Войти в почту

В добрый путь, или первые годы Государственного Совета Удмуртии

Назначенные на 26 марта 1995 года выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики первого созыва вызвали широкий общественный интерес. Избирательной комиссией Удмуртской Республики было зарегистрировано 695 кандидатов в депутаты (в среднем по 7 претендентов на округ). В ряде округов Ижевска ситуация была еще острее – за место в парламенте боролись от 12 до 16 кандидатов. Подобной активности в выдвижении кандидатов в депутаты региональных парламентов не было на тот момент ни в одном субъекте Федерации (среднероссийский показатель составлял примерно 5-6 кандидатов на избирательный округ). На места в Госсовете претендовали кандидаты от нескольких предвыборных блоков, сформированных как по общественно-политическим, так и по корпоративным (профессиональным) принципам. Одним из самых сильных на предвыборном поле считался блок «Удмуртия», объединивший 73 кандидата в депутаты, значительную часть которых составили руководители органов государственной власти и местного самоуправления, главы предприятий и общественных объединений. Лидером этого избирательного блока стал председатель Совета Министров Удмуртской Республики Александр Волков, баллотировавшийся в городе Глазове (Левобережный избирательный округ № 53). Удмуртская республиканская организация КПРФ выдвинула 45 кандидатов в депутаты, республиканская организация РКРП – 30 кандидатов, избирательное объединение «Удмурт Кенеш» – 47, Республиканский центр поддержки самоуправления – 11, социально-экологический блок – 19, Конфедерация деловых женщин – 12, блок «Свобода. Законность. Согласие» – 49. Свои группы кандидатов выставили также Ассоциация ученых Удмуртии, фонд инвалидов войны в Афганистане, ряд крупных промышленных предприятий республики. Среди кандидатов было 87 депутатов Верховного Совета последнего созыва. Явка избирателей на выборы депутатов Государственного Совета первого созыва превысила 46%. Состав народных избранников существенно обновился, лишь около трети из 100 депутатов Государственного Совета первого созыва заседали до этого в Верховном Совете Удмуртской Республики. Среди депутатов было 39 руководителей и работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 27 представляли исполнительные структуры власти, в том числе 19 – городские и районные администрации. Депутатские мандаты получили также 15 деятелей науки, образования, медицины, культуры, 8 работников коммерческих и банковских структур, пять юристов и сотрудников МВД. В числе народных избранников были четыре доктора наук и семь кандидатов наук, 95 новых депутатов имели высшее образование (в том числе 47 инженеров различных специальностей, 14 экономистов, семь юристов). В первый Государственный Совет Удмуртии были избраны 12 женщин. А вот национальный состав парламента: 76 русских, 16 удмуртов, пятеро татар, трое – других национальностей. Результаты выборов для избирательных блоков и политических партий были таковы: блок «Удмуртия» – 20 депутатов, КПРФ – 9, Республиканский центр поддержки самоуправления и РКРП – по 3, блок «Свобода, законность, согласие» – 2, Конфедерация деловых женщин – 1. 7 апреля 1995 года Государственный Совет Удмуртии впервые собрался на День депутата, чтобы определить порядок дальнейшей работы. У здания парламента депутатов встречал пикет. И, как отмечала пресса, пожалуй, впервые среди пикетчиков стояли люди и с позитивными плакатами-напутствиями: «Госсовет! В добрый путь!» Пикетирование Госсовета в дни сессий стало своеобразной традицией во взаимоотношениях общества и нового удмуртского парламента первого созыва. Депутатам пришлось работать в сложный период истории, когда приметой времени для всей России еще долго продолжали оставаться политическая нестабильность, многомесячные задержки заработной платы, пенсий и пособий, высокий уровень безработицы, инфляции. 18 апреля состоялась первая сессия Государственного Совета Удмуртии, вел которую, вплоть до избрания главы парламента, председатель Избирательной комиссии Удмуртии Афанасий Тубылов. Напомним, что одновременно с выборами в Госсовет прошел всенародный опрос о целесообразности введения в Удмуртии поста президента. Тогда «за» президентство проголосовало всего 30,24% избирателей. И на ближайшие годы это определило незыблемость парламентской формы правления в Удмуртии и статуса председателя Госсовета Удмуртии как высшего должностного лица республики. Первого в истории председателя Госсовета Удмуртии сессия парламента выбирала два дня. Два основных претендента на этот пост определились сразу: Александр Волков, возглавлявший в республике исполнительную власть, и Валентина Тубылов, руководившего до этого Верховным Советом. Вторая кандидатура для многих депутатов служила