Как русская литературная критика провинцией прирастает
…В 2001 году Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ вместе с "толстыми" литературными журналами учредил открытый ежегодный Форум молодых писателей России (в настоящее время он называется Форум молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья, и в этом году, даст Бог, пройдет в двадцатый раз). С первого же Форума по итогам семинаров издавались альманахи "Новые писатели" с произведениями самых многообещающих участников. В сборниках публиковали не только молодых прозаиков, поэтов, драматургов – но и критиков. Сергей Иванович Чупринин, главный редактор журнала "Знамя" и бессменный руководитель его семинара, в предисловии к разделу "Критика" альманаха "Новые писатели" 2003 года сказал где-то даже обидно: "В провинции можно стать отличным, общероссийского масштаба прозаиком. Или поэтом. И почти невозможно стать критиком — слишком до сих пор беден, увы, тамошний культурный контекст и слишком мал там спрос на аналитику и незаемное, крупное, в рост всей отечественной литературе мнение". Сергей Чупринин. Фото: litschool.pro Автор этих строк, тогда молодая и дерзкая, решила вступить в полемику с авторитетом и написала статью "Критика под местным наркозом". Статья вышла в журнале "Урал" в начале 2006 года. Оказался тот материал… развернутым, с примерами, согласием с Сергеем Чуприниным. Критика в провинции не начнется, казалось, никогда, ибо: – благодаря тесноте провинциальных творческих кругов, пересекающихся с жизненными ареалами, искреннее слово об искусстве чревато испорченными человеческими отношениями. – соблазн до гробовой доски быть первым в деревне, а не вторым в Риме, превалирует; литература автоматически становится местной, со всеми вытекающими. Местные корифеи не желают слышать критику, чтобы не выяснилось, что они и в деревне не первые, а сто двадцать восьмые. —мыслящий социум на местах не готов адекватно воспринимать критику. —нет в провинции произведений "в рост" российской литературе. Несмотря на всю эту плаксивость, кончалась статья призывом развивать культуру критики на местах "через не могу", регулировать "потоки сознания", помогать формировать региональный книжный рынок. Почти пятнадцать лет прошло – и, как говорил поэт Николай Рубцов, "не только я, не только ты, а вся Россия изменилась". В том числе – и в таком специфическом вопросе, как существование литературной критики. С одной стороны, ее наличие или отсутствие вряд ли стоит в центре общественного внимания. С другой стороны, общество без литературы, а литература без критики – это человек без селезенки. Жить можно, но плохо… К счастью, у нас состояние "селезенки" налаживается. Семинар критики Форума молодых писателей России 2005 года. Сидят слева направо: Ольга Логош (участник), Игорь Шайтанов (руководитель), Артем Скворцов (ассистент руководителя). Стоят слева направо: Владимир Козлов, Елена Сафронова, Елена Погорелая, Андрей Рудалев, Сергей Беляков, Валерия пустовая (участники). Фото из личного архива автора. Сергей Чупринин пересмотрел свой пессимистичный взгляд в статье "Дефектура" (журнал "Знамя" № 7, 2014 год). Он снова повторил: мол, нет на критику спроса, "толстые" журналы на ладан дышат – и все-таки наметил, во-первых, "лазейки": "Газета, глянец, интернет. Там потребность в разборчивом литературно-критическом суждении время от времени еще возникает". А во-вторых, перечислил "призыв в критику", происшедший с начала "нулевых", гендерно, между прочим, почти равновесный: Марта Антоничева, Варвара Бабицкая, Ольга Балла, Ольга Бугославская, Инна Булкина, Евгения Вежлян, Алиса Ганиева, Анна Голубкова, Екатерина Иванова, Марианна Ионова, Дарья Маркова, Елена Погорелая, Валерия Пустовая, Евгений Абдуллаев, Сергей Беляков, Игорь Гулин, Данила Давыдов, Владимир Козлов, Алексей Конаков, Кирилл Корчагин, Александр Кузьменков, Денис Ларионов, Глеб Морев, Лев Оборин, Андрей Рудалев, Алексей Саломатов, Артем Скворцов, Александр Чанцев, Василий Ширяев – и ваша покорная слуга "на закуску". "…тут же усомнишься в собственных ламентациях, что некому, мол, усесться за уготованный им пир. Есть, есть кому пока что! — и невелика беда, если кто-то вскоре после успешного старта отсеется, ну или, так сказать, переквалифицируется, потому что кто-то же ведь и останется…", - написал Сергей Иванович. Он обошел вниманием одну малость: почти половина лиц из этого списка жили не в столицах. Антоничева и Иванова представляли Саратов, Козлов – Ростов-на-Дону, Беляков – Екатеринбург, Рудалев – Северодвинск, Ларионов – Нижний Новгород и так далее, включая Рязань. Евгений Абдуллаев вообще живет в Ташкенте. Это не мешает ему ориентироваться в современной русской литературе лучше многих "автохтонов". Евгений Абдуллаев. Фото: pravmir.ru. У Чупринина не были названы еще поэт и литературный критик Константин Комаров – Екатеринбург, Евгений Коновалов и Сергей Баталов – Ярославль. Двое последних тем хороши, что обозревают в основном поэзию, а не новинки коммерческой прозы. В Ярославле же проживает "универсальный" критик и литературовед Евгений Ермолин. Кирилл Анкудинов живет и работает в Майкопе, столице Республики Адыгеи. Списки фамилий критиков, которым провинциальная прописка не мешает быть в курсе и в центре литературной жизни страны, можно множить если не до бесконечности, то, по крайней мере, до значимых величин. Один из них – непримиримый Александр Кузьменков, герой интервью на "Ревизоре.ru". Живет Кузьменков в Нижнем Тагиле, а объектом своего рассмотрения принципиально делает "премиальные" книги. О том, какого он о них мнения, говорит название авторской рубрики Кузьменкова "Черная метка" (велась в двух журналах, "Урал" – в Екатеринбурге – и "Бельские просторы" – в Башкирии). Александр Кузьменков. Фото: vvm1955.livejournal.com Имя Кузьменкова стало уже в какой-то мере нарицательным для "злого критика" и породило эдакий полемический жанр "возрази Кузьменкову". Полемике этой воздают должное самые авторитетные издания. Например, не так давно нижнетагильца "приложила" критик Анна Жучкова в издании "Вопросы литературы" (рубрика "Легкая кавалерия"). Сила действия равна силе противодействия – вот и коллега, не особо церемонясь, сделала вывод: "Кузьменков вроде есть, а критики у него нет. Есть только три приема литературно-критического НЛП, на которых держатся его статьи. 1. Чем известнее писатель, тем ярче статья. От степени раздутости шарика зависит громкость хлопка. Всегда приятно узнать, что тот, кто известнее тебя, — дурак. 2. В жизни так не бывает. …проверьте, пожалуйста, художественность бытом в духе кумушек, обсуждающих сериал: мол, кто так полы-то моет! 3. Срочно за парту — грамматику учить!" Последнее – о том, что Кузьменков упрекает всех поголовно писателей в безграмотности. Кандидат филологических наук Жучкова возвращает ему упрек. Не будем вдаваться в тонкости критической, э-э-э, дуэли – важно то, что она ведется "от Москвы до самых до окраин". Большое видится на расстоянье?.. Анна Жучкова. Фото: архив проекта "Путь в литературу". Сегодня, переосмыслив литературные материалы и новости нашего портала, я делаю окончательный вывод: литературная критика в России не пропала. Преобразилась – да, но видоизмениться – не значит самоликвидироваться. Более того, она именно провинцией и прирастает!.. Почти по завету Ломоносова – Уралом и Сибирью. И это не фигура речи. Буквально на днях произошло знаковое событие. 13 марта Всероссийская литературно-критическая премия "Неистовый Виссарион" начала второй сезон и прием заявок (все подробности о заявках – на сайте премии). Эта литературная награда, как сказано на сайте, "присуждается ежегодно живущим в России авторам за значительные достижения и творческую активность в области критики, обращенной к современной русскоязычной литературе XXI века". Возникла она на Урале, в Екатеринбурге, по инициативе Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского, в год 120-летия основания библиотеки. Вот вам и провинция!.. Первым лауреатом "Неистового Виссариона" стала в прошлом году Ольга Балла, награду за вклад в литературно-критическую мысль получила легендарная фигура отечественной критики Ирина Бенционовна Роднянская. Обе дамы живут далеко от Урала, то есть региональные соображения не примешивались к подведению итогов. Ирина Роднянская. Скриншот. По итогам первого сезона премию "Неистовый Виссарион" приветствовали в печати два критика из чупрининского "списка": Евгений Абдуллаев и Екатерина Иванова. "Хорошо — у нас, наконец, появилась премия для критиков. Давно ждем, спасибо", - радовался Абдуллаев. Он уточнил: критические номинации во многих литературных премиях существуют, но "отдельной премии, а не в качестве довеска, не было. Кому-то в голову пришла правильная идея ее создать. …Радует и то, что возникла она в Екатеринбурге. Ситуацию, когда почти вся осмысленная литературная жизнь сосредоточена в Москве, вряд ли можно считать идеальной. Екатеринбург давно уже оспаривает у Питера статус второй литературной столицы". С Абдуллаевым солидарен прозаик