добавил, что театральная школа также продолжит работать, а часть занятий будут проводить в дистанционном режиме. «У нас группы небольшие. Максимальное количество человек, которое собирается, это 8-10. Занятия проходят в проветриваемых помещениях, которые мы постоянно дезинфицируем. От учебы никто не отказывается. По желанию клиентов мы можем сдвинуть на месяц наше обучение, это не скажется на процессе», - сказал Станислав Слободянюк. Как отмечает психотерапевтичный коуч Ирма Пушкина, у нее в связи ситуацией с коронавирусом увеличился спрос на консультации в дистанционном режиме. На онлайн-сессии перешли около 40% клиентов, с которыми она работает. Также специалист наблюдает рост количества запросов на консультации от новых клиентов. «Порядка двух недель уже идет ажиотаж, и, думаю, он будет увеличиваться. Запросов стало намного больше. Сама я не беру новых клиентов, перенаправляю людей, которые хотят справиться с тревогой при помощи специалиста, к другим психологам из моей команды. Обеспокоенность по поводу ситуации с коронавирусом я сейчас отмечаю и среди своих подписчиков в Instagram. Поэтому я решила провести для них бесплатный марафон, в ходе которого мы будем говорить о тревоге, панике и страхах», - сказала Ирма Пушкина. По каким сферам больше всего ударит пандемия коронавируса Спад в условиях пандемии коронавируса ощутят заведения общепита, сфера развлечения, салоны красоты и т.д., говорит бизнес-консультант, доктор экономических наук Александр Полиди. Многократное снижение объемов, по его словам, также ждет туристический бизнес. «Первоначально это затронет международный выездной туризм. Потом, в связи с тем, что настроения потребителей будут так сказать очень осторожными, это затронет и внутренний туризм, но гораздо в меньшей степени, - отметил Александр Полиди. - В меньше степени ситуация с коронавирусом отразится на компаниях, которые ориентированы на конечный спрос, т.е. например, на производство продуктов питания. Я даже ожидаю, что, скорее всего, вырастут бизнесы, связанные с сервисом, например, доставкой продуктов». Не будет подвержен спаду, по мнению Александра Полиди, и бизнес в сфере медицины. «А вот что касается таких вещей, которые предполагают отложенный спрос, например, рестораны, развлечения, посещение ТРЦ, салоны красоты - вот это как раз подвержено спаду», - сказал эксперт. Он добавил, что ситуация с короновирусом приведет к сокращению количества предпринимателей, однако массовых закрытий заведений общепита и услуг специалист не ожидает. «Вышла рекомендация о закрытии точек питания в торговых центрах, конечно, это может повлиять. Но говорить во сколько раз их количество уменьшится – 10, 20 или 30 – я бы не стал. Однако то, что будет тенденция к сокращению – это абсолютно однозначно», - заявил Александра Полиди. Меры по поддержке малого бизнеса, предпринимаемые сейчас государством, по мнению эксперта, будут иметь определенный эффект, но не смогут в полной мере компенсировать падение спроса. «Тем не менее, в какой-то мере сгладить и упростить жизнь малому и среднему бизнесу это действительно способно. Например, налоговые каникулы, каникулы по проведению налоговых и административных проверок - это то, что на уровне федерации было озвучено. Отсутствие проверок, как мы понимаем, высвобождает персонал, снижает издержки предпринимательства. Потом на уровне ЦБ и правительства было сказано, что будут меры по усилению кредитной поддержки, субсидированию малого бизнеса. Эти меры способны в определенной степени смягчить финансовые и административные риски для компаний, но это не компенсирует спрос», - отметил эксперт. Именно снижение спроса, по мнению Александра Полиди, станет основной проблемой предприятий малого бизнеса, его восстановление займет в лучшем случае три-четыре квартала. «Как экономист вижу, что основная проблема - это снижение спроса, все остальное - производное. На восстановление спроса уйдут три-четыре квартала, это при том, что ситуация с коронавирусом не будет развиваться аврально. Неделю назад, мы с вами вообще не подумали бы, что будут такие последствия как закрытие границ, отмена авиарейсов и т.д.», - заключил эксперт.

Антисептик, одноразовое меню и скидки: как малый бизнес работает в условиях коронавируса
© Деловая газета.Юг