символом опыта и преемственности в законодательной деятельности. Кандидатура 43-летнего управленца связывалась с необходимостью перемен, движения республики вперед. По итогам заключительного голосования мнения депутатов распределились так: Александр Волков получил 55 голосов, Валентин Тубылов – 45. Таким образом 19 апреля 1995 года Александр Александрович Волков стал председателем Госсовета Удмуртской Республики первого созыва Первая организационная сессия Госсовета длилась с середины апреля до начала июня 1995 года, включив в себя 11 дней пленарных заседаний. На сессии был избран председатель правительства Удмуртии, им стал Павел Вершинин, утверждены вице-премьеры. Народные избранники приняли закон о статусе депутата Госсовета УР, утвердили регламент работы Государственного Совета, его внутреннюю структуру и, постепенно решив все кадровые вопросы, сформировали президиум Госсовета. Депутаты сочли, что заместителей у Председателя Госсовета должно быть три, также принято решение создать в Госсовете восемь постоянных комиссий: по государственному строительству, национальной политике и местному самоуправлению (председателем избран Ю. В. Семенов), по законности, общественной безопасности, правам граждан (А. С. Борзенков), по экономической политике и бюджету (О. Л. Кузьменко), по промышленности, развитию инфраструктуры, формированию рынка товаров и услуг (В. А. Соловьев), по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и использованию природных ресурсов (А. Т. Малков), по социальной политике, труду, охране здоровья и защите окружающей среды (С. И. Андреева), по науке, образованию, культуре и молодежной политике (А. В. Еременко). Была образована также комиссия мандатная, по депутатской деятельности и Регламенту (Г. Е. Абросимов). Для того, чтобы Госсовет мог исполнять одну из главных своих функций – контрольную, решено было создать при парламенте Контрольную палату. Уже первая сессия заложила иной, по сравнению с Верховным Советом, стиль работы парламента, который оставался неизменным в течение всего созыва. В Государственный Совет пришло немало хороших ораторов, занимавших активную позицию практически по каждому политическому или социальному вопросу и считавших своим долгом высказать ее с трибуны сессии. Демократичный регламент работы Госсовета только помогал депутатам продлевать бурные дискуссии по каждому вопросу повестки дня на несколько часов, а то и дней, что вполне соответствовало российским парламентским традициям тех лет. К примеру, выборы председателей постоянных комиссий Госсовета первого созыва затянулись на четыре дня. Среднестатистическая сессия Госсовета первого созыва длилась четыре-пять дней и ежедневно принимала, в среднем, не более четырех документов. Именно в эти годы в республиканском парламенте широкое распространение получила практика внесения на рассмотрение сессии двух альтернативных законопроектов по одному и тому же вопросу. Уже летом 1995 года начинается практика совместных заседаний членов двух президиумов – Госсовета и правительства Удмуртии, на которых обсуждаются наиболее серьезные вопросы социально-экономической жизни республики. Преодоление кризиса власти Первый Госсовет Удмуртии был избран в очень сложный период. Чтобы начать выход из экономического кризиса, необходимо было преодолеть характерный для всей страны кризис власти. Выражался он, прежде всего, в отсутствии четкой системы разграничения полномочий и подчиненности между разными уровнями власти. Кроме того, недоставало единой и полной законодательной базы. В такой ситуации главными задачами Госсовета первого созыва большинство депутатов считало законодательное разграничение полномочий между Россией и Удмуртией, а также построение четкой и ответственной вертикали власти внутри республики. Руководство Госсовета ускорило работу над проектом Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Удмуртии и пакета межправительственных соглашений на его основе. Все разногласия в итоге кропотливой работы были сняты, и 17 октября 1995 года в московском Кремле был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики, который стал седьмым договором подобного типа в стране. Кстати, этот договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском. После подписания договора с Россией собирается третья внеочередная сессия Госсовета Удмуртии, тональность которой можно выразить словами Александра. Волкова: «Сегодня у нас с вами нет оснований объяснять просчеты в работе внутри республики отсутствием каких-либо законодательных актов или их несовершенством». Договор дает право Удмуртии самостоятельно принимать необходимые законы по предметам ведения, которые не были урегулированы к тому времени законодательством России. Подписание Договора стало достойным подарком к близкому уже 75-летию