и критик Роман Сенчин, который, комментируя в своем блоге на "Ревизоре.ru" начало второго сезона "Неистового Виссариона", отметил: "Екатеринбург в последнее время вообще стал генератором идей, освежающих и толкающих вперед наш литературный процесс. В 2015 году был придуман фестиваль "Толстяки на Урале", посвященный толстым литературным журналам; в 2019-м – премия "Неистовый Виссарион"; в этом году возникла, кажется, первая в России премия имени читателя – имени Людмилы Пачепской за лучшую публикацию в журнале "Урал" минувшего года". Также Роман Сенчин высказал мудрую мысль: "Критиков действительно мало, зато почти всегда это фигуры, личности". К нему присоединилась Екатерина Иванова: "…мы получили картину популярности тех или иных критиков внутри литературного сообщества", - так оценила она премию "Неистовый Виссарион". Екатерина Иванова выявила еще один отрадный момент: "Среда литературных критиков дружелюбна к новичкам. Она их видит, слышит, приглашает к диалогу и номинирует. Ольга Девш дебютировала как критик на Совещании молодых писателей города Москвы в 2018 году с рецензией на книгу стихов Елены Лапшиной. Прошло полгода, и эта самая рецензия в лонг-листе премии". В 2018 и 2019 году Совещание называлось проект "Путь в литературу" и "Путь в литературу. Продолжение" . Это были выездные обучающие семинары, организованные при поддержке Фонда президентских грантов. На семинар критики традиционно приглашаются жители разных городов России и других стран. В 2019 году критик Иван Стариков приехал из Германии. Ольга Девш была заочной участницей семинара позапрошлого года, прислала свои рецензии на тексты разбираемых авторов и получила от них встречный анализ и рекомендации. Может, прозвучит как похвала – но ведь они сработали!.. Ольга Девш. Фото: litosfera.info Ольга Девш – жительница города Дружковка Донецкой области – своим примером в очередной раз доказала: в поле русской литературы нет ни МКАДа, ни "замкадья", ни государственных границ. Еще через полгода Ольга Девш стала редактором отдела критики электронного журнала "Лиterraтура", в названии которого не случайно зашифровано слово "terra" – земля. Литература – это вся земля. "Лиterraтура" – площадка для публикации жителей самых разных регионов. Место прописки авторов для интернет-изданий не имеет никакого значения. Думается, что с распространением интернета понятие провинции вообще может быть пересмотрено. Но сейчас для нас имеет значение, что регионы утверждают свою "литературоцентричность", в том числе – в критике. Еще одна чисто критическая премия под названием "Эхо" существует с 2017 года в Вологодской области. В 2020 году конкурс на ее соискание проводится уже в четвертый раз. На него принимаются критические работы (рецензии, эссе и пр.), откликающиеся на произведения современных российских писателей и поэтов. Конкурс существует под эгидой Союза российских писателей и адресован в первую очередь молодым авторам. Его цель – "инициировать поиск методов, инструментов и средств описания и объяснения современной русской литературы". В этом году Конкурс расширен за счет отдельной номинации, посвященной писателю Михаилу Жаравину (1959 – 1995), вологодцу. Номинация сделана в честь 60-летия со дня рождения талантливого земляка, в ней будут рассматриваться критические работы по произведениям Михаила Жаравина. До этого же критический конкурс принимал отзывы на произведения всей современной русской литературы, без "привязки к местности". В 2019 году в Поморье после двенадцатилетнего перерыва возродили всероссийскую литературную премию имени Федора Абрамова "Чистая книга" . Учредители "новой-старой" премии – Российский книжный союз, Союз писателей России и губернатор Архангельской области. Рассчитана она на авторов со всей России, в первом сезоне поступила 101 заявка из 30 регионов страны. У премии есть критическая номинация. Лауреатом в номинации "Литературная критика" стал житель Северодвинска Андрей Рудалев за работу "Четыре выстрела: писатели нового тысячелетия". В перспективе премия "Чистая книга" будет вручаться раз в два года, обещал глава Архангельской области Игорь Орлов. Сохранилась давно существующая красноярская премия имени Виктора Астафьева, в которой предусмотрена критическая номинация: сейчас она называется "Иной жанр" и объединяет эссе, критические, литературоведческие, культурологические работы, обладающие самостоятельной художественной ценностью. В этом году стартовал и второй сезон премии "Поэзия", где также выделены в самостоятельную