Память в камне: Александровская триумфальная арка в Краснодаре
Память в камне: Александровская триумфальная арка в Краснодаре Открытие арки состоялось в далеком 1888 году. Ровно через сорок лет в 1928 году по велению большевистской власти ее разобрали, пустив кирпичи на укрепление мостовой. Спустя 80 лет было решено восстановить утраченный символ городской истории, для чего в 2008 году был вторично заложен фундамент Александровской триумфальной арки. Правда, уже совсем в другом месте. Обычай возводить такие вот памятные ворота в честь знаменательных событий — воинских побед или приезда знаменательных особ, пришел к нам из античных времен. Первая на Кавказе Триумфальная арка появилась в 1785 году в станице Екатериноградской (сегодня это территория Кабардино-Балкарии), ставшей в конце XVIII века центром Кавказского наместничества Российской империи. Считается, что именно от нее берет начало Военно-Грузинская дорога, ведущая в Закавказье. В 1888 году император Александр III с супругой и царевичем — будущим монархом России Николаем II совершал инспекционную поездку по южным регионам страны. С волнением и нетерпением ждали его и в Екатеринодаре. Нетривиальное событие было решено отметить строительством так называемых Царских ворот, через которые государь въедет в город. Местное купечество стало загодя собирать средства на нужды строительства. Очень быстро набралось 16 тыс. рублей — огромные по тем временам деньги, что позволило энтузиастам нанять для работ главного Кубанского областного архитектора Василия Андреевича Филиппова. Приехав в город из Санкт-Петербурга в возрасте 26 лет, он прожил здесь всю оставшуюся жизнь (скончался на 65 году жизни в 1907 году), оставив потомкам в наследство множество красивых особняков, церквей и часовен, памятников и казенных домов. Кстати, свои шедевры мастер создавал не только в центре области, но и в станицах. Стоит сказать, что строители уложились в меньшую сумму — около 13 тыс. рублей. Но экономия ни в коей степени не сказалась ни на внешнем виде памятника, ни на качестве постройки. Сооружение в псевдорусском стиле (воссоздающем черты московской архитектуры XVI века) появилось на пересечении улиц Котляревской и Екатерининской на пути следования императорского кортежа от вокзала к дворцу Наказного атамана. Состояла арка из трех частей: центрального пролета для транспорта и двух пешеходных по бокам. Крыша была украшена четырьмя шпилями, на которых были золоченые двуглавые орлы, как символ самодержавия. Сторону, смотрящую на вокзал, украшал образ святого благоверного князя Александра Невского. В город был обращен лик покровительницы казачьей столицы святой великомученицы Екатерины. Перед каждой из икон горели лампады. Высота сооружения, как и в станице Екатериноградской, составляла 12 м, длина — 18 м, толщина стен достигала 3 м. Стены были окрашены масляной краской. В 1900 году под аркой пустили первый трамвай, для начала с одной колеей. В 1909 году здесь был проложен путь и в другую сторону. Горожанам памятник пришелся по душе, его изображение часто появлялось на открытках и конвертах дореволюционной поры. Но пришли иные времена, и все символы, вся атрибутика самодержавия не смотря на их историческую и художественную ценность, были обречены на уничтожение. Предлог для сноса Царских ворот большевиками, поистине, оказался гениальным. По утверждению властей, кондукторы трамваев, проезжая под сводами арки, «разбивали свои лбы». Но по утверждению самих работников общественного транспорта за двадцать лет ни одной подобной жалобы зафиксировано не было. Так, в самом оперативном порядке, подарок августейшей семье от казаков и екатеринодарского купечества разобрали на кирпичики. Минул почти век. И вновь взгляды российского общества претерпели изменения. В рамках государственной программы по восстановлению исторических памятников в 2007 году было принято решение о воссоздании Царских ворот. Установить их на прежнем месте (теперь уже на углу улиц Седина и Мира) не представлялось возможным в силу огромной транспортной загруженности этих магистралей. Триумфальная арка переехала в самый центр города, на бульвар, где пересекаются улицы Красная и Бабушкина. Рабочий процесс осложнялся тем, что не сохранилось ни чертежей, ни планов знаменитого памятника. Приходилось кропотливо и скрупулезно, используя метод стилистической реставрации, изучать старые фотографии, открытки и картинки, зачастую не лучшего качества. Во главе этого трудоемкого дела стоял доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного технологического университета, член союза дизайнеров России Сергей Снисаренко. Несмотря на сложности, результат превзошел все ожидания. Воссозданные ворота точно повторяют параметры и внешний вид предшественника. Но имеются и различия. Так, арка XIX века вся сложена из кирпича, а у нашей ровесницы есть железобетонный каркас, облицованный отделочным камнем. Кое-какие детали нынешнего фасада были собраны на земле, а затем уже укреплены в вертикальной плоскости. В современном исполнении арка украшена лишь образом Александра Невского. Это вовсе не значит, что горожане и исполнители проекта отказались от темы, связанной с покровительницей города Святой великомученицей Екатериной. Напротив, теперь ей посвящена целая скульптурная композиция, расположенная в небольшом скверике метрах в тридцати от арки. Бронзовая восьмиметровая фигура работы московских скульпторов Дарьи Успенской и Виталия Шанова стоит на огромном колоколе, в ее руках крест, а голову украшает корона. Желающие могут пройти внутрь колокола, тем самым почувствовав на себе защиту святой. Постамент украшен фигурами ангелов, размещенных в небольших нишах, в летнее время вокруг работают фонтанчики. И арка, перенесшаяся в современный город из XIX века, и хрупкая женственная фигура Екатерины, как бы парящая над бульваром и видная издалека, теперь представляют единую гармоничную композицию. Верим, что в этой связке они простоят еще века на радость всем краснодарцам и гостям города.