Более 50% экономики России зависит от интернета
О состоянии и трендах цифровой экономики России рассказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко. По данным Mediascope за 2019 год аудитория Рунета составляет 95,9 млн. человек, проникновение интернета — 78,1%. Мобильная аудитория традиционно демонстрирует рост, в этом году она составила 85,2 млн. человек. Можно ожидать, что в ближайшее время мобильная аудитория сравняется по объему с аудиторией Рунета. “Объем экономики Рунета составил 4,7 трлн. рублей, рост 20% относительно 2018 года. Объем хабов экономики Рунета: Реклама и маркетинг — 330 млрд. рублей, Инфраструктура — 130 млрд. рублей, Электронная коммерция — 2850 млрд. рублей, Платежные услуги — 1350 млрд. рублей, Цифровой контент — 115 млрд рублей. Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, поделился с участниками дискуссии основными показателями роста отечественной интернет-отрасли, сдерживающими факторами, отраслевыми проблемами и путями их решения. “В рамках работы над ежегодным исследованием экономики Рунета мы пришли к выводу, что от 50 до 80% экономики России зависит от коммуникационных и цифровых технологий”, — отметил Карен Казарян. Директор Координационного центра доменов .ru/.рф Андрей Воробьев говорил про инфраструктуру российского доменного рынка. «На сегодняшний день DNS-инфраструктура российских национальных доменов поддерживается MSK-IX и насчитывает 21 узел, 11 из которых расположены в 9 российских городах, а 10 - за пределами страны (в Европе, Азии, Северной и Южной Америках). Если в 2010 мы насчитывали около 2 млрд. DNS-запросов в день, то сегодня их число выросло в 3 раза - до 6 млрд. запросов в сутки. Около 40% из них приходится на Россию. В 2019 году было зафиксировано 3 крупные DDos-атаки на инфраструктуру российских национальных доменов длительностью от нескольких недель до 1,5 месяцев. В 2020 году совместно с Ростелекомом и его профильными подразделениями планируется внедрение дополнительных организационно-технических мер, направленных на обеспечение непрерывности функционирования системы адресации, а также обеспечивающих дополнительную защиту прав администраторов доменных имён путём внедрения механизмов, предоставляющих дополнительные гарантии сохранности информации о доменных именах»,— отметил Андрей Воробьев. Директор РОЦИТ Сергей Гребенников поднял тему цифровой грамотности. “Сегодня в обществе все еще бытует заблуждение, что старшее поколение обладает меньшим уровнем цифровой грамотности, чем молодежь. Но на деле это не так. Как показали результаты диктанта, самая активная аудитория в цифровом пространстве — это люди в возрасте от 25 до 34 лет. Они знают, как настроить компьютер, как пользоваться планшетом и мобильным телефоном. А вот уровень цифровой грамотности подростков 14-17 лет лишь на 0.04 балла выше, чем у людей старше 60 лет, что делает эту группу, несмотря на ее прогрессивность, одной из самых незащищенных в Рунете”, — отметил Сергей Гребенников. В прошлом году акция вызвала широкий интерес среди пользователей, но не все успели принять участие. В 85 регионах РФ диктант прошли почти 40 000 пользователей. Поэтому в этом году организаторы увеличили срок проведения до двух недель и ждут еще больший охват аудитории. В этом году акция пройдет с 28 марта по 11 апреля, а зарегистрироваться можно уже сейчас на сайте цифровойдиктант.рф. Руководитель Кластера “РАЭК/Sharing economy” Антон Губницын в рамках своего доклада затронул тему экономики совместного потребления. “Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд. руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд. руб.), каршеринг (20,5 млрд. руб.), карпулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд. руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%. Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории – развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии – рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц”, — комментирует Антон. Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics рассказал о трендах развития социальных сетей. “Социальные сети сегодня — это пятая власть и новая валюта. В ноябре 49 млн. активных пользователей социальных сетей написали около 1,3 млрд. сообщений в месяц. В день публикуется приблизительно 25 млн. картинок, а роль подкастов стремительно растет. Также появилась негативная тенденция: рост кибербуллинга — порядка 58% пользователей, стало некомфортно находится в социальных сетях”, — комментирует Василий Черный. Дмитрий Чистов из Института Исследований Интернета презентовал данные исследования “Детский Рунет”. “Говоря о позитивном детском контенте, важно понимать, что потенциальная аудитория такого контента по данным исследования «Детский Рунет 2019» — десятки миллионов человек. Дело остаётся за качеством такого контента и его привлекательностью для целевой аудитории. В последние несколько лет в сегменте видео и анимации можно наблюдать интенсивный рост производства отечественного контента, что задаёт позитивный тренд на будущее. Детский Рунет -- сегмент Рунета, который объединяет детский контент и его потребителей не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья, где проживает русскоязычное население. 26 млн. человек посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. За год этот показатель вырос на 6,1%. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента по сравнению с 2018 годом стало на 9,7% больше -- 45 млн. человек. Если рассматривать не только аудиторию детского контента в Рунете, проживающую на территории России, но и детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, то совокупная аудитория Детского Рунета по итогам 2019 года составила 59,3 млн. человек, увеличившись за год на 12%. Последнее, в том числе, говорит о важности детского сегмента рунета для культурной интеграции людей, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье”, — отметил Дмитрий. Мария Сайкина (РАЭК) представила результаты исследования “Искусственный интернет в ритейле”. “Мы выяснили, что 42% российских ритейлеров уже сегодня используют технологии и решения на основе искусственного интеллекта, а еще 35% – планируют начать в течение 5 лет. Таким образом, к 2024 году технологии и решения на основе искусственного интеллекта будет использовать 77% российских ритейлеров”, — отмечает Мария. Про отрасль электронной коммерции, ее будущем и настоящем рассказал Руководитель Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” Иван Кургузов. “Вокруг происходит активная законотворческая деятельность. Возможно, в 2020 году будет разрешена торговля лекарствами через интернет. В будущем нас ждет: активная торговля через соц. сети, кроссбордер, D2C, омниканальный ритейл, нейросети, и маркетплейсизация”, — отметил Иван. О цифровом устойчивом развитии рассказала Эльза Ганеева, Менеджер по работе с государственными органами, Microsoft. Напомним, в феврале 2020 года РАЭК и ТИАР-Центр при поддержке Microsoft начали исследование по теме устойчивости цифрового развития (Digital Sustainability). Авторы анализируют вызовы, связанные с развитием и распространением цифровых технологий, отношениями между человеком и технологиями. “По мере все большего проникновения технологий во все сферы нашей жизни, технологические компании должны с большей ответственностью подходить к их созданию и использованию. Важно позаботиться о том, чтобы технологии раскрывали человеческий потенциал и способствовали созданию инноваций для устойчивого развития общества. Так Microsoft реализует программу AI for Good (https://www.microsoft.com/en-us/ai/ai-for-good), целью которой является поддержка проектов, разрабатывающих решения для глобальных социальных, экономических и экологических проблем. Кроме того, в начале этого года мы анонсировали планы достичь отрицательного уровня углеродной эмиссии к 2030 году и полностью устранить последствия выбросов за все время с момента основания компании к 2050 году. В то же время важно понимать, что наибольшей эффект удастся достичь лишь благодаря совместным усилиям технологических компаний, общества и государства. Для этого сегодня в России мы реализуем ряд проектов с Тиар-центром по выявлению перспектив развития устойчивого общества в России, а также с Международным Советом Музеев, ИКОМ, - по определению уровня цифровых компетенций сотрудников российских музеев и интеграции цифровых решений в их деятельность”, — отметила Эльза. Официальный сайт мероприятия и презентации докладчиков: https://runet-id.com/event/hj20/ Организатор проведения круглого стола является Академия медиаиндустрии при поддержке Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.