Войти в почту

Вечеринка бразильской музыки пройдет в Москве

В субботу и воскресенье, 14 и 15 марта, в столице пройдет вечеринка живой бразильской музыки Clube do samba. Вход для всех желающих будет свободным. В преддверии этого события корреспондент «Вечерней Москвы» попробовала освоить самый яркий и звучный традиционный инструмент Латинской Америки — карнавальные барабаны. В школе бразильской карнавальной самбы под куполом Культурного центра «ЗИЛ» меня встречает Алексей Морозов, руководитель коллектива барабанщиков. — Играли раньше на чем-то? — спрашивает он. — На виолончели. Но давно. И на гитаре умею немного... Алексей предлагает сесть за большой, самый низкий по звучанию, барабан — сурду. В правую руку беру большую «колотушку» — ею бьют по центру инструмента, в левую — палочку потоньше, чтобы стучать по ободу. Перед наставником — три барабана, похожих на вазы. — Они называются конги, — поясняет он. — Буду играть простые музыкальные фразы, повторяйте. Поначалу ритм простой! Алексей предлагает поиграть синхронно. Вскоре он останавливается: слышен лишь мой инструмент. Процесс звукоизвлечения завораживает: вибрация палочки передается барабану, он отзывается, будто дышит в такт с человеком. — Теперь буду менять ритм. Повторяйте за мной, — говорит Алексей. Пора сосредоточиться! — Хорошо! Схватываете быстро. Но сейчас ритм стал неровным. А его равномерность очень важна, — замечает Морозов. И включает метроном — прибор, отсчитывающий ритм. Четыре удара правой рукой, четыре — левой. Работать синхронно с устройством трудно. Я стараюсь. В какой-то момент начинаю чувствовать себя шаманом... Звук барабанов гипнотизирует. Но не расслабляет: все силы трачу, чтобы попадать в такт. Наконец метроном смолкает. — Попробуем чередовать два ритма. Представьте: фильм смотрите, а это — саундтрек. Какому видеоряду каждый ритм может соответствовать? Есть разница между ними? Да. В перепадах высоты. Под один бит представляю прыжки акробатов, под другой — скачущую по кочкам лягушку. Следующее задание оказывается трудным: наставник играет, а мне нужно вступать в определенный момент, брать паузу, повторять снова... Пропеваем голосом высокие и низкие звуки. Наконец получается слаженно. Алексей Морозов предлагает поимпровизировать. Вдохновенно, хоть неблагозвучно, стучу палками. Вдруг в комнату входят парень и девушка. Тут же молодой человек берет барабан, его спутница — доску с бубенцами, которую в Бразилии называют шокальо, и присоединяются к нам! Сразу попадают в мелодию, дополняют ее. Так вот что это такое — играть в ансамбле! Стараюсь держать ритм. После импровизации узнаю, что музыканты — семейная пара, Ольга и Максим Смирновы. — Музыкальный слух и чувство ритма — почти одно и то же? — спрашиваю у барабанщиков. — Нет. Можно идеально различать высоту нот, а ритма не чувствовать. У меня так было. Натренировал, — говорит Максим. — Барабанщиками не рождаются. Хотя я с детства любил колотить по всему. — Ритм — как лупа или микроскоп, — добавляет Алексей. — Научившись различать его нюансы, можно разглядеть и тонкие грани своей личности. Кажется, играть на барабанах просто. Но чтобы появился квадрат Малевича, нужны были предшествующие эпохи в живописи, включая Ренессанс. Чтобы от кажущейся простоты получать удовольствие, видеть в ней глубину, нужна практика. КСТАТИ Когда-то музыканты батерии — оркестра карнавальной самбы, где играют на ударных инструментах, отстукивали ритм, используя жестяные бочонки из-под масла. Бразилец Алсебиадес Барселос приспособил к ним кожаные мембраны с целью улучшить звук. Так появились барабаны сурду. Читайте также: Водитель проводит тринадцать часов на дорогах мегаполиса

Вечеринка бразильской музыки пройдет в Москве
© Вечерняя Москва