государственности Удмуртии, которое праздновалось в ноябре 1995 года. В канун этой даты сессия Госсовета Удмуртской Республики учреждает звание «Почетный гражданин Удмуртской Республики». В числе первых высокого звания были удостоены всемирно известный конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников и прославленная спортсменка, многократная чемпионка мира и Олимпийских игр Галина Кулакова. Правовую реформу, анонсированную сразу после подписания Договора о разграничении предметов ведения с Россией, Госсовет Удмуртии начинает одновременно по нескольким направлениям. Одним из ключевых направлений правовой реформы в Удмуртии становится государственное строительство – законодательное моделирование эффективных отношений между государственной властью и местным самоуправлением. В апреле 1996 года сессия Госсовета рассматривает и принимает целый пакет законопроектов, в том числе закон «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», за который голосуют 78 депутатов удмуртского парламента. В соответствии с ним в систему органов государственной власти включаются исполнительные и представительные органы городов и районов Удмуртии. При этом еще один новый закон, «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», предлагал формировать реально действующие институты местного самоуправления на том уровне, на котором, по мнению его авторов, население действительно может инициировать и контролировать их деятельность – в микрорайоне, сельском поселении и т. д. «Цена выхода из кризиса оказалась намного выше, чем предполагалось…» Хотя тема государственного строительства в работе Госсовета первого созыва оказалась самой публичной, порой даже остроконфликтной, на первом месте в законотворчестве удмуртского парламента в эти кризисные годы стояли все же экономические вопросы. В числе первых рассматриваются вопросы «О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1995-1997 годы», о защите прав вкладчиков, о выплате пенсий в Удмуртской Республике, приняты законы «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Удмуртской Республики», «Об административной ответственности за незаконное предпринимательство». Парламент вводит в практику перечень критериев деятельности правительства, который ежегодно принимается на бюджетной сессии. Именно в соответствии с ними оценивается ежегодный отчет председателя правительства перед сессией Госсовета. В 90-е годы среди критериев деятельности Правительства были объем выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, своевременность выплат заработной платы работникам бюджетной сферы, темпы снижения уровня безработицы, демографические показатели, уровень преступности. В 1998 году именно по инициативе Удмуртии Совет Федерации России впервые принимает перечень критериев работы правительства страны. На качественно новом уровне Госсоветом ведется ежегодная работа по подготовке и принятию проектов бюджета Удмуртии. В первый же год работы Госсовета бюджет принят в декабре, до начала очередного финансового года. В предыдущие четыре года депутаты Верховного Совета принимали бюджет республики поквартально или даже по завершению финансового года. Кроме того, в 1997 году создается Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, главная задача которого – осуществление государственного контроля за целевым расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов органами власти и различными организациями. Его председателем избирается депутат. Для подъема экономики в сельской местности Госсовет в 1997 году принял закон «О государственном регулировании агропромышленного комплекса». Он стал базовым в сфере поддержки отрасли сельского хозяйства в Удмуртии и, благодаря этому закону, сегодня Удмуртия является передовым регионом России в сфере сельскохозяйственного производства. Выпуск продукции сельского хозяйства в Удмуртии обеспечивает на сегодняшний день составляет 6% валового регионального продукта. Республика полностью обеспечивает себя мясом, молоком, яйцом, картофелем и овощами. Удмуртия занимает третье место в Приволжском федеральном округе и девятое в России по валовому производству молока в хозяйствах всех категорий. Ежегодно на оказание мер государственной поддержки из бюджета Удмуртии направляется более 2 млрд рублей. Поддержкой пользуются более 1 400 сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей. Принятый в первом созыве закон «О стимулировании инвестиционно деятельности в Удмуртской Республике» впервые заложил правовые и экономические условия для работы в этой сфере. Сегодня в Удмуртии создана полноценная законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности. Установленные налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств и предусматривающим крупные инвестиционные вложения. Введены новые формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, включающие в себя предоставление бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Удмуртской Республики, а для инвесторов – льготных условий пользования имущества, находящимся в республиканской собственности, и земельных участков без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов. Удмуртия предоставляет поддержку резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и индустриальным (промышленным) паркам. Ежегодно в экономику Удмуртской Республики инвестируется свыше 100 млрд рублей, а в индивидуальный инвестиционный план Удмуртской Республики до 2024 года включено 202 инвестиционных проекта на сумму свыше 300 млрд рублей. В первом созыве депутаты приняли закон «О государственной промышленной политике Удмуртской Республики», который стал основой государственной промышленной политики, определил принципы взаимодействия между органами государственной власти и промышленными предприятиями. Именно благодаря этому закону сегодня Удмуртия - развитый промышленный регион, где свыше 300 крупных и средних промышленных предприятий успешно наращивают объёмы производства, осваивают зарубежные рынки, развивают гражданскую продукцию. Предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставляются льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций. В 2019 году только из Фонда развития промышленности предприятия Удмуртской Республики получили поддержку на сумму 496 млн рублей. Приняты законы «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О торговле», «Об особенностях приватизации в Удмуртской Республике», программа реформирования ЖКХ Удмуртии на период до 2003 года, Земельный кодекс Удмуртской Республики. Благодаря снижению законодательных рисков для инвесторов Удмуртия поднимается, по оценке рейтинговых агентств, на 29-е место по инвестиционной привлекательности в Российской Федерации. Депутатами первого созыва приняты также основополагающие законодательные акты в социальной сфере: республиканские законы «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республики», «Об образовании», «О физической культуре и спорте», «О культуре», Концепция государственной национальной политики Удмуртской Республики, целевые программы «Сахарный диабет», «Биопрепараты крови», «Память Удмуртии», «Молодежь Удмуртии» и ряд других. После дефолта августа 1998 года, когда только за сентябрь инфляция в России составила 38,4%, Государственному Совету приходится принимать экстренные меры по защите жителей Удмуртии от скачкообразного роста цен, не подкрепленного ростом доходов. На заключительной 25-й сессии Госсовета Удмуртии первого созыва его председатель Александр Волков подводит некоторые итоги парламентской деятельности. За 25 сессий (103 рабочих дня) депутатами приняты 92 закона и 228 постановлений, на 98 заседаниях Президиума Госсовета принято 626 постановлений. Из общего числа законодательных и нормативных актов 46% посвящены решению экономических проблем, 39% – вопросам государственного строительства, 15% – обеспечению работы социальной сферы. Кроме того, на сессиях рассмотрено 79 обращений, депутатских запросов и сообщений по самым злободневным темам. За годы работы Госсовета первого созыва Удмуртия по итогам экономического развития субъектов Федерации, комплексно оцениваемым органами статистики страны, переместилась с 32-го на 26-е место. Депутаты Госсовета Удмуртии первого созыва сыграли важную роль в преодолении республикой экономического кризиса, в становлении государственности республики, в обретении ею своего лица и своего места в составе Российской Федерации. Основные результаты законодательной деятельности: Закон Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «О Государственном Контрольном комитете Удмуртской Республики»; Закон Удмуртской Республики «Об административной ответственности за незаконное предпринимательство»; Закон Удмуртской Республики «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике»; Закон Удмуртской Республики «Об особенностях приватизации в Удмуртской Республике»; Закон Удмуртской Республики «О стимулировании инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике»; Закон Удмуртской Республики «О государственной промышленной политике Удмуртской Республики»; Земельный кодекс Удмуртской Республики; Закон Удмуртской Республики «О государственном регулировании агропромышленного производства» Напомним, 26 марта 2020 года республика отмечает юбилейную дату – 25-летие со дня основания высшего органа законодательной власти Удмуртии. Материал подготовлен по информации пресс-службы Госсовета Удмуртской Республики. Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».

В добрый путь, или первые годы Государственного Совета Удмуртии
© ИА «Удмуртия»