Дело тёмноe - 14 марта скончался Дженезис Пи-Орридж

Поговорим об этом далее. В феврале 2020 года ушел из жизни другой, не столь известный (разве что в узких музыкальных кругах человек), по имени Дэвид Робэк. Собственно, то же самое произошло в случае ухода из жизни на 71-м году Дженезиса (англ. «Происхождение», «Генезис») Пи-Орриджа (от англ. игры слов «Порридж» - «Овсянка»). Чем нас может заинтересовать творчество Дженезиса «Овсянки»? Начал свою деятельность Дженезис (его настоящее имя Нил Мегсон) 50 с лишним лет назад. Он родился в 1950-м году в Манчестере. Различные источники, серия документальных фильмов и пр. отмечают, что «уже в студенческие годы Пи-Орридж начал проявлять себя борцом против социальных рамок. В 1969 году Пи-Орридж в рамках сотрудничества с перформанс-группой «Transmedia Exploration» принял участие в образовании коммуны». Отмечу, что такая концепция была не новой. В разных формах ее идеологическое наполнение сформулировали и начали развивать еще футуристы и символисты начала ХХ века. Позже подобные теории нашли свое яркое выражение в идеях хипстеров 1920-х – 1930-х годов, постмодернистских философов, художников, писателей, поэтов, принадлежащих к бит-поколению 1950-х – начала 1960-х. Видимо, концепция, принятая на вооружение перформанс-группой «Transmedia Exploration», была также близка к театру абсурда, художественным концепциям дадаизма. Она делала упор на том, чтобы внести в жизнь элементы случайности, спонтанности, «никогда не заниматься одним делом, не использовать одни и те же способы решения задач. Кстати, некоторое время членом коммуны был Дерек Джармен, который позже стал известным кинорежиссёром». Но Пи-Орридж, как и его новоиспеченная подруга Кози Фанни Тутти были людьми беспокойными, тяготеющими к созданию собственных форм самовыражения. Поэтому в 1969 году они образовали перформанс-группу COUM Transmission. «Их перформансы имели вид галерей и уличных представлений. C.O.U.M. Transmission существовала довольно долго. В 1973 Пи-Орридж и Кози Фанни Тутти перебрались в Лондон. В 1974 музыкантом Крисом Картером была написана музыка для представления «Throbbing Gristle» (англ. — «Пульсирующий Хрящ»). Они были довольно популярны: их шоу в Амстердаме посетило более двух тысяч человек, а в 1975 году они даже представляли Англию на ежегодном Парижском биеннале. Также группа получала стипендии и гранты от нескольких престижных учебных заведений, в том числе и от Совета Культуры Великобритании (Art Council Of Great Britain)». В 1976 Пи-Орридж реформировал C.O.U.M. Transmission, создав культовый музыкальный коллектив Throbbing Gristle (TG). Видимо, Дженезис решил, что музыка теперь будет являться для них наиболее удачной формой самовыражения и донесения идей до зрителя, чем ранее. При этом состав формации не изменился. В него входили: сам Дженезис Пи-Орридж — вокал, бас-гитара, клавишные, тексты; Крис Картер — клавишные; Питер Кристоферсон — электроника, программирование; Кози Фанни Тутти — гитара. С появлением TG начало развиваться явление под названием «индустриальная музыка». Пи-Орридж, ничтоже сумняшеся, заявил о том, что «наступила индустриальная эпоха»! Он выдвинул броский лозунг «Индустриальная музыка для индустриального народа!», попутно провозгласив себя идеологом индустриальной культуры. Также «Овсянка» открыл собственный лейбл звукозаписи «Industrial Records», занимавшийся не только изданием опусов TG и других индустриальных групп, но и выставками художника-перфомансиста Монте Казацца и писателя Уильяма Берроуза. Любопытно, что еще в самом начале 1970-х Пи-Орридж не на шутку увлекся изучением творчества и философских идей битников. Его интерес к теме зашел так далеко, что еще в 1973 году «ему удалось встретиться с одним из известнейших представителей этого движения: писателем Уильямом Берроузом. Позже дойдет до того, что Дженезис будет курировать фестивали Берроуза, прошедшие в Лондоне в 1982 года и участвовать в издании «Nothing Here Now but the Recordings» (1980) — альбома, содержащего ранние тексты писателя. Творчество Уильяма оказало значительное влияние на Пи-Орриджа. Например, под впечатлением от техники «cut-up», придуманной Берроузом (ее суть состояла в том, что написанные слова вырезались из страниц и, будучи перемешанными в случайном порядке, образовывали отрывки, готовые для помещения в прозу), Пи-Орридж начал использовать этот метод в музыке! Применение этого стиля достигло апогея в серии альбомов Psychic TV «Electric Newspaper. Issue 1, 2, 3». Сами шоу TG тех времен были наполнены чудовищным лязгом, гулом и грохотом, превращающими (по отзывам зрителей) обычные концерты в настоящие «кошмары». Музыка, гремевших в те годы панкеров из Sex Pistols, казалась детским лепетом по сравнению с