Третьяковка впервые показала «Ветку» Монастырского, купленную на доход от эндаумента 

, 16 марта. /ТАСС/. Государственная Третьяковская галерея впервые показала произведение «Ветка» , приобретенную на доход от фонда целевого капитала. Это первые результаты работы эндаумента, отметила на презентации в понедельник вечером заместитель генерального директора галереи по развитию .
"Сегодня мы показываем замечательное произведение современного искусства — «Ветку» Андрея Монастырского — в залах старой Третьяковской галереи [в Лаврушинском переулке]. Этот выбор неслучаен, этот выбор сознательный и он очень важен для нас. Дело в том, что «Ветка» Андрея Монастырского приобретена на доход от эндаумента, который был основан в прошлом году, и это первый результат его работы", — сказала Мрдуляш.
В июне прошлого года было объявлено, что Третьяковская галерея при поддержке Благотворительного фонда основала эндаумент. Фонд Потанина предоставил на эти цели 100 млн рублей. Сумму разделили на два фонда целевого капитала — «Пополнение коллекции Государственной Третьяковской галереи» и «Развитие малых музеев». На проценты от работы первого и была приобретена «Ветка».
По словам Мрдуляш, коллекция галереи пополняется ежегодно — за счет даров и приобретений. «Как правило, государственного финансирования не хватает, коллекционеры или меценаты дают средства на те произведения, в которых больше заинтересованы они сами. Это всегда немножко такой компромиссный вариант. Когда у музея появляются собственные деньги, собственный доход — доход от эндаумента, на который он сам может решить, что и как покупать, это уникальная ситуация, уникальная возможность. В этом смысле люди, которые жертвуют деньги на наш эндаумент, они безоговорочно доверяют музеи и разрешают ему самому решать и самому формулировать, что должно попасть в коллекцию», — отметила заместитель гендиректора Третьяковки.
Поэтому местом для презентации был выбран зал исторического здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. «Мы сегодня показываем наш первый выбор, и мы его неслучайно показываем в окружении произведений, которые приобретались и которые сформировали историческую коллекцию ведущего музея русского национального искусства», — добавила Мрдуляш.
Скрещение нескольких лучей
Монастырский — один из пионеров московского концептуализма, художник, поэт, философ, теоретик искусства. В собрании галереи есть два объекта художника 1970-х годов — «Пушка» и «Дышу слышу». «Ветка» (1996) — инсталляция, посвященная австрийскому композитору Антону фон Веберну. Это акционный «музыкальный» объект (инструмент) одноразового использования, но звук, как говорит сам художник, в ней присутствует только как возможность. Если зритель решит потянуть ветку, чтобы услышать «музыку» — звук разматывающегося скотча, объект будет сломан.
"Эта работа сделана как бы на скрещении трех лучей, трех видов искусства, — рассказал собравшимся Монастырский. — Это изображение, сам объект, текст и это звуковой луч, который состоит из двух — из молчания, потому что ветка имплицитна и в себе содержит возможность звука, если ее потянуть вниз, начнется скрежет разматывающегося скотча, и музыковедческий текстовой момент — это о [композиторах] Штокгаузене и Антоне фон Веберне".
Художник озвучил и еще один «луч». «Это небольшой комментарий к этой „Ветке“ и подпись к ней — потому что она нигде не подписана мной, а каждая работа по идее должна быть подписана. Я хочу, чтобы этот лист был как приложение к этой работе, в галерее», — добавил он. На листе, который он показал, написано: «Если бы я сейчас подошел к „Ветке“ и, взявшись за нее, размотал скотч со звуком скрежета, это не было бы дзеном, потому что ситуация была бы символической и специальной. Прямизна звука дзен-ветки может быть обеспечена только случайным жестом — неизвестный, анонимный зритель без видео— и фотодокументирования просто вдруг ни с того ни с сего, в неизвестный момент подходит к ветке и разматывает веткой скрежещущий скотч».
Диалог «веток»
"Ветку" Монастырского показали в зале художника , рядом с полотном «Явление Христа народу» и этюдом к этой картине «Ветка». В галерее отмечают, что дерево — излюбленный мотив романтического пейзажа, позволяющий решить проблему взаимоотношения предмета и пространства. По мысли Иванова, высшее начало жизни равно проявляет себя как в великом, так и в малом — например, в одинокой ветке.
"Создавая свое великое произведения «Явление Христа народу», Иванов мечтал побывать в Палестине. Ему это не удалось, и для него библейской Палестиной стала Италия. Для Иванова в этой картине должны были соединиться все первоэлементы бытия, все первоэлементы природы — вода и камни, ствол дерева, крона, листва, небо", — отметила на презентации доктор искусствоведения, старший научный сотрудник «Отдела живописи XVIII — начала XIX века» в Третьяковской галерее .
Это погружение в природу стало для Иванова душевной и творческой потребностью, добавила она. «Иванов был одним из самых глубоко погруженных в Библию художников, в эту книгу первобытия человеческой мысли. Для него природа хранила в себе, в том числе в таком маленьком элементе как ветка эти неиссякаемые жизненные природные силы, силы обновления природы», — отметила Степанова.
Видео дня. Звезды шоу-бизнеса рассказывают о беременности
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео