Войти в почту

Глава "Гормоста": Большой Москворецкий мост фактически собрали заново

Мосты, многометровые памятники и другие монументальные городские объекты всегда кажутся вечными и незыблемыми. Однако за их величавым видом скрывается кропотливая работа тысяч специалистов, ежедневно обеспечивающих контроль и содержание московских сооружений. В интервью РИА Недвижимость руководитель ГБУ "Гормост" Юрий Иванков рассказал, как сотрудники предприятия пересобрали Большой Москворецкий мост по деталям, и какой вклад внесет "Гормост" в реконструкцию Северного Речного вокзала. - Юрий Анатольевич, в 2020 году в Москве планируется отремонтировать 15 мостов. Чем обусловлена необходимость такого массового капремонта? - Капитальный ремонт рано или поздно необходим любому инженерному сооружению в городе, особенно если оно было построено 50 лет назад. Со временем на габаритных конструкциях необходимо менять опорные части, деформационные швы, обновлять гидроизоляцию. Текущий ремонт объектов не всегда решает все вопросы по техническому состоянию, к тому же некоторые технологии устаревают, им на смену приходят новые решения. Через 20 лет или даже 50, как в случае Большого Москворецкого моста, обновленного в конце 2019 года, время капремонта рано или поздно наступает. - Реконструкция Большого Москворецкого моста стала одним из самых значимых проектов прошлого года. С какими сложностями пришлось столкнуться при его реализации? - Мы фактически "раздели" мост догола и собрали его заново, начиная от внутренних коммуникаций и заканчивая внешней отделкой. Большой Москворецкий мост не ремонтировался больше полувека. Конечно, на первый взгляд он выглядел неплохо, но по итогам экспертизы и обследования выявилось очень много изъянов. Когда мы вскрыли мост – а вскрытие, как известно, показывает многое, - то обнаружили, что одних слоев асфальта на Большом Москворецком за 60 лет накопилось около восьми. А это 3 тысячи тонн нагрузки на сооружение! Мы сняли с объекта 10 тысяч блоков, слои дорожного покрытия, открыли все внутренние коммуникации, привезли 2 тысячи тонн металлических балок из Воронежа, специально для реконструкции, и огромное количество гранита для замены потрескавшихся и непригодных плит. Работали и на земле, и с барж, какие-то конструкции даже, что называется, с колес устанавливали, как только привозили материалы. Несмотря на все сложности и объемы работы, реконструкция завершилась даже раньше срока – фактически мост сделали за год вместо 18 месяцев. Проект Большого Москворецкого моста для Москвы по-своему уникальный, такого в городе еще не было. Столичную практику перенимают и регионы – например, недавно у нас была делегация из Санкт-Петербурга, мы делились с ними опытом. Кстати, в 2020 году подобным же образом будем обновлять и Большой Каменный мост. - Помимо масштабных реконструкций мостов, что еще изменится в Москве в 2020 году силами "Гормоста"? - Мы уже отремонтировали Кутузовский тоннель, облицевали, большие работы провели по пруду ВМФ на Поклонной горе. Осенью-зимой устранили на этом объекте утечку, сделали дно и борта, укрепили все гранитом. Сейчас занимаемся Верхними и Нижними Борисовскими мостами на одноименных прудах: меняем полотно, гидроизоляцию, укрепляем опоры. Продолжаются работы на Киевском мосту, скоро приступим к ремонту Электрозаводского моста, планируем обновить около 3 километров деформационных швов на городских мостах. К 75-летию Победы заканчиваем ремонт подземного пешеходного перехода на Поклонной горе, там же к праздникам обновим Триумфальную арку, отмоем ее и покрасим. В целом в рамках плана и городских программ благоустройства "Моя улица" и "Мой район" мы обновим около 90 объектов в этом году. И, конечно, мы принимаем активное участие в реконструкции Северного Речного вокзала. - На Северном Речном вокзале вы отвечаете за ремонт причала? - Да, к нам на баланс его передали в 2018 году, с тех пор предприятие следит за содержанием и ремонтом. Причал строился очередями: первый участок в 1937 году, еще один в 1964-м и дальше уже в 80-х годах. В рамках реконструкции мы вскрыли его полностью, а это почти 1400 метров, раскопали до 2,5 метров вглубь, чтобы проверить, нет ли внутри конструкции подмываний. Интересно, что старые сваи, на которых стоит причал – деревянные, из лиственницы. Ремонт причала – важнейший этап реконструкции всего Северного Речного вокзала, потому что в течение навигационного периода туда приходит до 600 лайнеров. Соответственно, на них в Москву прибывают люди, около 800 тысяч человек за сезон, и корабли для многих служат гостиницами. Чтобы приезжим было комфортно, лайнер необходимо обеспечить подачей и питьевой воды, и электроэнергии, и связи. Мы уже заложили все необходимые коммуникации в траншеи, уложили 1700 кубометров бетона на новом причале. Сейчас занимаемся его укреплением, забиваем новые сваи, причем эту работу ежедневно контролируют водолазы. К 20 апреля, когда пойдут первые пароходы со стартом навигационного периода, мы планируем закончить все работы по ремонту причала. Работа уникальная, объемы большие, аналогичных проектов в Москве еще не было, и мы работаем на совесть, чтобы завершить все вовремя. - Весной стартует не только навигация по Москве-реке, но и любимый москвичам сезон фонтанов. Работы по их подготовке уже стартовали? - Да, по графику мы обычно приступаем к расконсервации фонтанов с марта, но эта работа небыстрая. У нас около сотни таких объектов, и на каждом необходимо прочистить форсунки, восстановить подсветку, проверить на работоспособность насосы и задвижки, а ведь общая протяженность фонтанных коммуникаций – десятки километров. Например, только на одной входной группе ВДНХ их длина около 3,5 километров. Мы все тщательно проверяем, по необходимости ликвидируем утечки и просадки земли, монтируем оборудование. Как только восстановительные работы пройдут по всем объектам, начнем пробные пуски, и к началу мая по команде мэра городские фонтаны начнут работать. - Какие еще мероприятия проводит "Гормост" по подготовке городских сооружений к весенне-летнему сезону? - К весне мы проводим пескоструйную очистку своих объектов, с помощью специального оборудования очищаем мосты от грязи, старых слоев краски, штукатурим их и в дальнейшем красим металлические конструкции и перила объектов. Сооружений у нас много, но на предприятии работает почти 5 тысяч человек, поэтому рук хватает. Также проводится промывка памятников и тоннелей. На всех наших объектах соблюдается режим круглосуточной уборки, так что за чистотой пешеходных зон на мостах, вокруг памятников, у фонтанов и в переходах мы тоже следим. Хотя хозяйство у нас большое и разнообразное, приоритета каким-то конкретным сооружениям мы не отдаем. Круглосуточно в городе работает наша аварийная служба, оснащенная насосами, вышками и другими вспомогательными инструментами. Во время обильных осадков специалисты "Гормоста" всегда начеку, и, если на каком-то из наших объектов фиксируется подтопление, бригады готовы в кратчайшие сроки его ликвидировать. Чтобы Москва была красивой и безопасной для горожан, мы одинаково тщательно следим как за самыми большими памятниками в городе, так и за самыми маленькими пешеходными переходами. Беседовала Полина ЕРМИЛОВА

Глава "Гормоста": Большой Москворецкий мост фактически собрали заново
© РИА Недвижимость