творениями TG. По сути, TG «перевернули» идеологический посыл немецкой формации Kraftwerk, которые «намекали» в своих работах на машину, как на совершенный инструмент (в том числе музыкальный), помощника человека в будущем (знаменитый «Autobahn» (1974) и совершенно абстрагировались от «светлых» вибраций эмбиента, наследовавших электронным пульсациям арт, прог, хиппи и краут-рока, которые великолепно звучат в работах Брайна Эно (альбом «Another Green World» (1975). В концепции, разрабатываемой TG, все обстоит с точностью до наоборот! Машина – это орудие уничтожения и тоталитарного подавления, безжалостный терминатор! В итоге, TG выпустили 12 разноплановых альбомов. В 1981 Пи-Орридж распустил группу, не упустив случая, подчеркнуть, что современная цивилизация представляется ему «антигуманной и античеловечной», а TG, вообще никогда «не являлись музыкальным коллективом». Завершив отношения с TG и, наверное, слегка подустав от индустриальных шумов, «Овсянка» решил «замутить» что-то новенькое, обратившись к своему свежему проекту под названием «Psychic TV» в 1981 году. По мнению ряда критиков, «Psychic TV стала самой значительной группой Пи-Орриджа». Именно в ней он начал играться (помимо индастриала) с другими музыкальными стилями: постпанком, ebm, психоделическим роком, дарк-электро, альтернативным роком, эйсид-хаусом, техно, иллбиентом и пр. Еще он активно использовал «телевидение как огромную силу, управляющую современным обществом. Однажды даже заявив о том, что «в его доме телевизор включен всегда». Объём материала, созданного «Овсянкой» для Psychic TV, впечатляет: «с 1982 по 1995 было издано более 40 студийных альбомов и более 20 концертных! Psychic TV внесены в Книгу Рекордов Гиннесса за 23 альбома, выпускавшихся ежемесячно, начиная с 1985 года». «С 1990 по 1997 год Пи-Орридж параллельно занимался совместными проектами с такими коллективами как: Master Musicians of Jajouka, Bachir Attar и индустриальной супергруппой Pigface. Его приглашали спеть при записи своих альбомов такие группы, как «Download» — проект члена Skinny Puppy Кевина Ки, Merzbow, Column One и Hawkwind». Psychic TV прекратила свою деятельность в 1998 году, иногда собирясь для разовых выступлений, как, например, в Москве в 2016 году в клубе «Red». Далее «совместно с Брайаном Даллом и Ларри Трэшером Дженезис организовал новую команду — Thee Majesty, которая периодически выступала вплоть до сегодняшнего дня. Этот коллектив представлял собой музыкально-разговорный проект с использованием сделанных вручную музыкальных инструментов», а также скрипки, кларнета и вибрафона, на которых играл сам «Овсянка». «В 2003 году была издана монография «Painful but Fabulous, the Lives and Art of Genesis P-Orridge», в которой «Овсянка» пытался проанализировать и осознать проделанный им непростой путь, подавая события со своей субъективной точки зрения. Был также снят ряд документальных фильмов о Пи-Орридже и его творчестве. В 2003 году Дженезис (словно героиня знаменитого романа Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки») пошел еще дальше в непростых поисках себя, сменив своё имя на «Дженезис Браер Пи-Орридж» в честь своей жены, Леди Джей Браер Пи-Орридж и подвергнув свое тело и внешность хирургическим вмешательствам. За свою карьеру Пи-Орридж, помимо своих собственных коллективов, работал с рядом известных андеграундных и мейнстримовых групп и музыкантов. В них, помимо «бывших участников TG, входили: Марк Алмонд, Джон Бэланс из Coil, Роуз Макдауэлл и Дуглас Пи из коллектива Death in June, Дэвид Тибет из Current 93, Алекс Фергюссон, Бахир Аттар» и многие другие. Подытоживая, отмечу, что кончина Дженезиса дала повод поднять непростые взаимосвязи философских, художественных и музыкальных стилей в их связи с пониманием жгучих проблем и тенденций развития современности. Так сложилось, что в силу своего характера и менталитета, Дженезис не обходил своим вниманием самые темные из «закоулков» человеческой души и самовыражения, нередко выходя за рамки общепринятых приличий и норм. Я не разделяю философию Дженезиса и его практики. Его музыка также является весьма специфической. Хотя его таланты и влияние на современную культуру трудно отрицать. Думаю, что не стоит давать безапелляционную оценку действиям художника, писателя, поэта, режиссера или музыканта, глядя из настоящего. Что если этот человек смотрел в далекое (или не такое далекое) будущее, провидя или ошибаясь в своих прогнозах? Не знаю. Тут каждый решает для себя сам. А, в общем, творчество Дженезиса Пи-Орриджа еще ждет своих исследователей. Дело ясное, что дело темное… «Наша Версия» выражает соболезнования семье и всем поклонникам музыканта. Фотография – википедия.

Дело тёмноe - 14 марта скончался Дженезис Пи-Орридж
© Версия