Нужна ли новому Владивостоку старая «Миллионка»?

«Миллионка», будучи ценным местом с точки зрения символического ресурса, уже давно утратила свой облик и сегодня является чуть ли не самым наглядным примером коммунальных, социальных и градостроительных проблем. Очевидно, что самому древнему району Владивостока необходимо переосмысление, или, выражаясь языком архитекторов, — редевелопмент. Правительство Приморского края совместно с мэрией в начале февраля провело конференцию по туристическому развитию Владивостока, где градостроительным экспертам рекомендовали готовить проекты по реконструкции общественных пространств. Стратегическое решение изменить облик дальневосточной столицы принято на основе готовности государства к финансовому участию в данном вопросе. Под каток благоустройства планируют пустить прежде всего «Миллионку». «Старый город — это традиционно самая привлекательная локация для путешествующих людей. Да и для коренных жителей тоже», — уверенно заявил архитектор Роман Науменко. «Миллионка» всегда была историческим сердцем города. Вокруг нее ходило много историй и легенд. Она всегда кишела продавцами разных товаров и была средоточием владивостокской магии. И Семеновский ковш, и приходящие лодки корейцев, и сама «Миллионка» со множеством китайцев, и «район красных фонарей», и триады — это все то, что было Владивостоком. И все это забросили. Здесь плохие коммуникации, сложности с подъездами, парковками и так далее. Но по факту здесь, возможно, самая высокая цена на аренду по городу», — жалуется Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров. Плохое состояние зданий, горы нерегулярно вывозимого мусора, постоянные трудности со всеми видами коммуникаций (свет, вода, канализация и т. д.). Здесь так и не решен вопрос подъездных путей, из-за чего гости города натыкаются на припаркованные машины, жители района не могут подъехать к своему дому, а владельцы бизнесов не в состоянии нормально организовать разгрузку товара. «Мы располагаемся в районе «Миллионки» уже более пяти лет и хорошо видим жизнь этого района изнутри. Это очень своеобразное и интересное место со своими легендами и мифами. То, что этому месту уготована не самая обычная судьба, стало понятно еще в то время, когда здесь были китайские опиумокурильни, а уже в современной истории в 90-х — улица танкообразных железных коммерческих ларьков, — отмечает Дмитрий Чубаев, совладелец рюкзак-шопа «СОПКА». — Сейчас «Миллионка» шаг за шагом превращается в один из центров творческой и предпринимательской жизни города. Однако, как мне кажется, проблемы этого района те же, что и сто лет назад». Купеческий шик старых улиц и постмодернистский китч в плиточно-гранитном исполнении только удручает. Анжелика Петрук, заместитель директора Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева по научной работе: «От того, что сейчас происходит в «Миллионке», становится больно. Утрачен колорит, здания рушатся, на их месте строятся стеклянные и бетонные сооружения. С 2014?г. музей организует экскурсии по этому кварталу, и каждый год здесь замечаем серьезные утраты на теле города — здания исчезают. А ведь еще можно сохранить то малое, что осталось. Здесь могли бы появиться мастерские художников и керамистов, кафе, библиотека, читальный зал, небольшие кинотеатры, куда можно прийти с ребенком и посмотреть старые мультфильмы, диафильмы — в этом есть очарование. В 2012 г. в музее, когда работала старая экспозиция с макетом «Миллионки», мы разместили две урны для опроса и предложили горожанам высказаться. Вопрос был простым: «Сохранить или уничтожить «Миллионку»? Практически все ответившие были за то, чтобы сохранить». У «Миллионки» не только исторические проблемы, но и градостроительные. По словам архитекторов, квартал образован прямоугольной сеткой улиц. Основные артерии, прилегающие к ней, раскрывают вид на Амурский залив, при этом не думая о комфорте проходящих по ним людей. Улицы направлены с востока на запад, диагонально к зимнему ветру, и их застройка не может защитить пешеходов от холодного потока воздуха. Летом, в июле — августе, северная сторона застройки и тротуары вдоль зданий, наоборот, перегреваются солнечными лучами. «Не закрывая видов на Амурский залив, довольно просто вернуть той же улице Адмирала Фокина комфортный микроклимат, — считает Павел Казанцев, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ИШ ДВФУ. — Достаточно по оси улицы с западной, открытой на залив стороны, высадить ветрозащитные деревья с овальной кроной, а далее по улице — уже солнцезащитные деревья с раскидистой, «зонтичной» кроной. Деревья в торце улицы остановят сильные ветра зимой, а слабые ветра, благодаря ажурности лиственной кроны, будут беспрепятственно проветривать пешеходную аллею летом в жару, под деревьями-зонтиками». Такие приемы не новость в архитектуре исторических кварталов, они широко используются и приносят заметный экономический эффект. Например, пешеходная улица в Марселе после защиты от ветров и моросящих дождей стала привлекать на прогулку пешеходов на 15% больше, чем до реконструкции. Соответственно, выросли и продажи небольших магазинчиков вдоль пешеходного променада. Другой распространенный способ реконструкции кварталов исторических европейских городов — когда часть дворов внутри квартала может быть превращена в пассажи, защищенные от ветра, дождя и использующие солнечное тепло зимой. «Надо также посмотреть на причины регулярного затопления ул. Пограничной в районе стадиона «Динамо», — отмечает Павел Казанцев. Анна Мялк, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, эксперт в области государственной историко-культурной экспертизы: «Реконструкция наружных инженерных сетей — самое важное в этом деле. В связи со строительством в свое время стадиона «Динамо» все ливнестоки, которые исторически уходили оттуда в Амурский залив, были перерезаны. При этом какого-либо альтернативного решения проблемы не было предложено. В результате на перекрестке Пограничной и Семеновской во время ливней тонут автомобили. Первые этажи зданий регулярно затапливаются, стены пропитаны водой и, естественно, разрушаются. Ремонтировать фасады в таких условиях — выбрасывать деньги на ветер. Для возрождения квартала нужен комплексный проект реконструкции. Дома в районе принадлежат большому количеству собственников, в том числе и администрации города. Недвижимость используется для получения доходов. И ни копейки не идет на ремонт памятников, никто ничего не делает для того, чтобы сохранить и улучшить техническое состояние зданий. Поэтому нужен проект реконструкции на весь квартал, от Алеутской до Пограничной и от Семеновской до железной дороги. Только после осуществления отвода воды с территории можно делать что-то еще: приводить в порядок (реставрировать) фасады зданий, убирать пристройки и наружные лестницы, обезображивающие сейчас среду квартала, восстанавливать соответствующие подлинным кованые ограждения, замененные сейчас на гнутую дешевку, чтобы можно было показать район туристам. Параллельно проектированию можно отремонтировать крыши, привести их в исторический вид и защитить помещения от протечек сверху».

Нужна ли новому Владивостоку старая «Миллионка»?
© Konkurent.ru