«Лебединое озеро» — 125 лет: почему балерин лишили крыльев и «вывели» на сушу
125 лет исполняется в этом году самому известному, востребованному и очень современному, несмотря на возраст, балету Петра Чайковского «Лебединое озеро». Сценическая судьба первого балета Чайковского складывалась трудно. Постановка чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера в Большом театре в 1877 году успеха не имела. Известный критик тех лет Герман Ларош отметил «завораживающую» музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны, назвал «скучным, бедным и казенным». Завесу над тайной «колдовского озера» удалось приподнять только со второй попытки в 1895 году, когда за дело взялись петербуржцы Лев Иванов и Мариус Петипа. Их хореография выдержала испытание временем, а 2-й «Лебединый акт» и «Танец маленьких лебедей» стали мировыми шедеврами. Сегодня «Лебединое озеро» Петипа — Иванова стал эталоном и моделью для воплощения гуманистической идеи «Любовь сильнее смерти» и предметом ее авангардистского опровержения. Долгие годы балет был частью официоза нашей страны . Билетами на спектакль награждали передовиков производства, его крутили по телику во время смерти генсеков и дни августовского путча 1991 года. Поход на «Лебединое» в Большой входил в программу официальных иностранных делегаций. По воспоминаниям Майи Плисецкой, танцевавшей этот балет на различных сценах мира более 800 раз, Никита Хрущев на одном из приемов с присущей партийным боссам деликатностью сказал ей, что устал каждую неделю смотреть «Лебединое» («аж тошнота к горлу подкатывает»). Несмотря на обилие переделок классической версии балета и множество современных постановок, разгадать тайну эмоционально-напряженной, полной драматических коллизий музыки Чайковского до конца не удалось пока ни одному хореографу. Не разрешен спор и о том, что вдохновило Чайковского на написание «завораживающей музыки». Немцы считают, что балет был задуман в Нойшванштайне, романтическом замке короля Людвига II, во время путешествия композитора по Европе в компании брата и их юных друзей — Володи Шиловского и Николая Конради. Швейцарцы уверены, что Чайковского околдовали старинные легенды Шильонского замка о прекрасной принцессе Одетте, обращенной колдуном в лебедя. Факт лишь то, что в «Лебедином озере» нашли отражение раздумья Петра Ильича о несовпадении мечты и реальности, о верности и предательстве, о силе любви, соединяющей сердца даже после смерти. Первой исполнительницей главных партий в балете Петипа — Иванова была виртуозная итальянка Пьерина Леньяни, покорившая публику невиданными ранее 32 фуэте. Одетту и Одиллию в «Лебедином» танцует, как правило, одна балерина, воплощая идею двойственности души: нежность и чистота против хитрости и коварства. Самые выдающиеся балерины мечтают о партии Одетты — Одиллии, стремясь по-своему представить ее публике. Сменившая Леньяни на Мариинской сцене Матильда Кшесинская, которая сводила с ума виртуозным танцем не только петербургскую публику, но и трех великих князей, стала первой русской балериной, которая с блеском исполняла в «Лебедином озере» 32 фуэте, а затем еще 28 на бис. Одетта — Одиллия Галины Улановой представляла на сцене «очеловеченную мечту». Строгая мимика, выверенные движения и задушевность — таким был танец Улановой. Одетта Плисецкой олицетворяла собой Мечту — плененную Злым Роком, но непокоренную. Совершенно другой представала балерина в образе Одиллии. Антитеза строилась на художественном контрапункте характеров героинь; не внешним сходством с Одеттой, а колдовскими чарами ведьминского великолепия увлекала Одиллия Принца, заставляя нарушить клятву любви и верности. Наряду с талантливыми редакциями балета, выполненными Владимиром Бурмейстером в «Стасике» (1953), парижской «Грандопера» (1960) и Юрием Григоровичем в Большом театре (1969), с середины ХХ века стали появляться разные версии «Лебединого озера», не связанные ни с классическим танцем, ни со сложившейся постановочной традицией. Музыка Чайковского являлась лишь толчком для разного рода рефлексий на проблемы современности. Швед Матс Эк в своей бунтарской постановке 1987 года искусно смешал черное и белое, прекрасное и безобразное — все как в жизни. Его Лебеди «выбрались на сушу», они уже не столь изящны, даже наоборот: приземистые, неуклюжие и лысые, как коленка. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником. Принцу не до любви: он несчастный сын деспотичной матери. На сцене — запутанная психопатическая драма. Британский постановщик Мэтью Боурн известен спектаклем (1995), в котором все исполнители лебедей — мужчины. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей. Австралийский хореограф Грэм Мерфи вольно отнесся к партитуре Чайковского, поставив в 2002 году балет, в котором предался фантазиям на тему любовного треугольника в королевской семье — намек на принцессу Диану, принца Чарльза и Камиллу Паркер-Боулз. В нем Одетта, вынужденная делить любимого с некоей баронессой фон Ротбарт, не выносит унижения и попадает в психлечебницу. Одной из последних версий «озера» был спектакль Александра Экмана в Норвежском балете (2014) с кульминационной дракой Черного и Белого лебедей в «устроенном» на сцене озере с 6 тысячами литров воды! Ныне «Лебединое озеро» — неотъемлемая часть мировой культуры. Для балетного театра оно стало тем же, чем чеховская «Чайка» для театра драматического. А еще «Лебединое озеро» — афишный бренд, под которым можно продать спектакль любого качества. И ЭТО ВСЕ О НЕМ — Первые «лебеди» носили за спиной крылья. Избавил их от этого Лев Иванов, который справедливо счел, что они мешают движениям рук. — Профессионализм: «Десятый лебедь в пятом ряду», — используемый театралами, обозначает актера, не добившегося успеха. — «Лебединое озеро» вдохновило режиссера Даррена Аронофски на съемки триллера «Черный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях. Именно интриги вокруг распределения ролей стали главной сюжетной линией картины. Читайте также: Российским музеям, театрам и концертным залам поручили создать больше онлайн-проектов