«Система Золотого Треугольника» - инновационная модель системы обучения допризывной молодежи
С 2020 по 2021 год в школах Латвии может появиться новый предмет –военная подготовка, который станет одним из шести обязательных предметов по выбору. Школьники будут осваивать практические военные навыки и учиться безопасному обращению с оружием. Учащихся так же будут знакомить с требованиями международного военного законодательства и обязанностями солдат, ролью армии в защите страны. С помощью введения этого предмета в школе Правительство Латвии хочет изменить парадигму мышления об обороне государства, связанную «с представлением о том, что воевать может только солдат с оружием в руках при поддержке сил союзников, к уверенности в том, что каждый патриот страны может внести неоценённый вклад в защиту государства». В 2008 году в Российской Федерации состоялся переход на годичный срок военной службы по призыву. А еще раньше, в 1993 году указом Б.Н. Ельцина предмет НВП – «начальная военная подготовка» был убран из школьной программы. На смену НВП пришел предмет ОБЖ – «основы безопасности жизнедеятельности». Воздействие современных технологий на методы и способы ведения войны, сокращение срока службы по призыву, повлекло за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести: – согласно данным Федеральной службы государственной статистики к 2020 году численность населения нашей страны может сократиться до 136.7 млн., а к 2031 году- до 127.4 млн. человек. Данное обстоятельство представляет реальную угрозу национальной безопасности нашей страны, т.к. количество трудоспособного населения может сократиться до 55%. – около 30% допризывников имеют различные хронические заболевания (3 группа здоровья), 50% имеют отклонения (2группа здоровья) и только 20% относятся к 1 группе здоровья – практически здоровы. – анализ уровня физической подготовленности военнослужащих, призванных на военную службу в 2017 году свидетельствует о низком уровне – более 51% неудовлетворительных оценок в соответствии с требованиями НФП-2009 -отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе; -отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста; -недостаточные объем физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных организациях; -отсутствие преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях; -недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; -отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе. Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. По результатам экспериментальной работы установлено, что более 45% общего количества допризывников не стремится посещать занятия по физическому воспитанию. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3 процента, а юношей и девушек в возрасте 15 – 17 лет включительно – на 11,6 процента. Особой проблемой является выявление лиц с психическими заболеваниями и психическими расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. За последние 5 лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15 – 17 лет включительно увеличилось на 28 процентов, а наркоманией – на 22 процента. «Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются: снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части граждан, призванных на военную службу, справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы; сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования (Воздушно-десантные войска, Военно-Морской Флот, войска национальной гвардии Российской Федерации, специальные подразделения)» Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75 – 85 процентов старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 – 18 процентов) компенсируют дефицит движений. В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы. Анализ основных причин травматизма и гибели личного состава, аварийности и катастроф техники свидетельствует, что наибольшее их количество приходится именно на начальный период военной службы и во многом связано с неподготовленностью граждан, призванных на военную службу, к действиям в сложных ситуациях. Основной статистический показатель, характеризующий состояние тренированности и физического развития граждан, – наличие первого спортивного разряда или спортивного звания – в 2009 году составил всего лишь 3 процента. Учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных организациях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные организации, в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий. Введение подготовки граждан по основам военной службы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в рамках учебного предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92 процента), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким. В тоже время, результаты анкетирования допризывников свидетельствуют о том, что у них появляется повышенный интерес к новым современным системам физических упражнений и системам единоборств, которые способствуют доведению до автоматизма первичных реакций и двигательных навыков на внезапное нападение на улице и формируют активную защиту с целью скорейшего пресечения действий агрессора. Внедрение занятий Инновационной «Системой Золотого Треугольника» (далее «Золотой Треугольник») способствует повышению интереса допризывников к занятиям физической культурой и, как следствие, повышению двигательной активности, улучшению физического и психологического состояния, укреплению их здоровья. «Золотой Треугольник» занимается разработкой авторских программ для различных социальных групп, отдельных подразделений силовых структур и проведением тренингов с целью минимизации временных затрат для создания до уровня рефлексов прикладных двигательных навыков, формированию устойчивых, адекватных экстремальной ситуации реакций, формирующих устойчивую модель поведения, способствующую подавлению атаки агрессора в кратчайшее время и с минимально возможными потерями. Разработанные методики позволяют быстро переходить из работы в ближнем бою без оружия к использованию специальных средств, холодного и огнестрельного оружия. В состав обучающих программ «Золотой Треугольник» включаются и разделы оздоровительных и реабилитационных методик. Так, авторская программа «Спираль» позволяет не только снимать нагрузки с позвоночника, создавая мышечный корсет опорно-двигательного аппарата, но и улучшать результаты в огневой подготовке, формируя у обучаемого надежную стрелковую платформу, обеспечивающую ведение точного огня, в том числе и в движении. В состав Экспертного Совета «Золотого Треугольника» входят не только инструктора международного уровня, принимавшие участие в боевых действиях, но и педагоги и врачи, имеющие ученые степени и являющиеся обладателями запатентованных российских оздоровительных и реабилитационных методик. Экспертным советом «Золотого Треугольника» разработана специальная «Базовая» платформа» для допризывной молодежи, которая может быть включена в часть учебных занятий дисциплины «Физическая культура» ФГОС или изучаться во внеурочное время вместе с родителями учащихся в школьных спортивных залах. «Базовая платформа» Золотого Треугольника решает задачу обучения допризывной молодежи активным защитным техникам единоборства, пониманию функционального назначения и работы оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Процесс воспитания допризывников средствами «ИСЗОТ» имеет акцентированную направленность на повышение уровня физической, военно-прикладной и психологической подготовки молодежи к будущей службе в рядах ВС РФ, а также активного участия допризывников в различных массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях. Использование предложенной модели «Базовая платформа» способствует достижению положительного эффекта за счет соблюдения принципа систематичности (трехразовых занятий в неделю) на протяжении одного учебного года. Внедрение занятий Инновационной «Системой Золотого Треугольника» (далее «Золотой Треугольник») способствует повышению интереса допризывников к занятиям физической культурой и, как следствие, повышению двигательной активности, улучшению физического и психологического состояния, укреплению их здоровья. «Золотой Треугольник» занимается разработкой авторских программ для различных социальных групп, отдельных подразделений силовых структур и проведением тренингов с целью минимизации временных затрат для создания до уровня рефлексов прикладных двигательных навыков, формированию устойчивых, адекватных экстремальной ситуации реакций, формирующих устойчивую модель поведения, способствующую подавлению атаки агрессора в кратчайшее время и с минимально возможными потерями. Разработанные методики позволяют быстро переходить из работы в ближнем бою без оружия к использованию специальных средств, холодного и огнестрельного оружия. В состав обучающих программ «Золотой Треугольник» включаются и разделы оздоровительных и реабилитационных методик. Так, авторская программа «Спираль» позволяет не только снимать нагрузки с позвоночника, создавая мышечный корсет опорно-двигательного аппарата, но и улучшать результаты в огневой подготовке, формируя у обучаемого надежную стрелковую платформу, обеспечивающую ведение точного огня, в том числе и в движении. В состав Экспертного Совета «Золотого Треугольника» входят не только инструктора международного уровня, принимавшие участие в боевых действиях, но и педагоги и врачи, имеющие ученые степени и являющиеся обладателями запатентованных российских оздоровительных и реабилитационных методик. Экспертным советом «Золотого Треугольника» разработана специальная «Базовая» платформа» для допризывной молодежи, которая может быть включена в часть учебных занятий дисциплины «Физическая культура» ФГОС или изучаться во внеурочное время вместе с родителями учащихся в школьных спортивных залах. «Базовая платформа» Золотого Треугольника решает задачу обучения допризывной молодежи активным защитным техникам единоборства, пониманию функционального назначения и работы оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Процесс воспитания допризывников средствами «ИСЗОТ» имеет акцентированную направленность на повышение уровня физической, военно-прикладной и психологической подготовки молодежи к будущей службе в рядах ВС РФ, а также активного участия допризывников в различных массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях. Использование предложенной модели «Базовая платформа» способствует достижению положительного эффекта за счет соблюдения принципа систематичности (трехразовых занятий в неделю) на протяжении одного учебного года. Шлычков Александр Геннадьевич, соискатель научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, руководитель инновационного проекта «Система Золотого Треугольника», Президент Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации развития филиппинских единоборств.