Сериал "Заговор против Америки": что было бы, если бы страной управлял приспешник Гитлера

Создатель сериала "Прослушка" Дэвид Саймон снял политический сериал по одноименному произведению американского писателя Филипа Рота. "Заговор против Америки" служит некоей метафорой настоящего в интерьерах прошлого, которая слишком увлекается обличением и забывает о человеческой стороне вопроса. У нас его можно посмотреть начиная с понедельника на сервисе "Амедиатека". Роман Рота привлек Саймона довольно мрачной политической фантазией: что было бы, если бы на выборах 1940 года в Америке победил не Теодор Рузвельт, а Чарльз Линдберг, знаменитый пилот, который призывает американцев не ввязываться в войну в Европе и дружить с Адольфом Гитлером. Драма, накрывающая целую нацию, показана глазами отдельной еврейской семьи Левинсов из Ньюарка, штат Нью-Джерси. Изначально речи Линдберга кажутся не угрозой, а явной глупостью, и служат лишь предлогом для того, чтобы поупражняться в остроумии для Германа Левинса (Морган Спектор) и его соседей. После вечерней радиопередачи они, выслушав очередное антисемитское излияние кандидата в президенты, собираются на улице и увлеченно его обсуждают, не веря, что такую чепуху можно нести по национальному радио. Однако, когда Герман со своей женой Элизабет (Зои Казан) начинает подумывать о том, чтобы переехать из еврейского квартала в более престижный и купить дом, их потенциальные новые соседи, распевающие песни на немецком в местном баре, заставляют их задуматься о том, что в чепуху Линдберга верит гораздо больше людей, чем кажется. Тем более что он дает американцам довольно простой выбор между войной, которую символизирует Рузвельт, выступающий против нацистской Германии, и миром — то есть им самим, Линдбергом. И неважно, что этот мир принесет с собой дискриминацию и ксенофобию. Чем ближе к выборам, тем больше сгущаются краски, и, несмотря на провокационную документальную съемку, где американский пилот жмет руку Адольфу Гитлеру, вскоре его избирают президентом. Драматический раскол происходит не только в обществе, но и в самой семье Левинсов: старший сын Германа Сэнди не может устоять перед романтическим образом пилота Линдберга — втихаря рисует его портреты и бегает слушать его пламенные речи; племянник Элвин решает, что единственный эффективный способ борьбы с нацистами — это война, и записывается в канадские войска; а старшая сестра Элизабет Эвелин (в исполнении большеглазой Вайноны Райдер) после неудачного романа с женатым мужчиной находит утешение в раввине Лайонеле Бенгельсдорфе (Джон Туртурро). Именно их пара, а не Линдберг, являются главными злодеями сериала. Лайонел поддерживает нового президента, соблазненный близостью к власти, а Эвелин жаждет быть замеченной, поэтому закрывает глаза на неудобную правду. Любопытна и динамика между Германом и Элизабет. Первый безбоязненно высказывает свое мнение и даже в неблагополучные времена верит в то, что его родная страна не допустит произвола, в то время как его жена, чье детство прошло в русском штетле, знает о ксенофобии не понаслышке и хочет сбежать от Америки куда подальше. Герман демонстративно не поддается давлению, Элизабет же находится в состоянии постоянного страха за жизнь родных и близких. Можно сказать, что Герман является настоящим сыном США, самоуверенным и непоколебимым, в то время как в Элизабет еще живет ужас, накопленный прошлыми поколениями. Это своеобразная дихотомия западного и восточного сознания, где обладатель первого будет бороться за справедливость и верить в победу правды, а обладатель второго возьмет своих близких в охапку и убежит, будучи уверенным в бесполезности борьбы и во власти бездушной системы над бесправным маленьким человеком. И отделаться от этого сравнения на протяжении всего сериала не представляется возможным, потому что именно им вам буквально тычут в лицо в каждой серии. "Заговор против Америки" — это не антиутопия, как, например, "Рассказ служанки", это скорее альтернативная реальность. Но такая ли она альтернативная, по мнению Саймона? Действие происходит в 40-е годы прошлого века, но через этот ретрофлер все яснее проступает современность. А если учесть последние новости о коронавирусе, параноидальная атмосфера шоу смотрится очень актуально. Сериал настолько увлечен трансляцией правильных идей и изобличением злодеев, что вся его риторика превращается в борьбу хороших против плохих, а про героев и вовсе забывается, и они становятся все менее похожи на реальных людей. На протяжении шести серий отношения между ними не меняются: Герман ораторствует, Элизабет боится всего на свете, Эвелин таращит глаза, Лайонел принимает нацистов с распростертыми объятиями, Сэнди бесится на своего папу, а самый младший в семье — Филип (то есть сам Рот, от лица которого и написана книга) — испугано за всем этим наблюдает и практически ничего не говорит. Хоть какое-то развитие есть у Элвина: его юношеский идеализм и страсть постепенно гасятся войной, а новые обстоятельства заставляют быстро повзрослеть и переосмыслить свою жизнь. Но его сюжетной линии уделяется совсем немного времени в и без того внушительном хронометраже. В книге все события рассказываются от лица маленького Филипа, но экранизации всегда сталкиваются с проблемой того, как перенести прямую речь персонажа на экран. Некоторые решают ее с помощью закадрового голоса, но это, скорее, делается от беспомощности и не срабатывает практически никогда. Саймон, выступивший здесь не только шоураннером, но и сценаристом (поэтому-то я про него так много и говорю), решил не персонализировать повествование и смотреть на персонажей со стороны. Отчасти это решение кажется логичным, но его беспристрастный взгляд стирает хоть какую-то индивидуальность с лица героев. "Заговор против Америки" превращается в поучительный урок, большую часть времени довольно занудный, и абсолютно не затягивает. Но ведь это главная цель всех сериалов! Затянуть в свои глубины и не отпускать до самого конца. В данном же случае даже не хочется заходить в воду.

Сериал "Заговор против Америки": что было бы, если бы страной управлял приспешник Гитлера
© ТАСС