Старое-новое - Врио главы Чувашии Олег Николаев объяснил зачем республике нужно министерство промышленности и энергетики
Как уже известно, свою деятельность на посту временно исполняющего обязанности главы региона Олег Николаев начал с кадровых изменений в региональном правительстве, отправив его в отставку в полном составе. После этого последовали новые назначения, часть из которых имели признаки дежавю — те же люди на прежних постах. Например, Роза Лизакова возглавила региональное министерство культуры и по делам национальностей. На этой должности она уже работала, руководя ведомством в период с 2008 по 2012 годы. Не новичок в высших эшелонах власти республики и Алла Салаева. Причем, вернулась она на тот же пост вице-премьера без министерского портфеля, который уже занимала в 2015 году. Ряд увольнений был вполне предсказуем. Практически предопределен был уход Ивана Исаева (экс-министр экологии) и Светланы Енилиной (экс-министр финансов). Личности это достаточно одиозные, публичные, но с негативным оттенком. Против Исаева несколько лет расследовалось и рассматривалось в судах уголовное дело. В конечном итоге обвинения с бывшего чиновника сняли. Но, как говорится, осадочек остался. Светлану Енилину в махинациях никто пока не уличил. Зато ее родная сестра отбывает срок по коррупционной статье, что больно ударило по репутации экс-главы минфина. На первый взгляд кадровая политика временно исполняющего обязанности главы региона выглядит как некое сведение счетов с предшественником. точнее, с его командой. Однако, думается, что это только первое впечатление. Олег Николаев — политик-теоретик. На этом поприще он достиг определенных успехов. А вот опыта практического управления у него нет. Как нет и достаточного кадрового резерва, из которого он мог бы сформировать абсолютно новую сильную команду. Наверное, где-то и по этой причине на ряд ключевых постов в новом правительстве были назначены чиновники, ранее уже занимавшие эти или аналогичные должности. Назначение, например, Аллы Салаевой, может быть весьма спорно. Но альтернативы ей, по-видимому, нет. Вместе с новыми людьми в правительстве Чувашии появились и новые структуры. Так было воссоздано министерство промышленности и энергетики во главе с Александром Доманиным. Это ведомство было упразднено около 10 лет назад бывшим руководителем Чувашии Михаилом Игнатьевым. Именно в отсутствии профильной структуры врио главы республики Олег Николаев видит одну из причин экономического спада и потери инвестиционной привлекательности региона. То есть, это было стратегической ошибкой прежнего руководства. «Такого министерства в Чувашии не было, по-моему, лет 10, с тех пор как оно было ликвидировано. И, очевидно, в связи с этим в республике существенно провалилась промышленная политика, возможно и из-за этого тоже мы имели шестилетний спад инвестиций», - цитирует Николаева «Интерфакс-Поволжье». Перед возрожденным министерством стоит несколько задач. В первую очередь, от него ждут оптимизацию экономики и стимуляцию предпринимательской активности. По официальным данным, только 2-3 процента граждан России отваживаются пуститься в «свободное плавание» и заняться частным бизнесом, зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей или открыв небольшое ООО. Но именно этот сектор экономики мог бы играть значимую роль в наполнении бюджетов всех уровней, в том числе Чувашской Республики. Также предпринимательская активность должна сыграть значимую роль в повышении доходов населения региона. Рост и развитие частного сектора — это возможность платить конкурентные зарплаты сотрудникам. С открытием новых ИП и ООО экономика региона, более пяти лет стагнирующая, сама по себе развиваться не начнет. Чтобы вывести ее из застоя требуются серьезные финансовые вливания. «Как раз одной из главных проблем региона было то, что за последние шесть лет инвестиции последовательно падали – и физический объем, и их абсолютный показатель»,- говорит Олег Николаев. Экономический регресс усугубил и острую для Чувашии проблему — миграцию населения. В последние годы все больше трудоспособного населения покидает республику в поисках «лучшей жизни». Чаще всего люди едут в столицу. Реже работают в более благополучных соседних регионах. Чтобы изменить ситуацию необходимо поднимать инвестиционную привлекательность региона. Это вторая задача, поставленная перед министерством промышленности и энергетики. На данный момент Чувашию с известной долей уверенности можно назвать регионом-банкротом. И то, что республика вошла в число 10 субъектов федерации с самыми низкими социально-экономическими показателями яркое тому подтверждение. Финансовая поддержка из бюджета страны — лишь возможность спасти положение. Вылезет ли регион из социально-экономической ямы зависит, прежде всего, от компетентности команды, которая управляет регионом. К сожалению, исторический опыт говорит о том, что «любая кухарка» управлять государством не может. Для этого необходимы специфические знания, навыки и опыт - годы, десятилетия работы... Можно сколько угодно долго рассуждать, что битвы выигрывают солдаты, а не разведка и генералы. Но без академических знаний в тактике и стратегии даже огромная армия обречена на поражение. Пока в команде Олега Николаева стратеги о себе не заявляли. И он, и часть его команды только-только получают первые навыки практического руководства сложным регионом, анализируя опыт предшественников. Смогут ли они избежать ошибок прежнего правительства или Чувашия повторит печальный опыт соседней Марий Эл, где на место коррупционера Маркелова пришел малокомпетентный в вопросах управления национальными территориями Евстифеев? В итоге регион скатился в пропасть и сможет ли он выбраться - большой вопрос. Шансы и некий карт-бланш у Олега Николаева есть. Есть ответ на общественный запрос в переменах и, вроде бы, есть понимание сути происходящего. Воспользуется ли он ими и выступит в роли кризисного менеджера, вырвав регион из социально-экономического упадка или предпочтет политику кадровых рокировок, создающую иллюзию перемен и ни к чему не ведущую, будет понятно довольно скоро. Во всяком случае, к сентябрю станет заметно насколько он силен даже не столько в экономических и внутриполитических вопросах, сколько в кадровых вопросах, вопросах контроля.