номинацию критические работы по современной поэзии, опубликованные в течение предшествующего календарного года. Эту премию региональной не назовешь по всем позициям. Во-первых, она пришла на смену премии "Поэт", которая долгие годы была российской национальной поэтической премией и вручалась русскоязычным авторам вне зависимости от места их проживания (в 2013 году ее получил Евгений Евтушенко из США). Во-вторых, подать на "Поэзию" заявку имеют право все граждане мира, пишущие на русском языке. Не премиями едиными жив литератор, хотя Роман Сенчин и говорит справедливо: "Единственная возможность поддержать этот важнейший, на мой взгляд, род литературы (критику. – Е.С.) … учреждение премий". Чтобы закончить разговор о премиях, расскажем о Феномене Василия Ширяева, жителя поселка Вулканный на Камчатке. Василий Ширяев. Этот человек мало того, что произвел фурор в российской литературной критике, "ворвавшись" в нее с Камчатки в 2008 году с эссе в очень вольной форме, напоминающими о том, что лучше всего правду королям говорят шуты. Так еще в 2011 году Ширяев учредил самую, наверное, экзотическую литературную награду России – Большую Камчатскую критическую премию. Она вручалась (постарайтесь не запутаться) за лучшую критик-критическую статью (критика критики и критика критики критики). "Номинал" премии составлял две бутылки водки и балык. Ширяев и его критическая премия были очень модны в "нулевые". В "десятые" его блеск потускнел – не потому ли, что много провинциального народа вошло в эту сферу?.. И премия, кажется, перестала вручаться. Но сам факт существования авторской критической премии Василия Ширяева – уже на века! Напоследок обратимся к другим примерам того, что критика существует в провинции не только по праздникам – к которым смело можно причислить победу в премии или конкурсе – но и в будни. Это, в первую очередь, специализированные литературные издания. Скажем, с 2014 года в Ростове-на-Дону выходит журнал о поэзии Prosōdia, Центром изучения современной поэзии Южного федерального университета. Главный редактор журнала – Владимир Козлов. Журнал публикует современную поэзию и аналитические статьи о ней, а также рецензии на стихотворные сборники. После того, как год назад приказал долго жить журнал поэзии " Арион" , выходящий в Москве, Prosōdia осталась едва ли не единственным в России изданием, ориентированным на поэзию. По крайней мере, самым известным. У журнала, кстати, есть своя премия, которая присуждается как за достижения в поэзии, так и в поэтической критике. А в Башкортостане существовал сугубо критический журнал "Гипертекст", также собиравший критические материалы со всей России и про всю Россию. Совершенно точно у него вышло 20 номеров. Сейчас информация туманна. В большинстве регионов, где существуют литературные журналы, они все же универсальны – поэзия-проза-публицистика-критика-драматургия-история и т.п. По такой схеме построены издания "Сибирские огни" , "Урал", "Бельские просторы", "Дальний Восток". Сравнительно недавно, с 2015 года, выходит возрожденный очень профессиональный журнал "Нижний Новгород". Почти все эти издания – обладатели "собственных" премий, но дело даже не в них, а в том, что издания работают для авторов: их творения читают и удостаивают отклика другие профессионалы. В "Урале" даже две критических рубрики: "Книжная полка" и "Журнальная полка" – для книг и для журнальных публикаций соответственно. Журнал поддерживает журналы всей России и русского зарубежья силами своего критического цеха. Обратная сторона всей этой идиллии – финансовые сложности, с которыми сталкиваются подвижники от литпроцесса. Но, судя по множеству примеров, которые я привела, их как-то да умудряются решать. Лично мне большей проблемой представляется региональная замкнутость мышления. Есть еще регионы, в которых положение дел осталось таким же, как в моей давней статье, "под местным наркозом". Но не будем указывать пальцем и портить себе настроение. Видеть горизонт и стремиться к нему гораздо приятнее, чем упереться взглядом в забор. Благодаря интернету "заборов" все меньше. А в сети стремительно завоевали популярность "книжные блоги". О них надо говорить отдельно, не смешивая мух с котлетами, но позволю себе единственное замечание. На мой взгляд, такая часто рекламная или рекомендательная, а часто простодушная критика говорит о том, что поколение, обитающее уже не в городах, а в гаджетах, все-таки нуждается и в чтении, и в советах на его счет. Спрос рождает предложение. Ну, не милота ли?..